Тип урока: Закрепление знаний, умений и навыков при изготовлении ушка.
Вид урока: Практическая работа.
Цели урока:
- Обучающая - закрепление ЗУН обучающихся, приобретенных при разметке, рубке, гибке, опиливании и сверлении металла.
- Развивающая - формировать умения применять необходимый инструмент, выявлять, анализировать и предупреждать характерные ошибки при работе.
- Воспитательная - воспитание чувства гордости избранной профессии, бережное отношение к инструментам, наглядным пособиям, ответственность, точность и аккуратность за выполненную работу.
Методы:
- Обучения - алгоритмический.
- Преподавания - объяснительно-стимулирующий.
- Учения - репродуктивный, практический.
Межпредметные связи: черчение, слесарное дело, материаловедение, допуски и посадки.
Материально-техническое оснащение урока: слесарный верстак, слесарные тиски, комплект напильников, зубило, молотки, чертилки, кернеры, металлические линейки, настольно-сверлильный станок, машинные тиски, набор сверл, разметочный циркуль, угольник, наждачная бумага.
Литература: Макиенко М.Н. Слесарное дело с основами материаловедения.
Ход урока
1. Организационная часть.
- проверка присутствующих, назначение дежурных,
- проверка внешнего вида и готовности к уроку.
2. Вводный инструктаж.
Сообщение темы и целевая установка.
Актуализация знаний обучающихся.
Проверка знаний обучающихся по ТБ:
- ТБ при опиливании металла. (нельзя работать напильниками с расколотыми ручками, строго запрещается сдувать стружку или сбрасывать стружку обнаженными руками, работать напильниками без рукояток, надежно закреплять заготовку в тисках , работать исправными инструментами).
- ТБ при гибке металла (слесарные молотки должны быть плотно насажены и расклинены, удары наносить по заготовке).
- ТБ при сверлильных работах (работать исправными инструментами, не браться за вращающийся режущий инструмент и шпиндель, не опираться на станок во время работы станка, работать исправными инструментами, не оставлять станок без присмотра).
Опрос по ранее пройденной теме:
- Что называется опиливанием? (снятие определенного слоя металла при помощи напильника).
- Как подразделяют напильники по числу насечек? (драчевые - применяют для грубого опиливания когда требуется удалить большой слой металла; личные -применяют для чистового опиливания; бархатные - применяют для окончательной обработки изделия).
- Назовите виды напильников по форме и их применение (плоские - для опиливания наружных или внутренних плоских поверхностей; квадратные -для распиливания квадратных, и прямоугольных отверстий; трехгранные -для опиливания острых углов как с внешней стороны детали, так и в пазах, отверстиях и канавках; круглые - для распиливания круглых или овальных отверстий и вогнутых поверхностей небольшого радиуса; полукруглые - для вогнутых поверхностей и больших отверстий; ромбические - для опиливания зубьев зубчатых колес, дисков и звездочек).
- Что называется рубкой металла? (снятие определенного слоя металла, вырубание заготовок, разделение металла на части).
- Какие инструменты применяют при рубке металла? (плита, зубило, крейцмейсель, канавочник, слесарные молотки, слесарные тиски и верстак).
- В чем разница между сверлением и рассверливанием? (сверление это получение отверстия при помощи сверла, рассверливание это увеличение уже имеющегося отверстия).
- Из каких материалов изготавливают спиральные сверла? (из углеродистой инструментальной стали У10, У12А, быстрорежущей стали Р9, Р18).
- Какие физические явления лежат в основе процесса гибки? (В процессе гибки металл подвергается одновременно действию растягивающих и сжимающих усилий. На наружной стороне детали в месте изгиба волокна металла растягиваются, длина их увеличивается; на внутренней, наоборот, волокна сжимаются, длина их уменьшается).
- Назовите основные параметры резания. (Скорость резания (u), частота вращения (n), глубина резания (t), подача (s))
- Что входит в понятие брак? (Брак это продукция, не соответствующая полностью или частично чертежам и техническим условиям, брак делится на исправимый и неисправимый).
Обобщить ответы обучающихся.
Формирование опорных понятий и способов действия:
- ознакомление обучающихся с содержанием предстоящей работы и средствами ее выполнения с частичным показом;
- ознакомление обучающихся с порядком действий при изготовлении ушка (для накладного крючка) по инструкционно-технологической карте (Приложение);
-предупреждение обучающихся о возможных затруднениях и ошибках при выполнении ушка (для накладного крючка);
- выдача заготовок и инструментов для работы.
3. Текущий инструктаж.
Самостоятельная работа обучающихся.
Целевой обход:
- правильность организации рабочего места;
- соблюдение правил ТБ;
- правильность выполнения работы;
- оказание помощи обучающимся (индивидуально);
4. Заключительный инструктаж.
- подвести итоги работы за день;
- выявление характерных ошибок;
- оценить работы обучающихся;
- отметить кто из обучающихся добился отличного качества работы.
5. Домашнее задание.
Определить частоту вращения сверла, если известны диаметр сверла D=25мм и скорость резания u=40м/мин.
Определить скорость резания, если D =20мм, и n=5000об/мин.
6. Уборка рабочих мест и мастерской.