Задачи для педагога.
- Развивать представления об основных цветах спектра, подбор предметов по заданному признаку (цвет) с отвлечением и привлечением (форма) других свойств предметов;
- Закрепить способ соотнесения предметов по величине (большой-маленький; длинный-короткий);
- Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом в деятельности.
Задачи для детей.
- Построить башню из кубиков (от 6 до 4 шт.)
- Сравнить длину 2-х мостиков
- Разложить цветные витамины по цветным баночкам.
Мотивация. Дети помогают жителям волшебной страны устранить последствия урагана.
Занятие включает в себя четыре части:
- Вводная часть. Педагог мотивирует детей на предстоящую деятельность, дает целевые установки.
- Вторая часть. Дети закрепляют полученные ранее знания о величине.
- Третья часть. Решение детьми новых задач поставленных педагогом (игрушечным персонажем).
- Заключительная часть. В данной части занятия проводится подведение итогов детской деятельности, рефлексия.
Ход занятия
В-ль: - Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами… Ой, посмотрите, что это такое?
(Показывает на конверт на оконном стекле). Как хочется посмотреть, что это такое. Ребята, это ваше?
Д: Нет.
В-ль: Интересно это можно взять?
Д: да /нет
В-ль: почему вы так решили?
Д: (Варианты ответов детей)
В-ль: как вы думаете, что может находиться в этом пакете?
Д: (Варианты ответов детей)
В-ль: А могут ли находиться в пакете опасные предметы?
Д: (Варианты ответов детей)
В-ль: что тогда нужно делать? Как вы думаете?
Д: (Варианты ответов детей)
В-ль: Действительно ребята я с вами согласна, незнакомые предметы нельзя брать в руки о них нужно рассказывать взрослым.
Ребята, на конверте что-то написано. Д/с №1 «Солнечный», для детей группы «Аленушка». Интересно для кого это?
Д: Для нас!
В-ль: мы с вами убедились, что это письмо предназначено для нас, значит, мы можем его открыть и прочитать.
Читает: «Помогите! Я, волшебник Добродей, слышал, что вы самые умные, дружные, смелые дети. В моей волшебной стране прошел очень сильный ураган, многим жителям моей страны и мне нужна помощь. Помогите нам, пожалуйста».
В-ль: Ребята, вы поняли, какая помощь от нас требуется?
Д: Нет.
В-ль: А вам хочется узнать?
Д: Да!
В-ль: А что для этого нужно?
Д: помочь жителям волшебной страны.
В-ль: А вам не страшно?
Д: нет
В-ль: Мы сможем преодолеть все препятствия, если будем все задания выполнять вместе и дружно. Мы справимся?
Д: Да!
В-ль: Тогда отправляемся в дальнее путешествие! Только вопрос на чем?
Д: (Варианты ответов детей, которые называют виды транспорта).
В-ль: Вы, конечно молодцы, но этот транспорт ходит по улицам нашего города и перевозит людей от одной остановки до другой. Нам нужно попасть в волшебную страну! Значит и транспорт должен быть, каким?
Д: Волшебным!
В-ль: Какой волшебный транспорт вы знаете?
Д: (Варианты ответов детей. Если дети затрудняются, то педагог показывает иллюстрации к сказкам, на которых изображены волшебные виды транспорта).
В-ль: много назвали, а что выберем?
Д: Ковер- самолет!
В-ль: А чтобы ковер- самолет доставил нас в волшебную страну нужно надеть специальные медальоны, которые нам послал волшебник Добродей.
(Дети надевают на шею медальоны, которые в следующих эпизодах будут делить детей на подгруппы, чтобы использовать дифференцированный подход в выполнении заданий).
Физпауза. Самолет
Пролетает самолет, |
Хлопают в ладоши. |
Правое крыло отвел, |
Отводят руки попеременно и прослеживают взглядом |
Я мотор завожу |
Делают вращательные движения руками перед грудью и прослеживают взглядом |
Поднимаюсь ввысь, лечу. |
Встают на носочки и выполняют летательные движения |
В-ль: Вот мы и оказались в незнакомой волшебной стране. Узнать бы, что делать дальше? Ребята, а вы знаете, что нужно делать, если не знаешь в какую сторону идти дальше?
Д: (Варианты ответов детей) Спросить у кого-нибудь.
В-ль: Но у кого? Хотя слышите шум? Значит там кто-то есть идем!
(Педагог надевает на руку куклу би-ба-бо гномика.
Делает вид что плачет. Рядом с гномиком лежат 3 куба разной величины).
В-ль: Извините, вы нам не подскажите, где мы сможем найти волшебника Добродея?
