По результатам Всероссийской диспансеризации детского населения, проведенной центром образования и здоровья института возрастной физиологии РАО, доля здоровых детей в целом снизилась до 32,1%, вдвое увеличилось количество детей, имеющих хронические патологии, число здоровых детей в младших классах не превышает 10%, старших 5%, у 80% школьников нарушена социальная адаптация.
В настоящее время вопросам инклюзивного образования детей уделяется большое внимание.
"В нашей стране процесс интеграции (инклюзии) детей с ограниченными возможностями психического и/или физического здоровья в образовательных учреждениях представляет собой реализацию прав детей на образование Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования, и создания необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, их психических и физических возможностей" (Закон об Образовании).
"Интегративный (инклюзивный) подход, не упуская из виду заболевание, предполагает совместное преодоление (хотя бы и частичное) трудностей ребенка в обычном детском сообществе, учитывая нужду такого ребенка в особой душевной заботе" (на основе точки зрения канд. психол. наук, доцента, М.М.Семаго, канд. психол. наук, доцент Н.Я. Семаго, АПКиППРО РАО).
Сохранение здоровья детей - одна из основных ценностных ориентаций нашей школы. Чтобы обеспечить условия здоровой и полноценной жизни, необходимо оказание соответствующей помощи со стороны окружающих ребенка взрослых.
Наши педагоги видят пути решения данного вопроса во внедрении здоровьесберегающих технологий, целями которых является обеспечение возможности сохранения здоровья ребенка в период обучения в школе, получение школьниками необходимых знаний, формирование практических умений и навыков по здоровому образу жизни. Важно научить детей противостоять стрессовым ситуациям, не поддаваться неудачам, развивать эмоционально-волевые качества, способность не бояться трудностей, умение общаться со сверстниками и взрослыми, а также ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Понятие "успешность" и "здоровье" взаимосвязаны.
В школе открыты классы КО, обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют заболевания соматического характера.
Педагоги школы № 80 г.Северска организуют учебно-воспитательный процесс, опираясь на психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающих технологий. Широко используются возможности урока, занятий спецкурсов и кружков, где дети получают основные понятия и представления о здоровом образе жизни, осваивают практические навыки для поддержания своего здоровья.
Наша школа тесно сотрудничает с грязелечебницей. На базе водогрязелечебницы осуществляется физиолечение. При медицинском кабинете школы проводится фитотерапия, витаминотерапия, светолечение.
В школе создаются индивидуальные психолого-педагогические программы сопровождения обучения детей с ОВЗ. В рамках данных программ осуществляется психологическое сопровождение таких детей.
На основании результатов диагностических обследований, которые направлены на определение: актуального состояния, личностных особенностей, познавательных способностей, эмоционального отношения к учению, межличностных отношений, профессиональных интересов и склонностей, выявилось, что у таких детей проявляются учебные трудности, школьная тревожность, снижение самооценки, нарушение эмоционально-волевой сферы (проблемы взаимоотношения со сверстниками, учителями, родителями), проблемы с выбором образования, и профессионального маршрута.
В связи с этим необходимо решать следующие задачи:
- Проведение диагностических обследований детей;
- Составление плана профилактических мероприятий с учащимися
- Проведение индивидуальных, групповых занятий с учащимися,
- Проведение консультаций для педагогов-предметников, родителей, классных руководителей.
- Анализ результатов динамики развития;
Психологами школы проводятся индивидуальные консультации, курсы человековедческой направленности: курс "Человековедение" для начальной и средней школы, "Духовная музыка" для начальной школы, для девятиклассников - элективные курсы: "Сокровища моего Я", "Мой путь к карьере", для старшеклассников "Психология успеха", общей целью которых является создание условий для развития здоровой личности школьника.
Под "здоровьем" понимается эмоциональная стабильность, умение выстраивать отношения со сверстниками, окружающими их взрослыми, умение выстраивать позитивный образ будущего, отсюда, дети становятся уверенными в себе, снижается тревожность, формируется адекватная самооценка, все это помогает укрепить и сохранить здоровье.
