Пояснительная записка.
Данный урок предназначен для учащихся 2-х классов на базе УМК “Начальная школа XXI века” (учебные пособия С.В.Иванов “Русский язык” 2 класс, рабочая тетрадь “Пишем грамотно”). Урок является первым в теме “Правописание суффиксов –онок-,-енок-” и спроектирован как урок с использованием приемов технологии проблемного обучения.
Цель. Создать условия для формирования умения писать суффиксы -енок-, -онок-, отработки алгоритма применения правила.
Задачи.
- Организовать наблюдение за написанием суффиксов -онок-, -енок-; познакомить с правилом написания; отрабатывать алгоритм применения правила.
- Способствовать формированию умения работать в парах.
- Способствовать развитию наблюдательности, умению делать умозаключения.
Формы работы.
- Индивидуальная.
- Фронтальная.
- Работа в парах.
Формы взаимодействия.
- Учитель – учащийся.
- Учащийся – учащийся.
Методические пособия.
- Русский язык : 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Ч. 1 / [С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова. и др.]; под ред. С.В.Иванова. – 3-е изд., перераб. – М. : Вентана-Граф, 2009.
- Пишем грамотно : 2 класс : рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений / М.И.Кузнецова. – 3-е изд., перераб. – М. : Вентана-Граф, 2011.
Обеспечение урока.
Ход урока
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Слайд 1)
Словарный диктант.
– Я приглашаю вас в картинную галерею. Запишите в столбик названия тех предметов, которые увидите. (Слайд 2)
Иллюстрации каких художников вы увидели?
– Чарушина Е.И., Ватагина В.А.
– Прочитайте написанные слова, отметьте орфограммы.
– Что общего у этих слов?
– Одушевленные имена существительные.
II. Актуализация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации (осознание сущности затруднения) и постановка проблемы (постановка задачи урока).
– Вам нужно образовать от данных слов названия детенышей. С помощью какой части слова вы образуете эти слова?
– Что такое суффикс?
– С помощью каких суффиксов можно образовать названия детенышей?
– Запишите эти слова во II столбик. Вспомните, как пишутся корни родственных слов.
(Учащиеся записывают самостоятельно.)
– Проверим , как выполнили задание.
(Часть учащихся правильно написали суффиксы и аргументировали свой выбор, несколько человек допустили ошибки, некоторые на месте букв о, е оставили “окошки”.)
– Итак, что же получается? Задание я дала вам одно, а как вы выполнили его?
– По-разному.
– Какой же вопрос возникает?
– Какой будет тема нашего урока? (Слайд 3)
– Сформулируйте цель урока.
III. Поиск способа решения проблемной задачи (представление гипотез).
– Давайте определим, когда пишется суффикс -онок-, когда -енок-. Кто сомневался, узнает, как правильно выбрать суффикс, а кто суффиксы вставил в слова и объяснил, проверьте правильность своих выводов.
– Посмотрите на два столбика слов. Они помогут вам самим сформулировать правило.
(Работа в парах на листочках.) (Приложение.)
– Итак, какие выводы вы сделали? (Слайд 4)
IV. Проверка правильности решения учебной задачи.
– Сравните свой вывод с правилом в учебнике в рубрике “Тайны языка”, стр.113.
– Проверим, как вы его запомнили. Можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется суффикс -енок-?
– Нет, т.к. после [ч’] пишется -онок-.
– Можно ли сказать, что суффикс -онок- пишется только после твердых согласных?
– Нет, т.к. еще и после [ч’].
– Правило вы сформулировали и запомнили, можно на этом закончить урок?
– Нет, знания надо закрепить.
– Как закрепить полученные знания?
– Тренироваться.
– Прежде чем начнем тренироваться, давайте познакомимся с алгоритмом применения этого правила. Что такое алгоритм?
– План действий.
– Прочитайте алгоритм в рубрике “Подсказка”. (Слайд 5)
– Представьте правило в виде опорной схемы.
-Рассмотрим примеры (стр.114).
(Рассматривая примеры, ученики проверяют написанные ранее слова медвежонок, лисенок.) (Слайд 6)
– Пользуясь полученными знаниями, проверьте написание суффикса в слове зайчонок.
V. Закрепление.
– Продолжаем закреплять полученные знания, выполняем упражнение 1. Что надо сделать?
– Чем необычна запись данных слов?
– Запишите слова в два столбика в зависимости от суффикса. На какие звуки будут заканчиваться корни слов I столбика?
– На какие звуки будут заканчивать корни слов II столбика?
(Фронтальная работа.) (Слайд 7)
– Упражнение № 2. Самостоятельная работа по вариантам. Проверка в парах. (Слайд 8)
VI. Итог урока.
– Пришла пора подводить итоги. (Слайд 9)
– Какая была цель урока?
– Поднимите руку те, кто выполнил работу правильно.
– Достигли вы этой цели?
– Если что-то не получилось, повторите дома правило и закрепите его, выполняя упражнения в “Рабочей тетради” (урок 53).