Цели:
- Продолжить знакомство с понятием «рельеф» (выявить силы, формирующие рельеф), сформировать представления об основных формах рельефа (горы, равнины) и их классификации по высоте;
- Научить выделять, описывать и объяснять существенные признаки гор. Научить находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения гор, и анализировать ее.
- Научить составлять краткую географическую характеристику гор на основе разнообразных источников информации и форм ее представления.
- Развивать практические навыки работы с картой. Закрепить умение определять высоты точек, направления и расстояния по карте и умение использовать полученные знания для чтения физических карт.
Ожидаемые результаты:
- Предметные: сформированность представлений об основных формах рельефа и их классификации по высоте
- Коммуникативные: формирование умений работать в группах
- Регулятивные: умение нести ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности
- Личностные: мобильность, толерантность, самостоятельность
- Познавательные: умение проводить рефлексию своей деятельности
Оборудование:
- настенные карты (физическая и контурная) полушарий (Приложение 2),
- учебник, атласы, к/к
- раздаточный материал (Приложение 1),
- презентация, мультимедийный проектор, экран, колонки,
- электронный учебник «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии 6 и 7 класс».
- Смысловые блоки – модули урока
- Формы рельефа земной коры
- Горы.
- Классификация гор (различие по высоте, времени образования, строению и т.д.)
- Описание гор.
ХОД УРОКА
1. Актуализация полученных знаний, мотивация на изучение нового материала
– На прошлых занятиях мы с вами изучили
особенности строения и движения земной коры.
– Из чего состоит земная кора? (Минералов
и горных пород)
– Как могут залегать горные породы? (Горизонтально
и наклонно)
– Какие процессы могут повлиять на характер
залегания горных пород? (Внутренние и внешние)
СЛАЙД 2
– Таким образом, под влиянием каких процессов
формируются неровности земной поверхности? (Заполнение
схемы, переход к слайду 4)
СЛАЙД 4
– Внутренние процессы создают неровности земной
поверхности. С чем это связано? (С движением
земной коры)
– Какие виды движения земной коры вам известны? (Вертикальные
и горизонтальные)
После просмотра видеосюжета:
– Что является результатом вертикального
движения земной коры? (Горы, впадины, равнины)
– Горизонтального? (Землетрясения, вулканизм)
– А что образуется, если вертикальные и
горизонтальные движения накладываются друг на
друга? (Горст и грабен)
(Заполнение схемы – возвращение к слайду 2)
СЛАЙД 2
– Таким образом, что создают внутренние
процессы? (Неровности земной поверхности)
– Какие виды внутренних процессов мы вспомнили?
– Кроме внутренних процессов на земную
поверхность влияют внешние процессы (переход к
слайду 5)
СЛАЙД 5
– Внешние процессы в отличие от внутренних
выравнивают неровности земной поверхности, т.е.
разрушают их.
– Как называется такой процесс? (Выветривание)
– Выветривание представлено несколькими
типами… (ребята называют, на слайде
проявляются)
- Деятельность воды,
- Деятельность ветра,
- Деятельность разности температур,
- Деятельность живых организмов.
(Заполнение схемы – возвращение к слайду 2)
СЛАЙД 2
– Итак, внешние силы, формирующие облик земной
поверхности представлены каким процессом? (Выветриванием)
– Назовите составляющие процесса выветривания (Заполнение
схемы)
– Таким образом, с чем связано многообразие
неровностей земной поверхности? (С
внутренними и внешними процессами)
(Переход по гиперссылке к слайду5)
2. Изучение нового материала
Смысловой блок 1. Формы рельефа суши
Познавательная задача: выделить две крупные формы рельефа суши и определить существенные отличительные признаки каждой из них.
СЛАЙД 5
– Посмотрите внимательно на фотографию и
скажите, какая (ровная или неровная) поверхность
земли на ней изображена?
– А как, на ваш взгляд, одним словом можно назвать
неровности земной поверхности? (Рельеф)
– Запишите определение в свои раздаточные
листочки. (Переход к слайду 2)
Рельеф – это неровности земной поверхности.
