Совместная деятельность педагога с детьми. "В гости к волшебнику Добродею". 4-й класс

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: 4


Задачи для педагога.

  • Развивать представления об основных цветах спектра, подбор предметов по заданному признаку (цвет) с отвлечением и привлечением (форма) других свойств предметов;
  • Закрепить способ соотнесения предметов по величине (большой-маленький; длинный-короткий);
  • Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом в деятельности.

Задачи для детей.

  1. Построить башню из кубиков (от 6 до 4 шт.)
  2. Сравнить длину 2-х мостиков
  3. Разложить цветные витамины по цветным баночкам.

Мотивация. Дети помогают жителям волшебной страны устранить последствия урагана.

Занятие включает в себя четыре части:

  • Вводная часть. Педагог мотивирует детей на предстоящую деятельность, дает целевые установки.
  • Вторая часть. Дети закрепляют полученные ранее знания о величине.
  • Третья часть. Решение детьми новых задач поставленных педагогом (игрушечным персонажем).
  • Заключительная часть. В данной части занятия проводится подведение итогов детской деятельности, рефлексия.

Ход занятия

В-ль: - Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами… Ой, посмотрите, что это такое?

(Показывает на конверт на оконном стекле). Как хочется посмотреть, что это такое. Ребята, это ваше?

Д: Нет.

В-ль: Интересно это можно взять?

Д: да /нет

В-ль: почему вы так решили?

Д: (Варианты ответов детей)

В-ль: как вы думаете, что может находиться в этом пакете?

Д: (Варианты ответов детей)

В-ль: А могут ли находиться в пакете опасные предметы?

Д: (Варианты ответов детей)

В-ль: что тогда нужно делать? Как вы думаете?

Д: (Варианты ответов детей)

В-ль: Действительно ребята я с вами согласна, незнакомые предметы нельзя брать в руки о них нужно рассказывать взрослым.

Ребята, на конверте что-то написано. Д/с №1 «Солнечный», для детей группы «Аленушка». Интересно для кого это?

Д: Для нас!

В-ль: мы с вами убедились, что это письмо предназначено для нас, значит, мы можем его открыть и прочитать.

Читает: «Помогите! Я, волшебник Добродей, слышал, что вы самые умные, дружные, смелые дети. В моей волшебной стране прошел очень сильный ураган, многим жителям моей страны и мне нужна помощь. Помогите нам, пожалуйста».

В-ль: Ребята, вы поняли, какая помощь от нас требуется?

Д: Нет.

В-ль: А вам хочется узнать?

Д: Да!

В-ль: А что для этого нужно?

Д: помочь жителям волшебной страны.

В-ль: А вам не страшно?

Д: нет

В-ль: Мы сможем преодолеть все препятствия, если будем все задания выполнять вместе и дружно. Мы справимся?

Д: Да!

В-ль: Тогда отправляемся в дальнее путешествие! Только вопрос на чем?

Д: (Варианты ответов детей, которые называют виды транспорта).

В-ль: Вы, конечно молодцы, но этот транспорт ходит по улицам нашего города и перевозит людей от одной остановки до другой. Нам нужно попасть в волшебную страну! Значит и транспорт должен быть, каким?

Д: Волшебным!

В-ль: Какой волшебный транспорт вы знаете?

Д: (Варианты ответов детей. Если дети затрудняются, то педагог показывает иллюстрации к сказкам, на которых изображены волшебные виды транспорта).

В-ль: много назвали, а что выберем?

Д: Ковер- самолет!

В-ль: А чтобы ковер- самолет доставил нас в волшебную страну нужно надеть специальные медальоны, которые нам послал волшебник Добродей.

(Дети надевают на шею медальоны, которые в следующих эпизодах будут делить детей на подгруппы, чтобы использовать дифференцированный подход в выполнении заданий).

Физпауза. Самолет

Пролетает самолет,
С ним собрался я в полет.

Хлопают в ладоши.

Правое крыло отвел,
Посмотрел.
Левое крыло отвел,
Посмотрел.

Отводят руки попеременно и прослеживают взглядом

Я мотор завожу
И внимательно гляжу.

Делают вращательные движения руками перед грудью и прослеживают взглядом

Поднимаюсь ввысь, лечу.
Возвращаться не хочу.

Встают на носочки и выполняют летательные движения

В-ль: Вот мы и оказались в незнакомой волшебной стране. Узнать бы, что делать дальше? Ребята, а вы знаете, что нужно делать, если не знаешь в какую сторону идти дальше?

Д: (Варианты ответов детей) Спросить у кого-нибудь.

