Правильная организация восприятия материала во многом обеспечивает его понимание, осмысление, предупреждает возможное последующее зазубривание. Нужно научить школьников умению выделять основные, существенные положения учебного материала, то есть направить школьника на овладение новыми знаниями. Реальное успешное выполнение учебных заданий – это положительная реакция на повышение учителем трудности задания; обращение к учителю за дополнительными сведениями, готовность к их принятию; самостоятельное обращение школьника к поиску способов работы, решения, к их сопоставлению; интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия; интерес к анализу собственных ошибок; самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности все это обеспечивает проявления интереса и получения знаний на уроке, а так же усвоения данного материала.
Цель:сформировать представления о материках.
Задачи:
- Образовательные: начать формирование у учащихся представление о материках Земли, разнообразии их природы. Создать общее представление о своеобразии, неповторимости планеты Земля.
- Развивающие: продолжить формирование у учащихся работать с печатным материалом, географическими картами. Развитие логически мыслить и лаконично излагать свои суждения, развить навыки самостоятельного поиска необходимой информации.
- Воспитательные: воспитания чувства интереса к открытиям на уроке, коммуникативность на уроке, самоконтроля и дисциплины. Привлечь учащихся к активной познавательной деятельности.
Логика урока:Мотивация – актуализация опорных знаний и умений – восприятие, осмысление и первичное запоминание – первичная проверка понимания нового материала – первичное закрепление – анализ.
Форма урока:урок путешествие.
Оборудование:
- физическая карта полушарий;
- атлас по природоведению для 5-го класса;
- контурные карты по природоведению для 5-го класс;
- слайдовая презентация урока;
- тексты проверочных работ.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учитель обозначает цель урока, организовывает подготовку учащихся к уроку.
2. Подготовка к активной учебно-позновательной деятельности на основном этапе урока
Наносить изображение земной поверхности на планы, карты и глобусы люди научились в глубокой древности. Первые карты Марко Поло, Клавдия Птолемея и старейший из дошедших до нас глобус Мартина Бехайма «Земное яблоко» (1492 г.) поражают своей точностью. Современные карты дают более полное представление о поверхности Земли. Но люди до сих пор используют глобусы.
– Что такое географическая карта?
Географическая карта – это уменьшенное, обобщенное изображение земной поверхности на плоскости, где географические объекты даны с помощью условных знаков по математическим правилам. Характеристика рельефа на карте дается с помощью послойной окраски. (Слайд 1)
Учащиеся записывают тему урока в тетради « Материки»
– Сколько океанов материков на нашей планете? Назовите их.
3. Задание на развитие географического образа
Учащимся раздаются контуры материков. Учащиеся
приклеивают их в тетрадь.
Используя атлас, определите и подпишите названия
материков изображенные на карточках.
Учащие вместе с учителем проверяют правильность
названия материков и их размеры (Слайд 2)
4. Входное тестирование на установление соответствия
Учащиеся с некоторыми понятиями знакомились в курсе «Познание мира» начальная школа.
Выполни задание с рисунками по теме «Материки».
Поставь цифру вопроса – цифру правильного ответа. Ответы в презентации (Слайд 3)
1. Какой цифрой на рисунке обозначены контуры Евразии?
2. На каком материке расположено самое глубокое озеро в мире?
3. На каком материке расположена самая длинная река в мире?
4. На каком материке расположены самые высокие горы нашей планеты?
5.На каком материке расположена самая полноводная река в мире?
5. Усвоение новых знаний (первая часть урока)
– Суша нашей планеты образована материками. Что такое материк?
Материк (континент) – возвышающиеся массивы суши, окруженные водой.
На суше и на дне морей и океанов формы поверхности бывают выпуклые – положительные, вогнутые – отрицательные. Формы рельефа отличаются по размерам. Суша нашей планеты образована материками, или континентами, и многочисленными островами. Как вы знаете, материков на Земле шесть: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. океана Самая крупная положительная форма рельефа земной поверхности – материк, или континент: Евразия (площадь – 53,44 млн кв. км), Африка (30,32 млн кв. км), Австралия (8,89 кв. км), Северная, Центральная и Южная Америка (52,53 кв. км), Антарктида (13,98 кв. км). (Слайд 3)
– Какие вы знаете материки? Покажите их на
карте.
Материки составляют 29% от всей поверхности Земли.
(Слайд 4)
Материк или часть материка с расположенными
вблизи островами называют частью света.
