Пояснительная записка
Данная программа решает задачи военно-патриотического воспитания. Она способствует формированию у школьника гражданской позиции: воспитанию любви к Отчизне, своей малой родине, семье. Её создание вызвано актуальностью и востребованностью в обществе идей патриотизма. В то же время, практически отсутствуют работы, методически и технологически обеспечивающие деятельность учителя в этом направлении, начиная с первого класса. Новизна программы состоит в том, что занятия проводятся на основе социокультурных технологий, которые отражают современные достижения в области психологии и психофизиологии младших школьников. Представленная программа закладывает основы формирования учебной деятельности – систему познавательных и учебных мотивов, умений понимать и реализовывать учебные цели, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Она помогает развивать у детей способность и готовность к сотрудничеству в учебной деятельности с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющие отношения личности с обществом и окружающими людьми. Реализация данной программы помогает воспитывать растущего человека как нравственно ориентированную, а, значит, патриотичную личность.
Содержание курса
Предлагаемое методическое пособие предназначено для учителей начальных классов, осуществляющих внеурочную деятельность в 1 классе. За основу взята программа, разработанная И.Ю.Кузьминым и Е.Ю.Давыдовым, Азбука Истоков.
Содержание программы кружка «Золотое сердечко» ориентировано на формирование духовного-нравственного стержня учащихся, а также управленческих и коммуникационных навыков. Представленные темы занятий знакомят первоклассников с понятиями, связанными с патриотизмом, помогают осмыслить человеческие ценности, формируют потребность быть полезным семье и обществу.
Характерными особенностями данного курса в связи с внедрением в учебный процесс стандартов второго поколения являются:
- Практико-ориентированная направленность содержания обучения;
- Применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей (литературное чтение, окружающий мир, русский язык);
- Применение полученного опыта практической деятельности в быту и общественной жизни.
Курс рассчитан на 34 часа и состоит из трёх разделов: «Слово», «Образ», «Книга».
- Первый раздел - «Слово» 9 часов.
- Второй раздел - «Образ» 9 часов.
- Третий раздел - «Книга» 16 часов
В первом разделе «Слово» идёт работа над произведениями разных литературных жанров: сказкой, стихотворением, рассказом, святочным рассказом, легендой. Дети выясняют основной смысл прочитанного, раскрывают более точно социокультурные категории (слово, семья, образ, светлый образ, книга, живое слово книги, мир книг и т.д.) и нравственные понятия (родительская любовь, любовь к Родине, послушание, благодарение и т.д.). Ученики знакомятся с особенностями русского фольклора: загадками, закличками, пословицами. Особое внимание уделяется толкованию новых слов и введению их в активный запас разговорной речи школьников (это работа с толковыми словарями С.И.Ожегова и В.И.Даля)
В разделе «Образ» дети знакомятся с историческими личностями: Дмитрием Пожарским, Сергием Радонежским, с жизнью и бытом людей, с государственной символикой России, праздниками, православными традициями.
Третий раздел - «Книга» позволяет показать ребёнку связь Слова и Образа. Книга становится для ребёнка живой, любимой, требующей к себе бережного отношения. Работа с книгой способствует выработке умения пользоваться оглавлением, краткой аннотацией в начале книги, при этом закрепляется навык осознанного чтения, расширяется читательский кругозор.
На занятиях дети много рисуют, вырезают, изготавливают подарки своим родным, учатся красиво их оформлять.
Главными целями курса являются:
- Освоение новых социокультурных категорий: Слово, Образ, Книга;
- Развитие целостного восприятия: способности слышать Слово, видеть Образ, чувствовать окружающий мир;
- Формирование способности передавать Слово, Образ, синтез Слова и Образа, наполняя это чувственным сопереживанием, через создание первой авторской Книги.
В процессе обучения реализуются следующие учебно-воспитательные задачи:
- Сохранять и поддерживать индивидуальность ребёнка на основе учёта его жизненного опыта;
- Последовательно формировать у школьников универсальные учебные действия, основанные на способности ребёнка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки, проводить обобщение;
- Изучение школьниками взаимосвязи человека и общества (на уровне ознакомления), получение знаний об объектах, явлениях, традициях своего Отечества с целью дальнейшего их применения на основных предметах в начальной школе;
- Воспитывать у школьников бережное отношение к труду, традициям, культуре своего народа, формировать навыки нравственного поведения в быту, обществе;
- Охрана психического и физического здоровья.
