Урок географии по теме "Основные формы рельефа. Горы суши"

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Цели:

  • Продолжить знакомство с понятием «рельеф» (выявить силы, формирующие рельеф),  сформировать представления об основных формах рельефа (горы, равнины) и их классификации по высоте;
  • Научить выделять, описывать и объяснять существенные признаки гор. Научить находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения гор, и анализировать ее.
  • Научить составлять краткую географическую характеристику гор на основе разнообразных источников информации и форм ее представления.
  • Развивать практические навыки работы с картой. Закрепить  умение определять высоты точек, направления и  расстояния по карте и умение использовать полученные знания для чтения физических карт.

Ожидаемые результаты:

  • Предметные: сформированность представлений об основных формах рельефа и их классификации по высоте
  • Коммуникативные: формирование умений работать в группах
  • Регулятивные: умение нести ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности
  • Личностные: мобильность, толерантность, самостоятельность
  • Познавательные: умение проводить рефлексию своей деятельности

Оборудование:

  • настенные карты (физическая и контурная) полушарий (Приложение 2),
  • учебник, атласы, к/к
  • раздаточный материал (Приложение 1),
  • презентация, мультимедийный проектор,  экран, колонки,
  • электронный учебник «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии 6 и 7 класс».
  • Смысловые блоки –  модули урока
  • Формы рельефа земной коры
  • Горы.
  • Классификация гор  (различие по высоте, времени образования, строению и т.д.)
  • Описание гор.

ХОД УРОКА

1. Актуализация полученных знаний, мотивация на изучение нового материала

–  На прошлых занятиях мы с вами изучили особенности строения и движения земной коры.
–  Из чего состоит земная кора?  (Минералов и горных пород)
–  Как могут залегать горные породы? (Горизонтально и наклонно)
– Какие процессы могут повлиять на характер залегания горных пород? (Внутренние и внешние)
СЛАЙД 2
– Таким образом, под влиянием каких процессов формируются неровности земной поверхности? (Заполнение схемы, переход к слайду 4)
СЛАЙД 4
– Внутренние процессы создают неровности земной поверхности. С чем это связано? (С движением земной коры)
– Какие виды движения земной коры вам известны? (Вертикальные и горизонтальные)
После просмотра видеосюжета:
– Что является результатом вертикального движения земной коры? (Горы, впадины, равнины)
– Горизонтального? (Землетрясения, вулканизм)
– А что образуется, если  вертикальные  и горизонтальные движения накладываются друг на друга? (Горст и грабен)
(Заполнение схемы – возвращение к слайду 2)
СЛАЙД 2
– Таким образом, что создают внутренние процессы? (Неровности земной поверхности)
– Какие виды внутренних процессов мы вспомнили?
– Кроме внутренних процессов на земную поверхность влияют внешние процессы (переход к слайду 5)
СЛАЙД 5
– Внешние процессы в отличие от внутренних выравнивают неровности земной поверхности, т.е. разрушают их.
– Как называется такой процесс? (Выветривание)
– Выветривание представлено несколькими типами… (ребята называют, на слайде проявляются)

  • Деятельность воды,
  • Деятельность ветра,
  • Деятельность разности температур,
  • Деятельность живых организмов.

(Заполнение схемы – возвращение к слайду 2)
СЛАЙД 2
– Итак, внешние силы, формирующие облик земной поверхности представлены каким процессом? (Выветриванием)
– Назовите составляющие процесса выветривания (Заполнение схемы)
– Таким образом, с чем связано многообразие    неровностей земной поверхности? (С внутренними и внешними процессами)
(Переход по гиперссылке к слайду5)

2. Изучение нового материала

Смысловой блок 1. Формы рельефа суши

Познавательная задача: выделить две крупные формы рельефа суши и определить существенные отличительные признаки каждой из них.

СЛАЙД 5
– Посмотрите внимательно на фотографию и скажите, какая (ровная или неровная) поверхность земли на ней изображена?
– А как, на ваш взгляд, одним словом можно назвать неровности земной поверхности? (Рельеф)
– Запишите определение в свои раздаточные листочки. (Переход к слайду 2)

Рельеф – это неровности земной поверхности.