– Что формируется под воздействием внутренних
и внешних сил Земли? (Переход по гиперссылке
к слайду 6)
СЛАЙД 6
– Просмотрите на предложенный слайд и
попробуйте сгруппировать неровности
поверхности в две крупные формы. Они вам
знакомы из курса природоведения 5 класса. (Горы
и равнины)
– Перечислите основные отличия этих форм. Что их
объединяет? (Переход к слайду 2, заполнение
схемы)
– Таким образом, какие основные формы рельефа
суши мы с вами смогли выделить? (Горы и равнины).
Предметом изучения сегодня будет одна форма –
горы.
Смысловой блок 2. Горы
Познавательная задача: выделить характерные особенности строения горных систем.
СЛАЙД 2
– Вспомните и расскажите о холмах и горах,
которые вы видели в природе или на картинках.
– Откройте свои учебники на стр. 71 и ознакомьтесь
с пунктом 1. постарайтесь выделить сходства между
горой и холмом. (Особенности – возвышающиеся
участки суши над окружающей местностью)
– Но есть и существенное различие между горами и
холмами. Какое? (Особенность – высокие,
обширные)
– В природе редко встречается отдельно стоящая
гора. Исключением являются вулканы. Обычно горы
представляют большие по площади и сложные по
строению участки земной коры.
– Так что же такое горы? (Переход к слайду7)
СЛАЙД 7
– Посмотрите внимательно на фотографию, на ней
изображены горы. Предложите свое определение
этому термину, исходя из того, что мы с вами уже
установили выше и знания о формулировке термина:
понятие = ключевое слово + существенные признаки (учащиеся
совместно с учителем составляют определение)
– Давайте сравним наше определение с
определением в учебнике, правы ли мы. (Чтение
определения в учебнике на стр. 71, также
определение появляется на слайде) Запишите
его в листочки.
Горы – обширные участки земной
поверхности, высоко приподнятые над
прилегающими равнинами
и имеющие сильно пересеченный рельеф.
– Какие участки окружающей местности больше
всего подходят под определение понятия «ГОРЫ»? (Большой
Хехцир)
– Пользуясь нашим определением докажите, что
Большой Хехцир – это горы. Т.е. надо найти
существенные признаки, которые мы указали в
определении (высокие, обширные, возвышающиеся
над окружающей местностью)
– Вспомните курс природоведения 5 класс, где вы
изучали строение холма и горы. Из каких частей
состоит гора? (На слайде проявляются стрелки,
дети называют составляющие горы, и они тоже
постепенно проявляются)
– Что же такое вершина?.. Склон?.. Подошва?.. (выводятся
определения)
Вершина – самая верхняя часть горы,
макушка горы.
Склон – расстояние между вершиной и
подошвой.
Подошва – переход склона (горы) в
равнину.
– Подпишите составные части горы на рисунке в
своих раздаточных листках.
– Кроме уже известных вам составляющих можно
выделить также гребень (появляется на слайде)
на ваш взгляд, какое определение можно дать этому
термину? (Выводится, если возникают сложности
можно обратиться к учебнику)
Гребень – самая высокая часть хребта
– Все, что вы видите на фото можно назвать горным хребтом. Попробуйте объяснить, что это такое? (Выводится, если возникают сложности можно обратиться к учебнику)
Горный хребет – линейно вытянутые поднятия с отдельными вершинами
– Найдите и подпишите на рисунке гребень и
горный хребет.
– Итак, ребята, у нас получился схематический
рисунок, демонстрирующий внешние отличительные
особенности гор. Какие? (Один из учащихся
называет и показывает)
Смысловой блок 3. Классификация гор (различие по высоте, времени образования, строению и т.д.)
Познавательная задача: классифицировать горы по различным признакам (высоте, времени образования, строению)
– Откройте, пожалуйста, в атласе физическую
карту полушарий.
– Найдите на карте объекты, которые подходят под
наше определение.
– По каким показателям вы их нашли?
– Подтвердите свой ответ аргументацией
установленных в определении понятия признаков. (Называют
горы и говорят о больших размерах и высоте)
– Ребята, а как вы узнали, о высоте этих участков
суши на географической карте? (С помощью шкалы
высот)
– Чтобы лучше запомнить название и расположение
основных горных систем суши выполним
практическую работу: перенесем их на свои
контурные карты.
