На протяжении нескольких лет работаю над актуальным направлением: формирование у дошкольника осознанного отношения к собственному здоровью. На основе проведенной диагностики разработала, систему работы со всеми участниками образовательного процесса составила перспективный план работы с детьми, который позволяет решать многие актуальные проблемы, связанные с развитием у детей навыков здорового образа жизни. При проведении работы с детьми активно привлекаю родителей воспитанников.
Организовала семейный «Клуб заботливых родителей», работа которой способствует сближению детей и родителей, формированию доброжелательных отношений, побуждает к активной деятельности и желанию сохранить здоровье.
Для работы с детьми по данному направлению определила следующие цели и задачи:
Цель: педагогические основы формирования у ребенка позиций созидателя в отношений своего здоровья.
Задачи:
- Формировать потребность в здоровом образе жизни.
- Формировать представление детей о зависимости здоровья, от двигательной активности и закаливания.
- Воспитывать сознательное отношение к собственному здоровью и использовать доступные способы его укрепления.
- Довести до сведения детей, что двигательная активность является одним из источников крепкого здоровья.
- Расширять у детей представления и знания о многообразии физических и спортивных упражнений.
- Познакомить детей со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека, закреплять представление о духовно-равственных основах здоровья.
Приложение. Тематическое планирование
Одним из направлений физического воспитания дошкольника является воспитание здорового образа жизни. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором строиться здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. (Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5 -8 лет).
Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности к здоровому образу жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находиться в детском саду, то в силу специфики своей деятельности и возможностей мы несем большую, чем родители ответственность за возникновение и развитие этой потребности. То определила направление деятельности.
При целенаправленном воспитании, обучении, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется. Для работы с детьми старшего возраста определила следующие задачи:
- Воспитывать сознательное отношение к собственному здоровью и использовать доступные способы его укрепления; (утренние гимнастики; лечебное полоскание горла, 1 раз в день во время утреннего приема; физкультурные минутки, во время проведения занятий; закаливание, оздоровительный бег, после сна).
- Внимательно относиться к формированию образно – словесных ассоциаций у детей, особенно касающихся отношения к здоровью;(ассоциация – это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое).
- Формировать потребности в здоровом образе жизни; (беседы на тему здоровье: «Здоровье и болезнь», «Физкультура и здоровье», «Здоровые зубы» и. т. д; дидактические игры: «Изучаем свое тело», «Пять чувств», «Части тела»)
- Довести до сведения детей, что двигательная активность является одним из источников крепкого здоровья; (утренняя и вечерняя гимнастика; физкультурные занятия, подвижные игры на веранде, на свежем воздухе)
- Расширять у детей представления и знания о многообразии физических и спортивных упражнений оздоровительный бег. (Подготовила комплексы оздоровительного бега со средней группы. Бег уравновешивающие действует на нервную систему, способствует равновесию, даже в том случае, если ребенок был в спокойном состоянии). Алямовская
Учитывая, что дети готовятся идти в школу, поставила перед собой задачи для успешной адаптаций детей к обучению в школе:
- снятие тревожности по предстоящему переходу к обучению к школьной жизни; /витамины, упражнения, релаксация/
- основа и необходимое условие воспитания культуры поведения – правильная организация быта в детском саду, общий настрой воспитательного процесса. Важна атмосфера доверия, дружелюбия, окружающая детей, выдержанность, внешняя и внутренняя культура педагога.
Все эти задачи направлены на удовлетворение потребности детей в движении, сохранения и укрепления здоровья будущего школьника. В начале года провела опрос детей о культуре здоровья детей старшего дошкольного возраста.
На вопросы: «Что такое здоровье?», « Что нужно сделать, чтобы быть здоровым?». В основном дети отвечают, что нужно заниматься физкультурой, соблюдать гигиену.
На вопрос: «Кого можно называть здоровым человеком?». Почти все ответили что спортсмены, а когда спросила почему? То ответили, что они занимаются спортом. Есть и такие ответы те, кто следит за своим здоровьем.
А на вопрос: «Ты здоровый человек?». Ответы были разные: 50% считают себя абсолютно здоровыми; а 34% что здоровы, но иногда болеют; 16% уверенны, что они не здоровы, хотя объяснить, почему не могут так считают.
Для комплексного решения обозначенных выше задач я составила «Модель формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста». Она делится на три блока:
Блок, физкультурн-оздоровительный сюда вошли:
- утренняя гимнастика;
- оздоровительный бег после сна,
- три физкультурных занятия,
- спортивные развлечения, досуги, дни здоровья, пешеходные прогулки.
- большие спортивные праздники 2 раза в год,
- спортивное общество «Непоседы», которое в начале года посещали 12% детей, а сейчас 21% ,
- секция «Баскетбол» которую, посещают 48% детей.
Следующий блок - это блок, формирующий здоровый образ жизни состоит из минуток здоровья, которые вошли в нашей группе привычку. Это:
- лечебное полоскание горла, 1 раз в день во время утреннего приема;
- гимнастика для глаз, перед проведением занятий.
- физкультурные минутки, во время проведения занятий;
- массаж рук, перед проведением занятий.
