Людям, изучающим иностранные языки и читающим литературу на иностранных языках, необходимо иметь основные сведения о культуре стран изучаемых языков. Соотнести собственную культуру с культурой страны изучаемого языка может лишь тот ученик, который знает и любит свою национальную культуру. Задача приобщения учащихся к культуре и духовным ценностям своего народа может успешно решаться на уроках иностранного языка, и здесь очень важны знания о родной стране и о родном крае. Для этого мною совместно с группой учащихся была подготовлена компьютерная презентация по теме " Мой родной город". При работе над данной презентацией нами были решены следующие задачи:
- ознакомление с краеведческим материалом о родном городе на русском и иностранном языках;
- адаптация или перевод на английский язык отобранного материала;
- подготовка заданий к текстам о родном городе;
- разработка компьютерной презентации на основе данных текстов.
Нами подобран и оформлен в виде компьютерной презентации краеведческий материал о городе Новокузнецке, который может быть использован при изучении темы "Родной город". Тексты содержат сведения о географическом положении, истории города, его архитектуре, городских достопримечательностях. Они сопровождаются красочными иллюстрациями. После просмотра презентации учащимся предлагаются задания на проверку усвоения лексики и понимания текстов (производится при помощи ответов на вопросы к ним или задания "верно" - "неверно"). Тексты снабжены словариками с незнакомой лексикой.
Также для закрепления информации предлагаются задания на соотнесение английских слов с их лексическими значениями на русском языке. Для развития навыков устной и письменной речи предлагаются следующие задания: краткий пересказ данного текста с последующим мини-сочинением-рассуждением, ролевая игра "Если бы я был гидом", дискуссия о преимуществах и недостатках жизни в городе.
Презентация также сдержит так называемую Description of Achievements таблицу, с помощью которой учащиеся могут определить свой уровень умений и навыков по теме.
При подготовке компьютерной презентации мы исходили из требований гигиены зрения при выборе размера шрифта, цветовой гаммы. Принципы наглядности учитывались при компоновке кадров, принцип логики соблюдался при изложении материала.
Использование на уроках подготовленных учителем совместно с учащимися компьютерных презентаций краеведческого характера на иностранном языке помогает формировать умения чтения, пополнять словарный запас учащихся, формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка. Информационно- коммуникативные технологии представляют собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда. Создание и использование компьютерных презентаций помогает обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей обучающихся, их уровня обученности, склонностей, тем самым обеспечивая личностно- ориентированный подход в обучении.
Урок в 10 м классе по теме " Мой родной город" с использованием компьютерной презентации "Modern Novokuznetsk".
Цель урока: систематизировать знания, умения, навыки по всем видам речевой деятельности по теме "Мой родной город".
Задачи урока:
Обучающая. Обучить монологическому высказыванию с использованием активной лексики, опорных текстов, беспереводному пониманию текста.
Коммуникативная. Отработать разговорные фразы и клише для поддержания разговора о родном городе.
Воспитательная. Формировать культуру общения, вежливость и интерес к собеседнику.
Культурно-развивающая. Привить интерес к истории и жизни родного города, его достопримечательностям, закрепить у обучающихся умение работать с компьютерной презентацией по данной теме, использовать материал, представленный в ней, в реальном общении. Формировать социально- культурную компетенцию.
Оснащение урока: компьютеры, флеш-карта с компьютерной презентацией, рисунки с гербами города.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, ознакомление учащихся с планом урока и видам предстоящей работы.
Good morning, dear friends!
I'm glad to see you. How are you?
Today we are going to speak about our native town Novokuznetsk
2. Введение в тему. Warming up.
Please, answer some questions:
What is your native town?
Is it a small ancient town or a modern industrial city?
How old is it?
Do you know when it was founded?
3. Активизация лексики по теме.
Now, let's remember some words on the topic.
Look at the Russian and English words and match them. ( Задание 1 после текста History and architecture-слайд 9).
Translate the sentences from Russian into English using the words on the topic and necessary grammar structures. ( Задание 3, слайд 18).
4. Актуализация.
1. Чтение текста "History and architecture"-cлайды 3-7.
Now, read the text about the history of your native town and answer the questions to the text.
Проверка понимания происходит при помощи вопросов к тексту. ( Задание 3 после текста - слайды 9, 10).
2. Has the city changed? How does it look now?
Учащиеся обсуждают изменения, происшедшие в их родном городе, его облик в прежние и нынешние времена с опорой на текст о современном Новокузнецке и его достопримечательностях: Modern Novokuznetsk- слайды 13-16.
3. Учащимся предлагается выбрать изображение своего любимого места в городе и рассказать о нем, используя текст Sights of the City и иллюстрации к тексту - слайды 20-27. После 3-4 минутной подготовки заслушиваются краткие монологические высказывания по теме.
You are to show one of your favourite places in the city to a foreign friend. Choose it with the help of the text Sights of the City and tell your friend about this place of interest.
5. Примерные высказывания учащихся по теме:
Pupil 1: My favourite place in the city is Hero Boulevard. When I come here and see the Eternal Fire I think of people who died to defend our Motherland; my great- grandfather was among them. I believe that it's one of the best sights in the city.
Pupil 2: I like to meet my friends on Theatre Square. We walk there, enjoy the view of a beautiful fountain. Sometimes we go to the Drama Theatre to see some interesting performance.
Pupil 3: Welcome to Amusement park- really the best place in the city especially in summer. You can enjoy different activities here from sport competitions to various concerts and exhibitions.
4. Учащимся представляются изображения старого и нового гербов города и их краткое описание. Им предлагается задание: работая в группах по 2-3 человека, создать проект своего герба города и рассказать о нем.
Look at the pictures showing old and new coats of arms of Novokuznetsk. Which one do you like better and why?
Now work in groups, try to create your own coat of arms of your native town.
Домашнее задание.
Напиши письмо другу о своем родном городе и расспроси его\ее о его\ее родном городе.
Список интернет-ресурсов
- www.vnovokuznetsk.ru/description/history.html
- www.city-n.ru/div/41
- www.referat.star-info.ru/?n-74Q3
- www.nvkz.com/history.htm
Список литературы
- Бобнова В.И. Краеведческий материал на уроке английского языка. "Иностранные языки в школе" №5/2007. с.77
- Бурлакова И.И. Проект "Использование регионального компонента на уроках английского языка." "Иностранные языки в школе". №6/2008 с. 45.
- Годунова Н.А. Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении иностранным языкам. "Иностранные языки в школе". №7/06. Стр. 46.
- Дальдинова Э.О., Чимидинова Р.Б. Региональный компонент содержания обучения иностранному языку в школе. №7/06. Стр. 20.
- Шевцова М.В., Яценко И.А. Интеграция национально-регионального компонента в обучение иностранному языку как средство повышения образовательного уровня и совершенствования навыков владения иностранным языкам (Республика Хакасия). Английский язык в школе 3(23)/2008