Урок русского языка по теме "Учимся писать суффиксы -онок, -ёнок". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Пояснительная записка.

Данный урок предназначен для учащихся 2-х классов на базе УМК “Начальная школа XXI века” (учебные пособия С.В.Иванов “Русский язык” 2 класс, рабочая тетрадь “Пишем грамотно”). Урок является первым в теме “Правописание суффиксов –онок-,-енок-” и спроектирован как урок с использованием приемов технологии проблемного обучения.

Цель. Создать условия для формирования умения писать суффиксы -енок-, -онок-, отработки алгоритма применения правила.

Задачи.

  • Организовать наблюдение за написанием суффиксов -онок-, -енок-; познакомить с правилом написания; отрабатывать алгоритм применения правила.
  • Способствовать формированию умения работать в парах.
  • Способствовать развитию наблюдательности, умению делать умозаключения.

Формы работы.

  • Индивидуальная.
  • Фронтальная.
  • Работа в парах.

Формы взаимодействия.

  • Учитель – учащийся.
  • Учащийся – учащийся.

Методические пособия.

  • Русский язык : 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Ч. 1 / [С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова. и др.]; под ред. С.В.Иванова. – 3-е изд., перераб. – М. : Вентана-Граф, 2009.
  • Пишем грамотно : 2 класс : рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений / М.И.Кузнецова. – 3-е изд., перераб. – М. : Вентана-Граф, 2011.

Обеспечение урока.

Ход урока

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Слайд 1)

Словарный диктант.

– Я приглашаю вас в картинную галерею. Запишите в столбик названия тех предметов, которые увидите. (Слайд 2)

 Иллюстрации каких художников вы увидели?

– Чарушина Е.И., Ватагина В.А.

– Прочитайте написанные слова, отметьте орфограммы.

– Что общего у этих слов?

– Одушевленные имена существительные.

II. Актуализация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации (осознание сущности затруднения) и постановка проблемы (постановка задачи урока).

– Вам нужно образовать от данных слов названия детенышей. С помощью какой части слова вы образуете эти слова?

– Что такое суффикс?

– С помощью каких суффиксов можно образовать названия детенышей?

– Запишите эти слова во II столбик. Вспомните, как пишутся корни родственных слов.

(Учащиеся записывают самостоятельно.)

– Проверим , как выполнили задание.

(Часть учащихся правильно написали суффиксы и аргументировали свой выбор, несколько человек допустили ошибки, некоторые на месте букв о, е оставили “окошки”.)

– Итак, что же получается? Задание я дала вам одно, а как вы выполнили его?

– По-разному.

– Какой же вопрос возникает?

– Какой будет тема нашего урока? (Слайд 3)

– Сформулируйте цель урока.

III. Поиск способа решения проблемной задачи (представление гипотез).

– Давайте определим, когда пишется суффикс -онок-, когда -енок-. Кто сомневался, узнает, как правильно выбрать суффикс, а кто суффиксы вставил в слова и объяснил, проверьте правильность своих выводов.

– Посмотрите на два столбика слов. Они помогут вам самим сформулировать правило.

(Работа в парах на листочках.) (Приложение.)

– Итак, какие выводы вы сделали? (Слайд 4)

IV. Проверка правильности решения учебной задачи.

– Сравните свой вывод с правилом в учебнике в рубрике “Тайны языка”, стр.113.

– Проверим, как вы его запомнили. Можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется суффикс -енок-?

– Нет, т.к. после [ч’] пишется -онок-.

– Можно ли сказать, что суффикс -онок- пишется только после твердых согласных?

– Нет, т.к. еще и после [ч’].

– Правило вы сформулировали и запомнили, можно на этом закончить урок?

– Нет, знания надо закрепить.

– Как закрепить полученные знания?

– Тренироваться.

– Прежде чем начнем тренироваться, давайте познакомимся с алгоритмом применения этого правила. Что такое алгоритм?

– План действий.

– Прочитайте алгоритм в рубрике “Подсказка”. (Слайд 5)

– Представьте правило в виде опорной схемы.

-Рассмотрим примеры (стр.114).

(Рассматривая примеры, ученики проверяют написанные ранее слова медвежонок, лисенок.) (Слайд 6)

– Пользуясь полученными знаниями, проверьте написание суффикса в слове зайчонок.

V. Закрепление.

– Продолжаем закреплять полученные знания, выполняем упражнение 1. Что надо сделать?

– Чем необычна запись данных слов?

– Запишите слова в два столбика в зависимости от суффикса. На какие звуки будут заканчиваться корни слов I столбика?

– На какие звуки будут заканчивать корни слов II столбика?

(Фронтальная работа.) (Слайд 7)

– Упражнение № 2. Самостоятельная работа по вариантам. Проверка в парах. (Слайд 8)

VI. Итог урока.

– Пришла пора подводить итоги. (Слайд 9)

– Какая была цель урока?

– Поднимите руку те, кто выполнил работу правильно.

– Достигли вы этой цели?

– Если что-то не получилось, повторите дома правило и закрепите его, выполняя упражнения в “Рабочей тетради” (урок 53).