Цель:
- сформировать понятие дроби, ее числителя и знаменателя;
- сформировать способность к чтению записи и графическому изображению дробей;
- тренировать навыки устных вычислений и действий с многозначными числами;
- развивать внимание, мышление, речь, интерес к математике.
Оборудование:
- Петерсон Л.Г. Математика., 4 класс(1-4), часть 1. Издательство "Ювента"., 2002, с.79-81.
- Карточки с заданиями, таблицы, числа натуральные и дроби, квадрат со сторонами 3см. у каждого ученика, видеофильм "Дроби".
Материал:
- Методическая рекомендация "Математика.,4 класс" Петерсон Л.Г.
- "Поурочные разработки по математике" (к учебному комплекту Л.Г. Петерсон)
- Учебник "Математика" 4 класс (1-4).,часть 1. Петерсон Л.Г.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: практический.
Ход урока
I. Организационный момент.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки - все для вас!
Пожелаем всем удачи -
За работу, в добрый час!
II. Актуализация знаний.
1. У детей на партах лежат карточки с заданиями ( задания разноуровневые:
- на оценку - 3,
- на оценку - 4,
- на оценку - 5.
- реши уравнения
240 : ( у : 5 ) - 18 = 42
800 - ( 90 * х + 17 ) = 423
- примеры на умножение и деление многозначных чисел
1814
226896 : 87
Х 353
- примеры на повторение таблицы умножения
35 +5 :8 *9 :3 *10 = 60 -2 :29 *100 +0 :4 =
Учащиеся вычисляют примеры, на доске в кружочках числа, сверив с ответами находят нужное число, переворачивают его и открывают букву. На доске должна появиться пословица:
Голова научит, руки сделают.
2. Видео (момент) - на развитие внимания и памяти
1 3 5 2 4 6 1/3 3/5 5/7
За 30 секунд надо запомнить и записать в свой квадрат (после работа проверяется )
3. На доске числа: 80, 1/3, 1/9 , 140, 200, 260, 1/16 , 1/25 .
-- разделить на две группы
а) что можешь сказать про натуральные числа?
-- построить в виде возрастания
-- продолжить числовой ряд
б) к какой группе относится второй ряд чисел?
-- что они означают?
-- как их можно назвать?
-- по вашему мнению, к какому из квадратов относится та или иная дробь?
III. Открытие детьми нового знания.
1. До этого имели дело только с натуральными числами, а сейчас у нас появилась новая запись. Их мы будем называть :::. (как?)
Что у нас называется дробью, найдите, пожалуйста, прочитав правило на стр.79. Прошу обратить внимание, что означает каждое число в дроби и как их называют.
На доске появляется запись:
ДРОБИ
- ЧИСЛИТЕЛЬ
- ЗНАМЕНАТЕЛЬ
2. Прочитай и объясни, что они означают. №3, стр.80. 2 -- две девятых, это говорит, что одно целое разделили на 9 частей и взяли 2 части
3. Какая часть фигур закрашена, какая не закрашена? Запиши в таблицу с помощью дробей.
*** , ** --- №1, стр. 79
* --- №1, стр.79 и №2, стр.80
(при подведении итогов обратить внимание на одинаковую запись закрашенной и не закрашенной части 5/10; 10/20; 3/6, что они вместе составляют одно целое).
IV. Физкультминутка.
V. Первичное закрепление.
1. Запиши с помощью цифр дроби: три восьмых, пять одиннадцатых, тринадцать сорок восьмых, двадцать девять сотых.
-- как иначе записать последнюю дробь с помощью знака %?
-- о чем оно говорит?
(вспоминаем правило процента)
2. Практическая работа.
* --- №4, стр.80
** --- № 4,5, стр.80
*** --- №, 4,5, стр.80 и № 10, стр.81
Проверка работы начинается с группы с одной *, далее подключается группа с двумя **, а ребята с тремя *** -- объясняют решение задачи №10, стр.81.
VI. Самостоятельная работа ( на 10 мин.)
Работа по учебнику " Самостоятельные и контрольные работы" стр.27, к урокам 25 -26 по теме "Дроби. Сравнение дробей" Кто выполнит:
3 задания --- оценка "4"
4 задания --- оценка "5"
5*, 6* задания --- на "молодец".
VI. Домашнее задание. стр .81, № 7,8,9*
VII. Итог урока. За работу всем спасибо! Оценки за урок получите все после проверки самостоятельных работ.