– Что формируется под воздействием внутренних и внешних сил Земли? (Переход  по гиперссылке к слайду 6)
СЛАЙД 6
– Просмотрите на предложенный слайд и попробуйте сгруппировать неровности поверхности  в две крупные формы. Они вам знакомы из курса природоведения 5 класса. (Горы и равнины)
– Перечислите основные отличия этих форм. Что их объединяет? (Переход к слайду 2, заполнение схемы)
– Таким образом, какие основные формы рельефа суши мы с вами смогли выделить? (Горы и равнины). Предметом изучения сегодня будет одна форма – горы.

Смысловой блок 2. Горы

Познавательная задача: выделить характерные особенности строения горных систем.

СЛАЙД  2
– Вспомните и расскажите о холмах и горах, которые вы видели в природе или на картинках.
– Откройте свои учебники на стр. 71 и ознакомьтесь с пунктом 1. постарайтесь выделить сходства между горой и холмом. (Особенности – возвышающиеся участки суши над окружающей местностью)
– Но есть и существенное различие между горами и холмами. Какое? (Особенность – высокие, обширные)
– В природе редко встречается отдельно стоящая гора. Исключением являются вулканы. Обычно горы представляют большие по площади и сложные по строению участки земной коры.
– Так что же такое горы? (Переход к слайду7)
СЛАЙД 7
– Посмотрите внимательно на фотографию, на ней изображены горы. Предложите свое определение этому термину, исходя из того, что мы с вами уже установили выше и знания о формулировке термина: понятие = ключевое слово + существенные признаки (учащиеся совместно с учителем составляют определение)
– Давайте сравним наше определение с определением в учебнике, правы ли мы. (Чтение определения в учебнике на стр. 71, также определение появляется на слайде) Запишите его в листочки.

Горы – обширные участки земной поверхности, высоко приподнятые над прилегающими равнинами
и имеющие сильно пересеченный рельеф.

– Какие участки окружающей местности больше всего подходят под определение понятия «ГОРЫ»? (Большой Хехцир)
– Пользуясь нашим определением докажите, что Большой Хехцир – это горы. Т.е. надо найти существенные признаки, которые мы указали в определении (высокие, обширные, возвышающиеся над окружающей местностью)
– Вспомните курс природоведения 5 класс, где вы изучали строение холма и горы. Из каких частей состоит гора? (На слайде проявляются стрелки, дети называют составляющие горы, и они тоже постепенно проявляются)
– Что же такое вершина?.. Склон?.. Подошва?.. (выводятся определения)

Вершина – самая верхняя часть горы, макушка горы.
Склон – расстояние между вершиной и подошвой.
Подошва  – переход склона (горы) в равнину.

– Подпишите составные части горы на рисунке в своих раздаточных листках.
– Кроме уже известных вам составляющих можно выделить также гребень (появляется на слайде) на ваш взгляд, какое определение можно дать этому термину? (Выводится, если возникают сложности можно обратиться к учебнику)

Гребень – самая высокая часть хребта

– Все, что вы видите на фото можно назвать горным хребтом. Попробуйте объяснить, что это такое? (Выводится, если возникают сложности можно обратиться к учебнику)

Горный хребет – линейно вытянутые поднятия с отдельными вершинами

– Найдите и подпишите на рисунке гребень и горный хребет.
– Итак, ребята, у нас получился схематический рисунок, демонстрирующий внешние отличительные особенности гор. Какие? (Один из учащихся называет и показывает)

Смысловой блок 3. Классификация гор  (различие по высоте, времени образования, строению и т.д.)

Познавательная задача: классифицировать горы по различным признакам (высоте, времени образования, строению)

– Откройте, пожалуйста, в атласе физическую карту полушарий.
– Найдите на карте объекты, которые подходят под наше определение.
– По каким показателям вы их нашли?
– Подтвердите свой ответ аргументацией установленных в определении понятия признаков. (Называют горы и говорят о больших размерах и высоте)
– Ребята, а как вы узнали, о высоте этих участков суши на географической карте? (С помощью шкалы высот)
– Чтобы лучше запомнить название и расположение основных горных систем суши выполним практическую работу: перенесем их на свои контурные карты.
– Что это означает – перенести горы? Мы обозначим линиями местоположение основных хребтов и правильно подпишем их название.
– Инструкция в ваших раздаточных листочках поможет нам в этом. Ознакомьтесь с ней, пожалуйста.
– Предлагаю начать с западного полушария. Давайте начнем с самых протяженных гор суши (почти 9 тыс.км). Они расположены на материке Южная Америка. Какие это горы?