Часть света – это большие историко-географические территории суши, условно различающиеся открытием материка и особенностями заселениями.
Различают следующие части света: Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия, Антарктида, Океания. Океания – особая часть света, ее составляют острова центральной и юго-западной части Тихого океана. (Слайд 5)
Часть света – материк или часть материка с расположенными вблизи островами (Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия, Антарктида, Океания).
6. Проверка понимания учащимися нового учебного материала
– Итак, давайте теперь подведём небольшой итог, назовите, сколько всего материков, какие части света мы выделяем?
7. Закрепление знаний
Учащиеся выходят к доске, называют и показывают материки и части света. (От самого большого по площади материка к самому маленькому)
8. Усвоение новых знаний (вторая часть урока)
Учащиеся работают в группах. Учащимся раздаются карточками с описанием материков.
Задание «Как же человек открывал Землю» (Слайд 6)
Каждой группе учащихся выдаётся учителем текст, прочитать его и дать характеристику по тексту. Ответы записывают на доску в таблицу, работая вместе с классом.
Материк | Часть света | Особое название | Самая высокая гора и большая равнина |
Самая длинная река | Самое глубокое озеро |
|
Учащиеся рассматривают по презентации особенности материков.
Евразия (Слайды 7-17)
Евразия – это самый большой материк. Часть
территории Евразии занимает наша страна –
Казахстан ) Рельеф Евразии очень разнообразен.
Это и высочайшие горы земного шара Гималаи (гора
Джомолунгма, или Эверест, – 8848 м), и гигантские,
протянувшиеся на тысячи километров равнины,
например Восточно-Европейская,
Западно-Сибирская.
Евразия богата реками и озерами. Самая длинная
река материка – Янцзы. В Евразии расположено
самое глубокое озеро мира – Байкал (1637 м). Здесь
находится самый большой полуостров мира –
Аравийский. Самое большое по площади озеро –
Каспийское
Африка (Слайды 18-32)
Африка – второй по величине материк. В ее
рельефе преобладают равнины. Высоких и
протяженных горных цепей на этом материке нет.
Самая высокая точка Африки – гора Килиманджаро,
снежная шапка которой возвышается на нысоте 5895 м.
Это самый жаркий континент, на большей его части
средняя годовая температура выше
+20 °С. В Африке не бывает зим в нашем понимании. На
большей части территории материка времена года
различаются лишь количеством выпадающих
осадков. В Северной Африке расположена
величайшая пустыня нашей планеты – Сахара, здесь
летом поверхность песка и камней нагревается до
+70 °С, а воздух – до +40 °С.
Материк богат реками. Среди них Нил – самая
длинная река нашей планеты (6671 км). Река дважды
пересикающая экватор и является самой
полноводной рекой материка – Конго.
Северная Америка (Слайды 33-50)
И рельефе этого материка преобладают равнины.
Вдоль западного побережья тянутся горные цепи –
Кордильеры. Это высокие горы с глубокими речными
долинами и действующими вулканами. Самая высокая
гора Кордильер – Мак-Кинли (6193 м).
Климат на материке очень разнообразен: от
сурового на севере, где температура зимой
опускается до –45 °С, до жаркого, влажного – на
юге.
Реки Северной Америки полноводны, саман крупная
из них – Миссисипи. Обширную водную систему
образуют Великие озера: Верхнем Мичиган, Гурон,
Эри, Онтарио.
Южная Америка (Слайды 51-62)
На востоке этого материка господствуют равнины, а на западе протянулись самые длинные горы Анды. Это самый влажный континент планеты. Климат здесь теплый, только на крайнем юге зимой темпера тура может опускаться до О °С или чуть ниже. В высокогорных районах Анд климат достаточно суровый. На материке протекает много рек. Среди них Амазонка – самая полноводная река планеты. Самое высокогорное озеро Земли – Титикака.
Австралия (Слайды 63-67)
Австралия – самый маленький материк. Он же и
самый сухой: на большей части его территории
выпадает мало осадков. Поэтому на материке нот
крупных, полноводных рек. Многие реки
пересыхают и наполняются водой лишь в сезон
дождей
Самая большая река – Муррей, она не пересыхает,
но уровень ее вод резко меняется в течение года.
Озеро Эйр – самое крупное на материка, в сухое
время года распадается на отдельные неглубокие
водоемы, а в сезон дождей площадь озера сильно
увеличивается.