Данные курсы направлены на разный возраст обучающихся, поэтому главное для младшей школы - это оказать помощь и поддержку в адаптации к школьным условиям, для среднего звена - решать проблемы межличностного общения, для подростков - помощь в формировании образа будущего, старшеклассников - помощь в адаптации к взрослой жизни.
На занятиях дети получают доступные психологические знания, учатся понимать мир чувств и эмоций, осознают уникальность внутреннего мира человека, овладевают практическими приемами самопознания, снятия эмоционального и физического напряжения. Это осуществляется различными формами и методами: создание эмоционального фона, музыкальное сопровождение, социальное рисование, коммуникативные и координационно-подвижные игры, рассказы о себе и своих жизненных ситуациях, сказки и упражнения на понимание собственных чувств и состояний, сверстников, взрослых и т. д.
Так как занятия проходят во второй половине дня, то чаще они начинаются со снятия эмоциональной скованности, напряжения. На фоне музыкального сопровождения выполняются упражнения: дыхательные, зрительно-образные. Для снятия физического, психического и умственного напряжения проводятся игры-разминки, которые выполняют следующие функции: активизируют внимание, способствуют его концентрации, развивают память, умение координировать свои движения, бережно прикасаться к другому человеку.
Коллективные игры, игры в парах развивают и воспитывают навыки общения, чуткое и уважительное отношение к партнеру по игре, способствуют созданию хорошего настроения.
В ходе обсуждения таких важных тем, как "Каким я кажусь окружающим?" "Каков я на самом деле?", ребята открывают новые грани своего Я. Через игровые задания, у ребят появляется возможность узнать мнение окружающих о себе, сравнить себя с ними, почувствовать свою близость. Но главное на этих занятиях ребята позволяют себе не согласиться друг с другом, высказать свое непохожее на других мнение по тому или иному вопросу. Это еще раз утверждает их в собственной ценности, в ценности каждого ученика в классе.
В разделе "Мир моих эмоций и чувств" учащимся раскрывается уникальность человеческого мира чувств и эмоций, какую роль они играют в жизни человека; обсуждается феномен дружбы, правила отношений, позволяющих сохранить дружбу. Здесь же ребятам следует показать важность эмоциональной регуляции жизнедеятельности человека через такие темы как "Как справиться с негативными эмоциями?" "Какие чувства мы скрываем?". Научиться управлять своими эмоциями, контролировать своё психическое состояние - это шаг на пути к сохранению психологического здоровья.
В одной из предложенных программ ряд тем направлен на определение себя в будущем. Это раскрывается на занятиях по темам: "Мои успехи и мои неудачи", "Что я ценю в жизни?". Работа над мини-проектом по теме "Я сегодня, я завтра" позволяет ребятам увидеть, что я делаю сейчас, чтобы задуманное в будущем реализовалось.
В решении детьми своих психологических проблем важное место занимает сказка, ее рисование, сочинение, инсценирование. Дети, работая со сказкой, создают образы персонажей, выбирают наилучшие выходы из сложившихся ситуаций, анализируют поступки героев и сравнивают их со своими, представляют себя на месте героев, разыгрывают фрагменты сказки.
Также используется техника арт-терапии - это рисование форм.
Рисование форм - это процесс, который активизирует дремлющие творческие силы ребенка, усиливает умственные процессы, помогает развивать волю, чувство равновесия, осязание. Основные линии влияют на почерк, развивают руку, ощущение пространства, времени, уравновешивают дыхание, ритм, давление, укрепляют здоровье, а закрытые формы усиливают чувство собственного Я.
В ходе занятия ребята отслеживают свое эмоциональное состояние, ведут дневник "Мои эмоции и чувства", проставляя баллы в начале и в конце занятия. У учащихся отмечалось: повышение настроения, улучшение самочувствия, проявление радости.
Психологическое обследование на начало и конец прошлого учебного года показывает положительную динамику развития учащихся с ОВЗ: снизился уровень тревожности; у тех детей, у которых был низкий уровень мотивации учения, повысился до среднего и высокого; учащиеся довольны своими достижениями, удовлетворены результатами своей самореализации, реально оценивают свои возможности, уверены в себе.
Результаты обследований позволяют нам говорить о действенности и практической значимости комплексного подхода к здоровью детей в образовательной процессе.