– Что это означает – перенести горы? Мы
обозначим линиями местоположение основных
хребтов и правильно подпишем их название.
– Инструкция в ваших раздаточных листочках
поможет нам в этом. Ознакомьтесь с ней,
пожалуйста.
– Предлагаю начать с западного полушария.
Давайте начнем с самых протяженных гор суши
(почти 9 тыс.км). Они расположены на материке Южная
Америка. Какие это горы?
(Ученики называют Анды, учитель работает на доске, а дети в к/к, рисование сопровождается пояснениями)
- Где эту линию рисовать;
- В какой части материка они расположены;
- Как протянулись относительно сторон горизонта;
- Береговой линии;
- Ближайших рек, морей;
- Параллелей и меридианов или вдоль параллелей и меридианов;
– А как правильно подписать горы на к/к? (Образец
подписи – это географическая карта – горы
подписываются по линии протяжения)
– Назовите горы Северной Америки, где они
располагаются? Давайте обозначим их на к/к – Кордильеры,
Аппалачи.
– Восточное полушарие: материк Евразия – Кавказ,
Гималаи, Альпы, Уральские,
Скандинавские, Сихоте-Алинь.
– В Африке – Атлаские, Драконовы.
– В Австралии – Большой Водораздельный
хребет.
– Ребята, а что еще о горах (кроме расположения и
направления) может рассказать карта? (Если
возникнут сложности, обратить внимание на шкалу
высот – в результате должны придти к
классификации по высоте – переход к слайду 9)
СЛАЙД 9
– Ребята, на данной схеме показано деление гор на
группы в зависимости от высоты.
– Рассмотрите ее внимательно. Так какие группы
мы можем выделить? (Ребята называют; переход к
слайду 10)
СЛАЙД 10
– Вы можете привести примеры гор, относящихся к
разным группам по высоте? (Переход к слайду2)
СЛАЙД 2
– Таким образом, с каким типом классификации гор
мы познакомились? (При работе с этим слайдом
ребята заполняют схемы у себя на листочках.
Переход к слайду 15)
– Какие горы суши являются самыми высокими на
Земле?
– Какова их высота и где они находятся?
– Как называется наивысшая вершина этих гор?
Кто-нибудь покорил ее?
– Ребята, на территории Хабаровского края есть
высокие горы? (На севере хребет Сихоте-Алиня)
– А Большой Хехцир относится к какой группе гор
по высоте? (К низким)
СЛАЙД 15
– Посмотрите внимательно на фотографии. И на
одной, и на другой изображены горы. Чем они
отличаются друг от друга? (Высотой, характером
вершин, крутизной склонов, растительным покровом
и т.д.)
– В чем причина названных вами различий? Как вы
думаете, почему они различаются?
– На ваш взгляд, на какие две группы по возрасту
можно разделить горы суши? (Должны придти к
возрасту – старые и молодые)
– К старым горам, давно появившимся на суше,
относятся уже разрушенные горы: Уральские,
Аппалачи, Хибины.
– Какой еще признак для классификации гор мы
обнаружили вместе с вами? (По возрасту)
(Переход к слайду2, заполнение схемы в
листочках)
– Но и среди высоких гор, с остроконечными
вершинами есть старые горы – например, Тянь-Шань,
Алтай, Скалистые горы, которые получили свое
второе рождение относительно недавно.
– Их еще называют омоложенными горами. А
установили это просто. Изучили внутреннее
строение гор – характер залегания горных пород.
Дальше работа ведется с диском «Кирилл и Мефодий 6 класс». Урок 27 «Рельеф суши. Горы» слайды 13, 16, 17
– Просмотрев несколько фрагментов фильма, установите какую классификацию гор можно еще выделить? Предложите свою группировку. (Горы можно разделить сгруппировать в зависимости от их строения).
(Слайд 13 урока 27)
1 группа: Складчатые горы
образуются в результате смятия пород земной коры
в крупные и сложные складки.
– В рельефе складчатых гор выпуклые складки
представлены горными хребтами, а вогнутые –
межгорными впадинами.