В-ль: Но у кого? Хотя слышите шум? Значит там кто-то есть идем!

(Педагог надевает на руку куклу би-ба-бо гномика.

Делает вид что плачет. Рядом с гномиком лежат 3 куба разной величины).

В-ль: Извините, вы нам не подскажите, где мы сможем найти волшебника Добродея?

Гном: Я бы вам помог, но ужасный ураган сломал мою смотровую башню и теперь я ее пытаюсь отремонтировать. (Гном строит башню из кубов- на маленький куб ставит большой, у него все падает и он плачет).Но почему не получается?

Д: Он не правильно строит! Не так нужно строить!

Гном: Авы умеете? Расскажите!

Д: Нужно взять самый большой куб поставить его, а потом из остальных снова выбрать самый большой и поставить его на этот (первый), снова выбрать самый большой куб и поставить его наверх.

Гном: А это как, может вы, мне покажите?

Д: Да

Гном: Только, ребята, в моей стране все живут дружно и во время работы договариваются между собой, не ссорятся, а вы так умеете?

Д: Умеем.

В-ль: ребята у вас медальоны, у каждого своего цвета. На столах вы найдете такие же цветные обозначения - значит это ваше рабочее место. Посмотрите с кем вы будите работать.

Дифференцированный подход в работе подгрупп

 

1 подгруппа

2 подгруппа

3 подгруппа

Кол-во детей в подгруппе

3

3

2

Кол-во деталей

6

5

4

Сопровождение

Самоконтроль, взаимопомощь

Контроль взрослого

Помощь взрослого

Раздаточный материал

Отличие в размере деталей 0,5 см.

Отличие в размере деталей 1 см.

Отличие в размере деталей 1,5 см.

Рассматривание

Педагог предлагает самостоятельно рассмотреть все кубики

Педагог предлагает детям вспомнить порядок действий

Педагог вместе с детьми рассматривает кубики и уточняет их размер

Уточнение

Я, согласна, кубики выкладывают от самого большого до самого маленького кубика

Не забудьте, выбираем самый большой кубик из оставшихся

Верно, чтобы башня была устойчивой внизу стоит самый большой кубик

Совет

Ставьте кубики ровнее, чтобы они не упали

Практическое действие

Самостоятельно строят башню

При необходимости обращаются к помощи педагога

Совместная постройка башни детей и педагога

Гном: Ребята, вы молодцы. Какие крепкие и устойчивые башни вы умеете строить и при этом договаривались друг с другом, ни разу не поссорились. Спасибо, что научили меня стоить башню. Сейчас я вам тоже помогу (гном строит башню, поднимается наверх). Вижу, вижу, чтобы попасть к волшебнику Добродею вам нужно пройти через реку, а как это сделать спросите у моих братьев. Счастливого пути!

Дети с педагогом подходят к реке (тканевое полотно разложено на полу - первый край широкий, а второй узкий). У реки дети встречают двух гномов (игрушки), которые ссорятся

В-ль: Ребята, спросите, почему гномы ссорятся.

Д: Почему вы ссоритесь?

Гном большой: Наши дома находятся на том берегу (показывает через реку), но ураган снес мостики через нее, что теперь делать? Как мы попадем домой?

В-ль: как же поступить? Кто поможет?

Д: Мы поможем!

(Детям дается возможность самостоятельно решить данное задание методом проб и ошибок без внешнего вмешательства педагога. После выполнения задания – результативного или нет, проводится анализ детской деятельности).

В-ль: Ребята, как вы поставили мостики?

Д: Где узкая река там короткий мостик, а где широкая река – положили длинный мостик

Гном маленький: А почему вы положили мостики так, а мне кажется, что нужно их положить наоборот?

Д: Нет!

В-ль: Ребята давайте попробуем поставить мостики по- другому и посмотрим что получится.

(Дети меняют местами мостики).

Д: Так не правильно. По длинному мостику мы можем перейти, а по короткому нет, он не достает до того берега.

В-ль: А почему?

(Дети начинают сравнивать мостики, накладывают и прикладывают друг к другу - приходят к выводу, что один мостик длинный, а второй короткий).

Гном маленький: действительно короткий мостик подходит там, где узкая река, а длинный мостик там, где широкая река. Спасибо ребята вам, с вашей помощью мы сможем попасть домой.

В-ль: Мы очень рады, что смогли вам помочь. Не подскажите нам, как пройти к замку волшебника Добродея

Гном большой: Конечно, поможем! Для этого нужно перейти реку по волшебным мостикам.

В-ль: давайте скорее перейдем!

