Общая характеристика популяций

Разделы: Экология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Задачи: расширить знания обучающихся о популяции как основном объекте экологических исследований; расширить представления обучающихся о взаимоотношениях организмов в популяции; раскрыть сущность понятий «биологическое пространство» и «биологическое время».

Оборудование: проектор, интерактивная приставка Mimio, презентация (приложение 1), учебник, таблица «Структура популяции».

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Актуализация знаний

1. Фронтальная беседа по вопросам в начале § 14

– По каким признакам (свойствам) можно определить, что организмы образуют единую группу?
– Приведите примеры конкуренции между особями одного вида.
– При каких условиях в популяции складываются взаимовыгодные отношения?

2. Наш сегодняшний урок мне бы хотелось начать с рассказа об одном из красивейших мест на планете Земля, о сочетании его великолепных пейзажей, дикой природы и археологической сокровищницы, это место, где идеально уживаются болота, озера и низвергающиеся красивыми каскадами реки, горы, равнины, невероятно зеленая трава, прекрасные леса, скользкие дюны и уникальная фауна, его часто называют восьмым чудом света. А место это называется охранная зона Нгоро-Нгоро. (Cлайд 2)
Это место нетронутой, первозданной красоты, а также один из самых густозаселенных животными регионов Африки. Это земля, где живет самобытный народ племени масаи, чей скот часто пасется на одних пастбищах с дикими буйволами – эксклюзивная особенность. Охранная зона Нгоро-Нгоро, бывшая когда-то частью Национального парка Серенгети, занимает 8300 кв. км, из которых 260 приходится непосредственно на кратер. Возраст кратера Нгоро-Нгоро насчитывает около 3-х миллионов лет. Тогда эта древняя кальдера была огромным вулканом – выше, чем Килиманджаро. Но более 2,5 млн. лет назад вулкан взорвался, и вся его внутренняя часть была исторгнута и рассеяна по окрестным равнинам. После извержения вулкан преобразовался в кратер (один из 115 кратеров Охранной зоны), глубина которого составила 610 м, а ширина – 16 км.
Это рай, забытый Богом на земле, обитель самой красивой дикой природы в мире. Кратер числится в списке Всемирного Наследия и тщательно охраняется, это одно из немногих мест в Африке, где можно увидеть африканскую «большую пятерку» в полном составе (лев, леопард, буйвол, носорог и слон) в течение одного дня (!) [1].

III. Изучение нового материала

1. Границы популяции (рассказ учителя с элементами беседы и использованием рисунка 32 §14 учебника).
Сейчас я предлагаю Вам переместиться на территорию кратера Нгоро-Нгоро, посмотрите (слайд 3, работа с триггерами) на слайд, какие представители изображены на нем? Какие категории представлены на слайде (лев, особь, прайм, популяция, вид).
Попробуем сформулировать определение понятия «популяция» (слайды 4, 5; работа с триггерами). Запись определения  в тетрадь.

2. Биологическое пространство и биологическое время (самостоятельная работа с текстом §14 учебника, коллективное обсуждение прочитанного). (слайд 6) [3].

3. Взаимоотношения организмов внутри популяции: внутривидовая конкуренция, отношения благоприятствования (рассказ учителя с элементами беседы, слайд 7; самостоятельная работа с текстом § 14, запись определений понятий).

IV. Закрепление изученного материала

1. Коллективное заполнение таблицы «Свойства, характерные для организма и популяции» на слайде 8.

Свойства отдельного организма Свойства популяции
 

 

 

2. Выполнение задания «Подумайте» (слайды 9, 10) [2]

Популяции: в, д, ж, и

Задача: агрессия между собаками одного вида, как правило, направлена на поддержание иерархической и пространственной структуры популяции, а также на усиление процесса миграции, но не на уничтожение соплеменников. Популяция, как и вид, представляет собой единое целое, и благополучие особи во многом определяет благополучие популяции, вида. Естественный отбор в редких случаях поддерживает внутрипопуляционный каннибализм (поедание особей своего вида).

V. Домашнее задание

1. §§ 14, записи в тетради,
2. Письменно в тетради ответить на вопрос «В озере живут окунь, карась,, щука, плотва.  В соседнем водоеме, изолированно от первого обитают окунь, щука, судак, лещ и плотва. Сколько видов и сколько популяций населяют оба водоема?»

Источники информации:

  1. Информация о Нгоро-Нгоро – http://www.brodiaga-club.ru/adventures/dikii_mir_safari/dikaia_afrika/ngorongoro/
  2. Жигарев И.А., Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ. 10 (11) класс. – М.: Дрофа, 2002
  3. Суматохин С.В., Наумова Л.Г. Экология. Методическое пособие. 10-11 классы. – М.: Вентана-Граф, 2011.