Учебно-тематический план занятий кружка «Золотое сердечко»
№ |
Тема |
Активные формы обучения |
Страничка первой книги |
|
|
Тема "Слово" - 9ч. |
|
1 |
Здравствуй, школа! |
Ресурсный круг |
Здравствуй, школа! |
2 |
Золотое сердечко «Истоковская школа» |
Активное занятие (работа в паре) "Вырастим колосок" |
|
3 |
Доброе слово |
Ресурсный круг |
Милая мамочка. |
4 |
Слово о родителях |
Активное занятие (работа в паре) "Родители" |
Мой папа. |
5 |
Мои бабушка и дедушка |
Ресурсный круг |
Семейный праздник. |
6 |
Сказочное слово |
Ресурсный круг "Чему учат сказки?" |
СказкиА.С.Пушкина. |
7 |
Святое слово |
Экскурсия в музей. |
|
8 |
Честное слово. |
Активное занятие (работа в паре) "Настоящий друг" |
Радуга дружбы. |
9 |
Слово чести. |
Ресурсный круг "Каким должен быть защитник Родины» |
|
|
|
Тема "Образ" – 9 часов. |
|
1 |
Образ малой родины. |
Активное занятие (работа в паре) "Цвета Родины" |
Мой любимый уголок города. |
2 |
Родник. |
Ресурсный круг |
|
3 |
Святой источник. |
Экскурсия к часовне. |
|
4 |
Первый образ. |
Активное занятие (работа в паре) "Первообраз" |
|
5 |
Образ света. |
Активное занятие (работа в паре) "Светлый человек" |
|
6 |
Образ праздничного настроения |
Ресурсный круг |
|
7 |
Образ Рождества. |
Ресурсный круг |
Рождественская открытка |
8 |
Образ Ангела. Святочные рассказы. |
Ресурсный круг |
Святочный рассказ |
9 |
Светлый путь. |
Активное занятие (работа в паре) "Счастливый человек" |
|
|
|
Тема "Книга" - 16 часов |
|
1 |
Книга |
Ресурсный круг |
|
2 |
Создание книг |
Активное занятие (работа в паре) "Создадим книгу" |
Обложка книги |
3 |
В царстве книг |
Экскурсия в библиотеку Ресурсный круг (с родителями) |
Царство книг. |
4 |
Любимая книга |
Ресурсный круг |
Герои любимых книг |
5 |
Русские народные сказки |
Активное занятие (работа в паре) "Герои сказок" |
Любимый сказочный герой. |
5 |
Первая книга |
Ресурсный круг |
|
7 |
Сочиним сказку |
Практическое занятие |
Иллюстрация к сказке. |
8 |
Покажем сказку. |
Коллективное творческое дело Постановка сказок (с родителями) |
|
9 |
Покажем сказку. |
Коллективное творческое дело Постановка сказок (с родителями) |
|
10 |
Светлое Христово Воскресение |
Активное занятие (работа в паре) "Обычаи празднования Пасхи» |
|
11 |
Изготовление пасхальных сувениров |
Практическое занятие "Пасхальный сувенир" |
|
12 |
Книга книг - Библия |
Активное занятие (работа в паре) "Какие Святые слова, образы, светлые мысли и чувства вы смогли бы записать?» |
Мои светлые мысли и чувства. |
13 |
Мир книг |
Ресурсный круг |
|
14 |
"Скорая помощь" |
Практическое занятие (работа в микрогруппах). Ремонт книг. |
|
15 |
Моя первая книга добра |
Практическое занятие |
|
16 |
Золотое сердечко |
Ресурсный круг (с родителями) |
|
|
|
Всего за год – 34 часа. |
|
Формы организации деятельности
Кружок проводится с частью класса или целым классом при небольшом количестве обучающихся. Занятия проходят 1 раз в неделю и включают в себя систему активных занятий: ресурсный круг (учащиеся), ресурсный круг (учащиеся и родители), работа в парах (учащиеся), работа в микрогруппах (учащиеся и родители), работа с учебником «Азбука Истоков», беседы, экскурсии в социуме, выполнение практических творческих заданий, коллективные творческие дела.