Гном маленький: подождите! Это не простые мостики. Смотрите, по короткому мостику могут пройти только эти дети ( показ схемы с изображением девочки), а по длинному только эти дети ( показ схемы с изображением мальчика).

В-ль: Ребята вы догадались?

Д: Да.

В-ль: (показывает схему) Что обозначает эта схема?

Д: Девочка

В-ль: (показывает схему) Что обозначает эта схема?

Д: Мальчик

В-ль: Значит, как мы перейдем реку? Кто где пойдет?

Д: Девочки по короткому мостику, а мальчики по длинному мостику.

(Дети переходят по мостикам речку).

Гном большой: Руки в стороны, спинка прямая, аккуратно, не спеша, идем, чтобы не упасть. Какие вы смелые дети, молодцы.

Гном маленький: А вот и замок волшебника, а нам пора. До свидания!

В-ль: Интересно, где же волшебник?

(Замок построен из напольного конструктора. На крыше сидит волшебник (кукла) с грустной маской на лице).

В-ль: Ребята, как вы думаете какое настроение у волшебника?

Д: Грустное.

В-ль: Как вы узнали?

Д: (ответы детей). Не улыбается,слезинки на лице и тд.

Вол-к: Здравствуйте ребята, я очень рад, что вы добрались до меня. Вы уже видели, что натворил ураган в моей стране?

Д: Да

Вол-к: Самое страшное то, что я ничем не могу помочь жителям. Все мои волшебные витамины просыпались и перемешались, а я свои очки потерял. А это витамины «от страха», «от ссор». Что же теперь будет? (Плачет.)

Д: Мы поможем!

В-ль: Ребята переверните свои медальоны, видите на них фигурок-человечков? Ищите на столах таких же человечков - это ваше рабочее место.

(Дети расходятся по своим рабочим местам, на которых разложен раздаточный материал с учетом индивидуально-дифференцированного подхода)

Дифференцированный подход в работе подгрупп

 

1 подгруппа

2 подгруппа

3 подгруппа

Кол-во детей в подгруппе

3

3

2

Раздаточный материал

Игра «Лото»: 2 карточки (20х30 см), разделенная на 6 клеток шести цветов спектра на котором изображены геометрические фигуры белого цвета, цветные витамины, соответствующего цвета и формы

6 баночек (цв. бумаги) разной формы и цвета (красный, синий, зеленый, оранжевый, желтый, фиолетовый), по 2 витаминки в каждую баночку.

6 баночек (цв. бумаги) разного цвета (красный, синий, зеленый, оранжевый, желтый, фиолетовый), но одной формы, по 2 витаминки в каждую баночку.

Сопровождение

1ребенок «активный», ведущий;
2 ребенка «пассивные», играющие

Самоконтроль

Помощь взрослого

Рассматривание

 

Педагог предлагает детям самостоятельно рассмотреть баночки и витамины

Педагог предлагает детям самостоятельно рассмотреть баночки и витамины

 Метод подчеркнутого доверия

 Знаю, вы справитесь, но я всегда рядом

Я знаю, вы справитесь

Мы вместе постараемся, и у нас все получится

Практическое действие

При необходимости обращаются к помощи педагога

 Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность детей и педагога

(После того как задание сделано)

Вол-к: Я нашел очки! (маска грусти снимается, улыбается). Что я вижу, вы уже все сделали? Расскажите, как вы справились?

Д: (варианты ответов детей).

-Я положил сюда фиолетовую витаминку, потому что это фиолетовая баночка.

-Я положил в оранжевую баночку оранжевую витаминку.

-Это треугольная красная витаминка, поэтому я ее положила в треугольную красную баночку

Вол-к: Ксюша, как ты думаешь, Никита все витамины разложил правильно по баночкам?

Д: Нет.

Вол-к: Почему ты так думаешь?

Д: Потому что в синей баночке лежат зеленые витамины.

Вол-к: А как это можно исправить?

Д: Нужно переложить зеленые витамины в зеленую баночку.

Вол-к: Ребята, вы правильно все справились. Я так рад, что вы помогли разложить все витамины по баночкам, а жителям страны построить башню, проложить через реку мостики. Я знал, что вы самые умные, добрые, смелые, поэтому я к вам и обратился. В награду за вашу отзывчивость я вам дам волшебных витамин. Они помогут вам вернуться в детский сад, где вы узнаете еще больше интересного и познавательного и станете еще умнее. (Угощает детей аскорбиновой кислотой).

(Волшебник исчезает, а дети оказываются в группе)

В-ль: Ребята, вот мы и вернулись из дальнего путешествия, в котором мы с вами проявили смекалку, силу, знания. А вам понравилось путешествие?

Д: (варианты ответов)