- закаливание, оздоровительный бег, после сна.
- дыхательная гимнастика в игровой форме, 3 раза в день перед завтраком, обедом и ужином.
- посещение центра релаксации в зимнем саду «Волшебный лес».
Совместно со специалистами проводим интегрированные занятия /посредством различного содержания и видов деятельности решается одна (основная) дидактическая и воспитательная цель/.
Музыкальное, физкультурное, изодеятельность, ознакомление с окружающим миром и другие занятия, в процессе которых задачи здорового образа жизни решаются в комплексе: формирование элементарных представлений детей об организме человека. Формирование представлений о безопасном для здоровья поведение при переходе улицы и в транспорте. Расширять и закреплять представления детей о пользе здоровья овощей, фруктов, а также деревьев и кустарников. Проводим конкурсы знатоков здорового образа жизни среди дошкольников и школьников(1 класс).
В блоке, взаимодействия с семьями воспитанников я определили две линии работы это санитарно - просветительская, где я проводила консультации, приглашаем специалистов центра здорового образа жизни «Познай себя», семинар по ОБЖ ребенка в условиях семьи «Ценности здорового образа жизни», практикум по закаливанию, массажа рук и подошв, гимнастика для глаз.
В начале года также провела опрос родителей позволяющий изучить культуру здоровья семьи. Искренность ответов позволяет нам эффективно осуществлять работу по воспитанию здорового образа жизни в семьи.
- 36% - родителей делают зарядку утром вместе с детьми дома;
- 58% - детей посещают утреннюю гимнастику в доу;
- 65% - проводят выходные на свежем воздухе / турбазы/;
- 26% - посещают с детьми спорткомплексы города;
- Всего 10% - считают, что ведут здоровый образ жизни.
В целях формирования здорового образа жизни в семье активно использую такие формы как родительский тренинг, обмен семейным опытом, круглый стол «Осторожно, Микробы!», презентация детского альбома «Здоровый образ жизни», викторина «Веселая азбуковедения» в семейном клубе «Заботливых родителей».
Также продолжает работать «Программа минимум», которую разработала совместно и приняли единогласно с родителями ещё в средней группе:
- полоскать рот после каждого приема пищи, чистить зубы утром и на ночь;
- ежедневно бегать в медленном темпе достаточно длительное время;
- разминаться после пробуждения;
- уметь расслабляться, гасить отрицательные эмоции;
- уметь избегать опасностей;
- мыть руки после еды, после посещения туалета;
- ежедневно менять носочки, трусики, носовые платки.
Уметь стирать их самому;
- заботится о чистоте окружающей среды /группе, участке, клумбе, в зимнем саду/;
- не есть овощи и фрукты не мытыми;
- следить за своей осанкой. Уметь красиво двигаться.
Знать как правильно вести себя в общественных местах; /углубить чувства и продолжать укреплять привычки поведения у ребят, доброжелательные отношения к взрослым, и поступить соответственно нормами и правилами поведения/.
- уважать друг друга. Чутко относиться к тем, у кого есть различные отклонения или недостатки (дефект речи…)
- умение контактировать с другими людьми.
Средством решения этих задач выбрала разностороннее взаимодействие с первоклассниками школы № 45, в число которых, входят бывшие выпускники нашего детского сада. В начале года провели совместное спортивное развлечение «Букварь спорта» в школе. Дети проявили настороженность: их испугало большое помещение, чужие взрослые и учителя. Стало необходимым в проведении неоднократных экскурсий: дети побывали в спортивном зале, библиотеке, в актовом зале, столовой. Дети освоились, и стали хорошо ориентироваться в школе, у них появились друзья. Встречи в спортивных залах школы и детского сада стали постоянными.
Недавно к нам в детский сад пришли школьники на спортивный праздник «Осенние старты». Во время соревнований дети школьники были скованны, чувствовалась неуверенность в своих силах, а мотивы к победе, скорость и качество у дошколят, как выяснилось, сильней, чем у школьников, и результат этого 1 место у команды дошколят.
Встреча показала, что наши воспитанники физически более крепкие и выносливее, осознанно относятся к собственному здоровью и занятиям физкультурой и спортом.
Задача, которую я ставила перед собой это: укрепление здоровья детей, сознательно относиться к собственному здоровью, об этом говорит динамика снижения заболеваемости в 2 раза. На фоне высокого уровня здоровья отмечаем стабильное усвоение познавательного материала, успешной подготовки к школе.
Даже если наши дети и не станут великими спортсменами, но уверенна, проводимая работа о формирование здорового образа жизни позволяет надеяться, что большая часть наших детей будут заниматься разными видами спорта, так как занятия спортом стало одним из их любимых занятий.
Литература.
- «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» И.М. Новикова.
- «Диагностика культуры здоровья дошкольников» В.А. Деркунская.
- «Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5– 8 лет» Л.Ф. Тихомирова.
- «Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками» Е.А. Алябьева
- «Будь здоров» оздоровительная технология Д/С №97 «Светлица»
- «Оздоровление детей в условиях детского сада»
- «Система организации физкультурно – оздоровительной работы с дошкольниками» Борисова Е.Н.
- «Главное чудо света» Г.Юдин