Планируемые результаты
Реализация курса нацелена на получение следующих социокультурных результатов:
I полугодие
- Развитие совместного ресурса успеха детей и родителей;
- Приобретение навыка взаимодействия в парах с постоянным лидером;
II полугодие
- Выход на осмысление единых духовных ценностей детей и родителей, семьи и школы;
- Совершенствование навыка взаимодействия в микрогруппах, выход на единый контекст в классе;
- Закрепление социокультурного опыта в создаваемой детьми Книге.
Диагностический аппарат
Анкета для детей «Значимые ценности»
Цель: изучение структуры ценностной сферы детей.
Детям выдаются листки бумаги. На доске записаны следующие понятия: Родина, друзья, семья, деньги, учёба, хобби.
Задание: распределите понятия в порядке их значимости для вас. Выберите и запишите слово, которое вам важнее остальных. Теперь выберите из оставшихся самое важное для вас, запишите его и так далее.
Прогнозируемые результаты: в конце года у 50% учеников, первые места должны занимать – семья, Родина.
Методика «Бусы» (сентябрь)
Цель: определение уровня развития коммуникативных навыков.
Работа проходит в парах. Каждой паре выдаётся лист с нарисованными бусами. На каждой нити по 10 нераскрашенных бусинок. У каждого ребёнка по 3 цветных карандаша - у 1 варианта - синий, красный, жёлтый, у 2 варианта – зелёный, красный, жёлтый.
Задание: раскрасьте бусинки в следующем порядке – красная, синяя, жёлтая, зелёная.
Дети начинают выполнять задание, но сталкиваются с проблемой – кому раскрашивать, как быть с недостающим цветом. Они должны найти выход из этой ситуации, договориться, как будут выполнять работу.
Прогнозируемые результаты: количество пар, справившихся с заданием может составлять 15%, так как дети только пришли в школу и не успели познакомиться.
Методика «Варежки» (май)
Цель: определение уровня развития коммуникативных навыков.
Работа выполняется в парах.
Каждому ученику выдаётся шаблон варежки из белой бумаги. У детей должны быть цветные карандаши.
Задание: договоритесь и раскрасьте варежки так, чтобы они получились одинаковыми.
Прогнозируемые результаты: с заданием должны справиться не менее 50% пар.
Методика «Дневник эмоционального настроения»
Цель: определение уровня эмоционального настроения детей во время проведения занятий кружка.
В начале и в конце занятия дети закрашивают «смайлики» определённым цветом, соответствующим их настроению.
- Красный – очень радостное;
- Оранжевый – радостное;
- Белый – спокойное;
- Синий – я беспокоюсь;
- Чёрный – грустное
- Зелёный – безразличное.
В конце каждой четверти составляется диаграмма по средним показателям класса.
Прогнозируемые результаты: должен быть рост количества школьников, выбравших категории «радостное», «очень радостное», «спокойное» при уменьшении количества выбравших «я беспокоюсь», «грустное», «безразличное».
Литература
- Иванищева Е.В. Интегрированный потенциал истоковедения. Череповец, 2004.
- Иванова Н.В. Возможные приёмы организации сотрудничества младших школьников с учителем и родителями во внеучебной деятельности. // Начальная школа №3, 2006.
- Кузьмин И.А. Истоковедение 1. – М.:Технологическая школа бизнеса, 2001.
- Кузьмин И.А. Истоковедение 5. – М.:Технологическая школа бизнеса, 2005.
- Стандарты второго поколения: Примерные программы внеурочной деятельности / под редакцией В.А.Горского – М.:Просвещение, 2010.
- Фридман Л.М. и другие. Изучение личности учащегося и ученического коллектива. /Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. – М.: Просвещение, 1988.
- Шкуричева Н.А. Зачем первоклассникам нужна парная работа на уроке в адаптационный период.// Начальная школа №10, 2006.