Гном: Я бы вам помог, но ужасный ураган сломал мою смотровую башню и теперь я ее пытаюсь отремонтировать. (Гном строит башню из кубов- на маленький куб ставит большой, у него все падает и он плачет).Но почему не получается?
Д: Он не правильно строит! Не так нужно строить!
Гном: Авы умеете? Расскажите!
Д: Нужно взять самый большой куб поставить его, а потом из остальных снова выбрать самый большой и поставить его на этот (первый), снова выбрать самый большой куб и поставить его наверх.
Гном: А это как, может вы, мне покажите?
Д: Да
Гном: Только, ребята, в моей стране все живут дружно и во время работы договариваются между собой, не ссорятся, а вы так умеете?
Д: Умеем.
В-ль: ребята у вас медальоны, у каждого своего цвета. На столах вы найдете такие же цветные обозначения - значит это ваше рабочее место. Посмотрите с кем вы будите работать.
Дифференцированный подход в работе подгрупп
|
1 подгруппа |
2 подгруппа |
3 подгруппа |
Кол-во детей в подгруппе |
3 |
3 |
2 |
Кол-во деталей |
6 |
5 |
4 |
Сопровождение |
Самоконтроль, взаимопомощь |
Контроль взрослого |
Помощь взрослого |
Раздаточный материал |
Отличие в размере деталей 0,5 см. |
Отличие в размере деталей 1 см. |
Отличие в размере деталей 1,5 см. |
Рассматривание |
Педагог предлагает самостоятельно рассмотреть все кубики |
Педагог предлагает детям вспомнить порядок действий |
Педагог вместе с детьми рассматривает кубики и уточняет их размер |
Уточнение |
Я, согласна, кубики выкладывают от самого большого до самого маленького кубика |
Не забудьте, выбираем самый большой кубик из оставшихся |
Верно, чтобы башня была устойчивой внизу стоит самый большой кубик |
Совет |
– |
– |
Ставьте кубики ровнее, чтобы они не упали |
Практическое действие |
Самостоятельно строят башню |
При необходимости обращаются к помощи педагога |
Совместная постройка башни детей и педагога |
Гном: Ребята, вы молодцы. Какие крепкие и устойчивые башни вы умеете строить и при этом договаривались друг с другом, ни разу не поссорились. Спасибо, что научили меня стоить башню. Сейчас я вам тоже помогу (гном строит башню, поднимается наверх). Вижу, вижу, чтобы попасть к волшебнику Добродею вам нужно пройти через реку, а как это сделать спросите у моих братьев. Счастливого пути!
Дети с педагогом подходят к реке (тканевое полотно разложено на полу - первый край широкий, а второй узкий). У реки дети встречают двух гномов (игрушки), которые ссорятся
В-ль: Ребята, спросите, почему гномы ссорятся.
Д: Почему вы ссоритесь?
Гном большой: Наши дома находятся на том берегу (показывает через реку), но ураган снес мостики через нее, что теперь делать? Как мы попадем домой?
В-ль: как же поступить? Кто поможет?
Д: Мы поможем!
(Детям дается возможность самостоятельно решить данное задание методом проб и ошибок без внешнего вмешательства педагога. После выполнения задания – результативного или нет, проводится анализ детской деятельности).
В-ль: Ребята, как вы поставили мостики?
Д: Где узкая река там короткий мостик, а где широкая река – положили длинный мостик
Гном маленький: А почему вы положили мостики так, а мне кажется, что нужно их положить наоборот?
Д: Нет!
В-ль: Ребята давайте попробуем поставить мостики по- другому и посмотрим что получится.
(Дети меняют местами мостики).
Д: Так не правильно. По длинному мостику мы можем перейти, а по короткому нет, он не достает до того берега.
В-ль: А почему?
(Дети начинают сравнивать мостики, накладывают и прикладывают друг к другу - приходят к выводу, что один мостик длинный, а второй короткий).
Гном маленький: действительно короткий мостик подходит там, где узкая река, а длинный мостик там, где широкая река. Спасибо ребята вам, с вашей помощью мы сможем попасть домой.
В-ль: Мы очень рады, что смогли вам помочь. Не подскажите нам, как пройти к замку волшебника Добродея
Гном большой: Конечно, поможем! Для этого нужно перейти реку по волшебным мостикам.
В-ль: давайте скорее перейдем!
Гном маленький: подождите! Это не простые мостики. Смотрите, по короткому мостику могут пройти только эти дети ( показ схемы с изображением девочки), а по длинному только эти дети ( показ схемы с изображением мальчика).
