Цель урока:
- стимулирование самостоятельной читательской деятельности
- развитие выразительного чтения, работа над техникой чтения
- краткое ознакомление историями жизни авторов, их отношение к событиям в произведении – изучить писательский стиль.
Оборудование: учебники, фото авторов, детские книжки с произведениями авторов, новогодняя картина.
Ход урока
1. Организационный момент – положительный настрой к уроку.
Мы глазами миг-миг,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы плечами чик-чик,
Мы ногами топ-топ.
Раз сюда, два туда,
Повернись вокруг себя,
Раз присели, два привстали,
Руки к верху приподняли
Раз, два, три
Заниматься нам пора!
2. Опрос учащихся: Проверка домашних заданий: наизусть.
Форма опроса: выступление по парам, сравнение своего выступления с другими и оценивание пар.
3. Ознакомление с темой и целью урока.
Мы с вами познакомились с произведениями С.Есенина “Поет зима, аукает..”, “Пороша”. Увидели словами автора зимний пейзаж. Эти стихи похожи на зимнюю музыку, задумчивые, умиротворенные и несколько печальные. Мы, так же как и автор почувствовали зимнюю тоску и тревогу. А стихотворение К.Бальмонта “Снежинка” помогла нам увидеть в обычных вещах чудесное, прекрасное. Мы так часто видим снег, но так восхищаться и любоваться снежинкой, как автор не умеем. И прочитав это произведение, мы для себя вновь открыли что-то новое в этом, как бы очень обычном предмете, как снег.
А сегодня познакомимся с произведениями других авторов. Эти авторы, оба женщины и вы все их очень хорошо знаете. Вы учили стихи этих женщин-авторов в детском саду, в 1 классе. Я прочитаю первые строки, а вы попробуйте их узнать:
Идет бычок качается,
вздыхает на ходу,
Ох доска кончается,
сейчас я упаду.Уронили мишку на пол,
оторвали мишке лапу,
Все равно его не брошу,
потому что он хороший!
Узнали автора? Еще, какие стихи знаете?
Агния Львовна Барто (1906–1981) Самая известная детская поэтесса, ваши мамы и отцы читали ее стихи. Агния Барто родилась в семье ветеринарного врача, мечтала стать балериной. Училась в балетном училище. Но стала она поэтессой.
И второй автор Юнна Мориц (1937) Вы с первого класса читаете ее стихи. Ее детство прошло в военные и послевоенные годы. С малых лет она испытала лишения, нужду и трудности. Нелегкая у нее была судьба. Но в своих произведениях она рисует детские фантазии, веселые картины, яркие, смешные, как будто она ведет нас в страну чудес. Послушайте: Сказка по лесу идет – сказку за руку ведет, из реки выходит сказка! Из трамвая! Из ворот! Это что за хоровод? Это сказок хоровод! Сказка умница и прелесть, снами рядышком живет, чтобы, чтобы, чтобы снова добрый злого, победил. Чтобы добрый, чтобы злого, стать хорошим убедил!
Этих авторов вы знаете? Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми стихами Агнии Барто, и Юнны Мориц.
4. Работа с текстом. Чтение стихотворений стр.70–71.
Работа над иллюстрацией. Что за праздник? Кто нарисован? Прочтите заглавие. По заглавии произведения можно понять тему текста?
Настоящий секрет – заглавие. У всех бывают секреты? А сейчас узнаем, про какой секрет рассказывает Юнна Мориц?
Выразительное чтение учителя. (Разбор незнакомых слов – словарная работа.)
Чтение детей. 1 текст, 2 текст.
Чтение по абзацам, цепочкой, соблюдая интонацию.
Вопрос: Как вы думаете, с одинаковой или разной интонацией нужно читать эти стихи? Почему? Учащиеся сравнивают сюжетную линию стихотворений. Определяют свое отношение к героям. А как, бы вы поступили на их месте?
Герой Ю.Мориц догадывается, что Деда Мороза играет его старший брат, но не разоблачает его, а с благодарностью подыгрывает брату, делает своеобразный подарок брату “ни слова про нос, про парик и заплату”. А героиня А.Барто искренне верит в сказку и сердится на своего брата, который пытается убедить ее в том, что Деда Мороза не существует. Стихотворение Ю.Мориц читается восторженно, радостно, а стихи А.Барто – с чувством досады ребенка на старшего брата, и с настойчивым стремлением защитить свою веру в сказку.
Ситуация одинаковая, но характер детей разный и отношение к персоне Деда Мороза тоже разное. А как вы, думаете? Есть Дед Мороз на самом деле?
5. Итог урока. Выводы. Подведем итог урока. Эти стихи похожи на стихи С.Есенина? К. Бальмонта? В чем их различие? Какие стихи вам больше понравились? Что нового вы узнали на этом уроке? Чему научились?
6. Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение по выбору.
Использованная литература:
- Н.И. Кузнецова, М.И. Мещерякова, Н.И. Арзамасцева Детские писатели (справочник для учителей и родителей). Приложение к книгам для чтения серии “Свободный ум” Р.Н.Бунеева и Е.В. Бунеевой – М., “БАЛАСС”, “С-Инфо”, 1995 – 60с.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Маленькая дверь в большой мир. Книга для чтения во 2 классе средней школы. Пособие для учащихся. В 2 ч. –М.: Издательский дом “С-Инфо”, фирма “БАЛАСС”, 1997.