Урок ИЗО по теме "Мир растений. Мастера украшений". 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


"Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить,
а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить".
Роджер Левин

На уроке "Мир растений Мастера украшений", учащиеся представят сложный творческий процесс создания новых образов, модулей узоров и самостоятельно придумают элемент орнамента. В будущих декоративных композициях эти навыки им очень пригодятся. Предлагаю примерный сценарий урока, который с учетом специфики класса можно изменять и презентацию в сокращенном варианте, которую нужно по усмотрению учителя дополнить коллекцией цветов и стилизованных рисунков.

Этот урок должен стать стимулом в дизайнерской работе, поэтому объяснение надо строить так, чтобы дети своими ответами "помогали рисовать", а учитель с ними постоянно советовался. Рассказ сопровождать презентацией, а выполнение задания непременно продемонстрировать.

Для разнообразия предлагаю, использовать на уроке не акварель, а цветную бумагу. При помощи аппликации учащиеся быстро и качественно выполнят практическое задание - стилизованный цветок. Освободится дополнительное время для анализа выставки рисунков. Можно предложить дома выполнить стилизованный цветок акварелью, а на следующем уроке - создать акварелью ассиметричную композицию узора, стилизуя этот же цветок. Или из цветной бумаги вырезать несколько модулей и составить орнамент в круге, квадрате, треугольнике.

5 КЛАСС

Вид занятия: декоративно-прикладная деятельность.

Тема урока: "Мир растений Мастера украшений".

Цель урока: формирование навыков в области декоративного рисования.

Задачи урока:

создать условия для:

  • расширения представлений о стилизации различных предметных форм;
  • формирования навыка точно подмечать характерные особенности и пропорции объекта стилизации;
  • развития умения согласовывать детали в форме и обобщение силуэтов рисунка;
  • обучения навыков использования линии, силуэта, пропорции, формы, как средства художественной выразительности стилизации;
  • расширения познаний учащихся области цветоведения;
  • развития вариативности мышления: творческого мышления и возможности его реализации, при выборе композиции стилизации растений;
  • воспитания у школьников художественного вкуса, желание фантазировать;
  • воспитания аккуратности в выполнении работы, стремления вести работу рационально, последовательно, умения доводить работу до конца.
  • Новые термины и понятия: стилизация, модуль, цветовой контраст.

Зрительный ряд: репродукции; наглядно-дидактические пособия.

Ооборудование для учителя: наглядный материал (цветовой круг, примеры стилизации, репродукции предметов народных промыслов), цветная бумага, ножницы, СМАРТ доска.

Ооборудование для учащихся: цветная бумага, ножницы, клей.

Ход урока

1. Организационная часть урока.

Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности. Группа детей на перемене создает натюрморты "Предметы быта народного творчества". Материал для постановок - творческие работы старшеклассников: изготовленные и расписанные на уроках ИЗО, предметы народных промыслов. На доске учитель и дети размещают плакаты с изображением Матрешек, городецкой, жестовской, гжельской посудой, рисунки учащихся школы из методического фонда: эскизы росписи предметов быта, узоры народных промыслов. Возможны варианты.

Приложение 1.

Приложение 2.

2. Основная часть урока.

- Что объединяет эти предметы, что у них общего?

- Все предметы быта украшены узорами, которые составлены из цветов, год, листьев, травы.

- В начальных классах мы сочиняли узоры из цветов Хохломы, Гжели, Полховского - Майдана. С "Мастером украшения", увидели какое многообразие цветов, сочинили народные умельцы, учились графически грамотно писать их. А как художники придумывали формы цветов, листьев, ягод? Кто или что их вдохновляло.

Слад №2. Рекомендую добавить аналогичных слайдов и посмотреть их под музыку. Это создаст особую эмоциональную атмосферу и обогатит визуальный образ учащихся.

- Что послужило мотивом для узоров, у кого художники срисовывают эти замечательные цветы, листья, ягоды?

- У природы.

Сообщение задачи урока: Изучение законов стилизации различных растительных форм и создание стилизованного изображения цветка, выбранного по желанию.

- "Отгадай цветок!" Слайд № 3

- Подсолнух.

- Как изобразил растение художник: точно следуя натуре по правилам перспективы с проработкой по тону и цвету. Такими, как мы их видим в жизни или гораздо проще?

- Упрощенно, с сохранением особенностей формы цветка и листа.

- Художники говорят обычно в этом случае: изображены стилизованно.

Беседа о стилизации растений и цветов.

Стилизация - это упрощение и обобщение формы с помощью условных символов. Объект стилизации затем станет мотивом узора. Характерная особенность стилизованного рисунка - лаконизм. Чем интересна стилизация, так это тем, что вы можете образно передать "портрет" растения, как бы пропустить рисунок через призму собственных ощущений и придать ему черты лаконичности, поэтичности и неповторимости. Слайд № 4. Стилизованный рисунок - это плод игры воображения художника.