В-ль: Ребята вы догадались?
Д: Да.
В-ль: (показывает схему) Что обозначает эта схема?
Д: Девочка
В-ль: (показывает схему) Что обозначает эта схема?
Д: Мальчик
В-ль: Значит, как мы перейдем реку? Кто где пойдет?
Д: Девочки по короткому мостику, а мальчики по длинному мостику.
(Дети переходят по мостикам речку).
Гном большой: Руки в стороны, спинка прямая, аккуратно, не спеша, идем, чтобы не упасть. Какие вы смелые дети, молодцы.
Гном маленький: А вот и замок волшебника, а нам пора. До свидания!
В-ль: Интересно, где же волшебник?
(Замок построен из напольного конструктора. На крыше сидит волшебник (кукла) с грустной маской на лице).
В-ль: Ребята, как вы думаете какое настроение у волшебника?
Д: Грустное.
В-ль: Как вы узнали?
Д: (ответы детей). Не улыбается,слезинки на лице и тд.
Вол-к: Здравствуйте ребята, я очень рад, что вы добрались до меня. Вы уже видели, что натворил ураган в моей стране?
Д: Да
Вол-к: Самое страшное то, что я ничем не могу помочь жителям. Все мои волшебные витамины просыпались и перемешались, а я свои очки потерял. А это витамины «от страха», «от ссор». Что же теперь будет? (Плачет.)
Д: Мы поможем!
В-ль: Ребята переверните свои медальоны, видите на них фигурок-человечков? Ищите на столах таких же человечков - это ваше рабочее место.
(Дети расходятся по своим рабочим местам, на которых разложен раздаточный материал с учетом индивидуально-дифференцированного подхода)
Дифференцированный подход в работе подгрупп
|
1 подгруппа |
2 подгруппа |
3 подгруппа |
Кол-во детей в подгруппе |
3 |
3 |
2 |
Раздаточный материал |
Игра «Лото»: 2 карточки (20х30 см), разделенная на 6 клеток шести цветов спектра на котором изображены геометрические фигуры белого цвета, цветные витамины, соответствующего цвета и формы |
6 баночек (цв. бумаги) разной формы и цвета (красный, синий, зеленый, оранжевый, желтый, фиолетовый), по 2 витаминки в каждую баночку. |
6 баночек (цв. бумаги) разного цвета (красный, синий, зеленый, оранжевый, желтый, фиолетовый), но одной формы, по 2 витаминки в каждую баночку. |
Сопровождение |
1ребенок «активный», ведущий; |
Самоконтроль |
Помощь взрослого |
Рассматривание |
|
Педагог предлагает детям самостоятельно рассмотреть баночки и витамины |
Педагог предлагает детям самостоятельно рассмотреть баночки и витамины |
Метод подчеркнутого доверия |
Знаю, вы справитесь, но я всегда рядом |
Я знаю, вы справитесь |
Мы вместе постараемся, и у нас все получится |
Практическое действие |
При необходимости обращаются к помощи педагога |
Самостоятельная деятельность детей |
Совместная деятельность детей и педагога |
(После того как задание сделано)
Вол-к: Я нашел очки! (маска грусти снимается, улыбается). Что я вижу, вы уже все сделали? Расскажите, как вы справились?
Д: (варианты ответов детей).
-Я положил сюда фиолетовую витаминку, потому что это фиолетовая баночка.
-Я положил в оранжевую баночку оранжевую витаминку.
-Это треугольная красная витаминка, поэтому я ее положила в треугольную красную баночку
Вол-к: Ксюша, как ты думаешь, Никита все витамины разложил правильно по баночкам?
Д: Нет.
Вол-к: Почему ты так думаешь?
Д: Потому что в синей баночке лежат зеленые витамины.
Вол-к: А как это можно исправить?
Д: Нужно переложить зеленые витамины в зеленую баночку.
Вол-к: Ребята, вы правильно все справились. Я так рад, что вы помогли разложить все витамины по баночкам, а жителям страны построить башню, проложить через реку мостики. Я знал, что вы самые умные, добрые, смелые, поэтому я к вам и обратился. В награду за вашу отзывчивость я вам дам волшебных витамин. Они помогут вам вернуться в детский сад, где вы узнаете еще больше интересного и познавательного и станете еще умнее. (Угощает детей аскорбиновой кислотой).
(Волшебник исчезает, а дети оказываются в группе)
В-ль: Ребята, вот мы и вернулись из дальнего путешествия, в котором мы с вами проявили смекалку, силу, знания. А вам понравилось путешествие?
Д: (варианты ответов)