– Все складчатые горы молодые – их складки,
хребты и впадины образовались относительно
недавно, еще не успели разрушиться и продолжают
расти.
– Они, как правило, высокие, с крутыми склонами и
острыми вершинами.
(Слайд 16 урока 27, мультимедиа)
2 группа: Глыбовые
– Глыбовые горы не старые, а возрожденные.
Просто они сложены старыми породами.
– Они могут быть низкими и средневысотными с
округлыми плоскими вершинами.
(Слайд 17 урока 27)
3 группа: Складчато-глыбовые
– Таким образом, что является причиной
разделения гор на группы по внутреннему
строению? (Движение земной коры)
– Как вы думаете, какое строение имеет горный
хребет Большой Хехцир? (Складчато-глыбовые)
– Почему вы так решили? Ответ поясните.
– Какие группы в результате мы можем выделить? (Складчатые,
глыбовые, складчато-глыбовые)
(Заполнение схемы).
– Т.о., классифицировать горы можно и еще по
одному признаку: по внутреннему строению –
складчатые и глыбовые. Иногда выделяют
переходный тип – складчато-глыбовые.
– Посмотрите пожалуйста на профиль Большого
Хехцира. Как вы думаете, к каким горам по
внутреннему строению он относится? Почему вы так
решили.
– Таким образом, мы с вами выяснили несколько
классификаций гор суши в зависимости от
следующих признаков… Каких? (Высоты, возраста,
строения)
– Есть и другие классификации, с которыми мы
познакомимся в старших классах.
Смысловой блок 4. Описание гор
Познавательная задача: составить описание географического положения одной из горных систем.
– Мы с вами не случайно так подробно
знакомились с некоторыми особенностями гор. Для
чего, как вы думаете?
– Представьте, что вы собираетесь отдохнуть в
горах, и у вас есть только карта. Какие
сведения можно из нее почерпнуть? (Выясняет
вместе с учениками)
– Т.е. мы можем найти географическое положение
объекта – его адрес.
– Откройте учебники на стр.75, таблица 4. Перед
вами примерный план определения географического
положения гор.
– Давайте, действуя в соответствии с этим планом,
попробуем определить географическое положение
Анд. (Совместная работа)
– Дома выберите любую горную систему и дайте ее
характеристику.
3. Закрепление нового материала
1. Работа в группах
– А сейчас предлагаю провести конкурс загадок.
– В этом конкурсе у вас будет возможность
показать на сколько хорошо вы усвоили материал
сегодняшнего урока, а так же свои умения добывать
новые знания из различных источников информации.
– Сейчас мы разделимся на группы, для каждой из
групп на мониторе компьютера есть задание,
прочитайте его внимательно, на выполнение
отводится 5 мин. (Приложение 3)
После проверки:
– Какая загадка оказалась для вас самой
интересной?
– Самой трудной?
2. Тест
1) Найти соответствие между горами и материком, показать его стрелками.
Гималаи
Кордильеры
Анды Северная Америка
Уральские Австралия
Драконовы Евразия
Большой Водораздельный хребет Африка
Кавказ Южная Америка
Атлас
2) Найти соответствие между горами и вершиной, показать его стрелками.
Гималаи Народная
Кордильеры Косцюшко
Анды Мак-Кинли
Уральские Эльбрус
Большой Водораздельный хребет Аконкагуа
Кавказ Эверест
3) Найти лишнее в перечне гор и обосновать:
А) Гималаи, Кавказ, Аппалачи, Кордильеры;
Б) Альпы, Уральские, Драконовы, Аппалачи;
В) Алтай, Гималаи, Тянь-Шань, Скалистые.
4) Напишите название гор, одна из точек которых имеет координаты:
А) 43о с.ш 80о в.д.
Б) 40о с.ш. 110о з.д.
В) 46о с.ш. 10о в.д.
4. Подведение итогов урока
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– С какими признаками для классификации гор вы
сегодня познакомились? И.т.д.
5. Объяснение домашнего задания
– Используя рабочий лист урока, составить
рассказ о горах;
– Письменно выполнить задание по описанию
географического положения гор (по выбору)
– На к/к нанести горы, которые не успели нанести
на уроке.