- Вы хотите постичь искусство стилизации? Проследим за этим процессом. Что характерно для процесса стилизации? Какие выразительные средства использует художник? Слайд5

Слайд 6. Все начинается с выбора объекта изображения. Представьте самый любимый хорошо знакомый цветок: подсолнух, ромашку, тюльпан, колокольчик, розу, что хотите. Изучите растение, прочувствуйте его характерную форму - чем это растение отличается от других. Выделите его основные, характерные черты, выполните линейный набросок, используя небольшие художественные средства, чтобы воображение зрителя само "дорисовало" растение. Дальше идет дизайн: обработка придуманного силуэта, выбор красивой формы, украшение. Слайды 7-9

Очень долгое объяснение утомляет детей. Предлагаю выполнить небольшое упражнение: вырезать без подготовительного наброска из черной бумаги силуэт любого цветка. Можно заранее учителю подготовить силуэты, а дети их быстро вырежут. Затем провести игру "Отгадай цветок". Слайды 10-12 тоже можно использовать для игры.

В заключении вместе приходим к выводу: одни и те же цветы можно очень по-разному стилизовать. При этом надо помнить, в любом случае, какой бы стилизованный рисунок у вас бы не получился, желательно, чтобы растение было узнаваемо.

- Как художники используют цвет в стилизованных рисунках?

Обратить внимание на выставку рисунков, таблицы, натюрморты.

- Очень необычно, неожиданно, условно.

- Выбор цветовой гаммы изображения, как правило, ориентирован на цвет и фактуру предмета, который надо украсить. Необходимо учитывать гармоничное красивое сочетание цвета элементов узора и цвета предмета. Слайд13

Практическая работа.

1. Стилизованный цветок предлагаю выполнить из цветной бумаги.

2. Так как цвет в этой работе будет лаконичным, надо подобрать два красиво сочетающихся листа цветной бумаги. Дети делают это самостоятельно, опираясь на свой опыт.

3. После того как материалы подготовлены, работа спланирована, учитель должен показать как выполняется задание.

Учитель берет лист белой бумаги ФА4, складывает пополам и без намеченного рисунка очень быстро вырезает цветок. Получившийся модуль разворачивает, показывает, затем снова складывает и вырезает еще элементы - украшает самым простым способом цветок. Результат прикладывает к магнитной доске. Школьники обычно с интересом берутся после этого за эту работу.

4. Все этапы практической работы учитель комментирует и рисует на доске.

  • Сложить лист цветной бумаги вдоль пополам.
  • Наметить линейный рисунок - цветок и листок.
  • Уточнить изображение - усложнение формы, детализация.

Учителю надо индивидуально проследить за этим этапом, если необходимо оказать помощь. Напомнить, о важности силуэта в стилизации формы.

  • Приклеить вырезанный стилизованный цветок на заранее подготовленный лист. Вырезанный, ажурный рисунок приклеить не просто. Посоветуйте клей наносить точечно или по контуру. Лист, который станет фоном, сложить вдоль пополам, чтобы потом при склеивании совместить центры. Следить за аккуратным выполнением этого этапа.
  • Украсить цветок - дизайн растения. Учителю необходимо обратить внимание, что симметричный силуэт естественно требует симметричного украшения. Обратитесь к детям, чтобы они сами нашли решение, как быстро вырезать несколько одинаковых элементов украшения? Сложить несколько раз бумагу и вырезать сразу несколько элементов.

Очень часто дети неэкономно растрачивают цветную бумагу. Поэтому надо следить не только за ее рациональным использованием, но и обратить внимание на обрезки, которые порой могут стать готовыми деталями украшения.

По мере выполнения работы дети вывешивают их на магнитной доске. В каждом классе есть ученики, которые в силу своего характера выполняют рисунки медленно. Предложите школьникам, которые уже выполнили работу, помочь вырезать детали украшения цветов или наоборот наклеивать их. Учитель должен следить за процессом выполнения задания и организовать одновременное завершение работы. Чтобы все ученики к этапу подведения итогов, представили свои аппликации на выставке.

Подведение итогов урока. Выставка.

Вопросы для обсуждения.

1. Какие цветы стали образами для стилизации?

2. Какие цветовые сочетания Вам понравились особенно? Какие из них построены на контрасте, какие на сближенных цветах? Какое сочетание цвета более гармонично? Какое вызывает неприятное ощущение для глаз?

3. Как можно использовать навыки, полученные на уроке?

4. Какие работы понравились особенно и почему?

5. Дайте рецензию работе одноклассника.

6. Заключительное слово учителя. Все работы получились интересными индивидуальными, все научились самостоятельно сочинять элементы узоров. Подчеркнуть красоту симметричного узора, удачное сочетание цвета, эффект цветового контраста. Отметить, что многие художники любят рисовать цветы, каждый в них находит, что- то свое, особенное. Предложить просмотреть исследовательскую презентацию школьников "Цветы в изображении художников" Презентация 2. Обратить внимание на то, что каждый придуманный детьми стилизованный цветок, может стать в будущем основой - модулем в любом узоре. Модуль - составная часть орнамента.

Используя программу СМАРТ, учитель демонстрирует, как использовать модуль при создании орнамента. Если такой возможности нет, вырежьте несколько одинаковых модулей и составить орнамент на магнитной доске. Берем любой рисунок в качестве модуля, располагаем его во все стороны, как только можем и получаем замечательные орнаменты.