Антарктида (Слайды 68-72)
Антарктида – материк, который покрыт мощным ледяным щитом (средняя толщина 2000 м). Во льдах Антарктиды содержится до 80% запасов пресной воды Земли. Это самый холодный материк, средняя суточная температура во внутренних районах даже летом – 30 °С. На станции «Восток» полярниками была зарегистрирована температура – 89,2 0 С. Это самая низкая температура на Земле.I В летнее время материк получает много солнечного тепла, но до 90% его отражается от снега и льда. Поэтому только в прибрежных районах, где летом отсутствует снежный покров, температура поднимается до 0 °С.
––> Кроме материков выделяются океаны и их составные части.
Острова, наряду с материками, составляют сушу нашей планеты. Их очень много, подсчитать общее количество довольно трудно. Встречаются одиночные острова и группы островов – архипелаги.
Остров – участок суши, со всех сторон
окруженный водой.
Архипелаг – группы островов, расположенные
на небольшом расстоянии друг от друга.
Самый большой остров мира – Гренландия. Его площадь составляет 2 млн 176 тыс. км2. На физической карте можно найти архипелаги – Северная Земля, Земля Франца Иосифа. Много архипелагов в составе Океании.
9. Проверка понимания учащимися нового учебного материала (работая с заданиями карточками) (Слайд 73)
– Итак, давайте подведем итог, ответьте на следующие вопросы:
1. Самый большой полуостров мира –
2. Назовите океан, который пересекает все меридианы на Земле –
3. Самое высокое место в мире –
4. Назовите третий по величине материк –
5. Самый большой остров мира –
6. Самый сухой материк –
7. Самая многоводная река мира –
8. Самое глубокое озеро мира –
9. Самая длинная река мира –
10. Самое глубокое место в океане –
11. Самый влажный материк –
12. Самое большое озеро мира –
13. Самый большой материк –
14. Самый большой океан –
15. Самый холодный океан –
16. Самая длинная река мира –
10. Закрепление знаний учащимися
Учащиеся закрепляют полученные знания второй части урока «Особенности материков», выходят к доске, называют Материк и показывают на настенной карте особенности характеризующие материк).
Итогом урока является тест:
11. Тест по теме «Материки»
1. На каком материке протекает самая длинная река в мире и как она называется?
А. Африка, Нил
Б. Евразия, Янцзы
В. Южная Америка, Амазонка
С. Северная Америка, Миссисипи
2. На каком материке протекает самая полноводная река в мире и как она называется?
А. Африка, Нил
Б. Евразия, Янцзы
В. Южная Америка, Амазонка
С. Северная Америка, Миссисипи
3. Как называется высочайшая вершина мира и на каком материке она расположена?
А. Килиманджаро, Африка
Б. Мак-Кинли, Северная Америка
В. Аконкагуа, Южная Америка
С. Джомолунгма, Евразия
4. На каком материке находится наша страна?
А. Евразия
Б. Северная Америка
В. Антарктида
С. Австралия
5. Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости, где географические объекты даны с помощью условных знаков, называется:
А. Глобус
Б. Планшет
В. Географическая карта
С. Рисунок
6. Сколько материков на Земле?
А. 4
Б. 5
В. 6
С. 7
7. Составьте пару: материк – характеристика.
1. Самый большой материк. 2. Самый жаркий материк. 3. Самый маленький материк. 4. Самый холодный материк. |
а) Антарктида б) Африка в) Австралия г) Евразия |
8. Подберите пару:
1. Самые высокие горы земного шара. 2. Самая длинная река планеты. 3. Самое глубокое озеро мира. 4. Самая полноводная река планеты. |
а) Нил б) Амазонка в) Гималаи г) Байкал |
9. Составьте пару: материк – горные системы.
1. Евразия 2. Северная Америка 3. Южная Америка |
а) Анды б) Кордильеры в) Гималаи |
10. Самая близкая к Земле звезда:
А. Полярная
Б.Сириус
В. Бетельгейзе
С. Солнце
12. Подведение общего вывода урока
– Сформулируем вывод урока – мы изучали на
уроке?
– Сколько материков на нашей планете?
– Мы узнали, что …?
Учитель: Вы молодцы, на уроке вы замечательно работали! Мне понравилось, как вы работали с учебником, картой атласа, давали полные ответы на мои вопросы. (Выставление оценок за урок.)
13. Домашнее задание
Вторым уроком является проведение практической работы