(Ученики называют Анды, учитель работает на доске, а дети в к/к, рисование сопровождается пояснениями)

  • Где эту линию рисовать;
  • В какой части материка они расположены;
  • Как протянулись относительно сторон горизонта;
  • Береговой линии;
  • Ближайших рек, морей;
  • Параллелей и меридианов или вдоль параллелей и меридианов;

– А как правильно подписать горы на к/к? (Образец подписи – это географическая карта – горы подписываются по линии протяжения)
– Назовите горы Северной Америки, где они располагаются? Давайте обозначим их на к/к – Кордильеры, Аппалачи.
– Восточное полушарие: материк Евразия – Кавказ, Гималаи, Альпы, Уральские, Скандинавские, Сихоте-Алинь.
– В Африке – Атлаские, Драконовы.
– В Австралии – Большой Водораздельный хребет.
– Ребята, а что еще о горах (кроме расположения и направления) может рассказать карта? (Если возникнут сложности, обратить внимание на шкалу высот – в результате должны придти к классификации по высоте – переход к слайду 9)
СЛАЙД 9
– Ребята, на данной схеме показано деление гор на группы в зависимости от высоты.  
– Рассмотрите ее внимательно. Так какие группы мы можем выделить? (Ребята называют; переход к слайду 10)
СЛАЙД 10
– Вы можете привести примеры гор, относящихся к разным группам по высоте? (Переход к слайду2)
СЛАЙД 2
– Таким образом, с каким типом классификации гор мы познакомились? (При работе с этим слайдом ребята заполняют схемы у себя на листочках. Переход к слайду 15)
– Какие горы суши являются самыми высокими на Земле?
– Какова их высота и где они находятся?
– Как называется наивысшая вершина этих гор? Кто-нибудь покорил ее?
– Ребята, на территории Хабаровского края есть высокие горы? (На севере хребет Сихоте-Алиня)
– А Большой Хехцир относится к какой группе гор по высоте? (К низким)
СЛАЙД 15
– Посмотрите внимательно на фотографии. И на одной, и на другой изображены горы. Чем они отличаются друг от друга? (Высотой, характером вершин, крутизной склонов, растительным покровом и т.д.)
– В чем причина названных вами различий? Как вы думаете, почему они различаются?
– На ваш взгляд, на какие две группы по возрасту можно разделить горы суши? (Должны придти к возрасту – старые и молодые)
– К старым горам, давно появившимся на суше, относятся уже разрушенные горы: Уральские, Аппалачи, Хибины.
– Какой еще признак для классификации  гор мы обнаружили вместе с вами? (По возрасту)
(Переход к слайду2, заполнение схемы в листочках)
– Но и среди высоких гор, с остроконечными вершинами есть старые горы – например, Тянь-Шань, Алтай, Скалистые горы, которые получили свое второе рождение относительно недавно.
– Их еще называют омоложенными горами. А установили это просто. Изучили внутреннее строение гор – характер залегания горных пород.

Дальше работа ведется с диском «Кирилл и Мефодий 6 класс». Урок 27 «Рельеф суши. Горы» слайды 13, 16, 17

– Просмотрев несколько фрагментов фильма, установите какую классификацию гор можно еще  выделить?  Предложите свою группировку. (Горы можно разделить  сгруппировать  в зависимости от их строения).

(Слайд 13 урока 27)

1 группа: Складчатые горы образуются в результате смятия пород земной коры в крупные и сложные складки.
–  В рельефе складчатых гор выпуклые складки представлены горными хребтами, а вогнутые – межгорными впадинами.
– Все складчатые горы молодые – их складки, хребты и впадины образовались относительно недавно, еще не успели разрушиться и продолжают расти.
– Они, как правило, высокие, с крутыми склонами и острыми вершинами.

(Слайд 16 урока 27,  мультимедиа)

2 группа: Глыбовые

– Глыбовые горы не старые, а возрожденные. Просто они сложены старыми породами.
– Они могут быть низкими и средневысотными с округлыми плоскими вершинами.

(Слайд 17 урока 27)

3 группа: Складчато-глыбовые

– Таким образом, что является причиной разделения гор на группы по внутреннему строению? (Движение земной коры)
– Как вы думаете, какое строение имеет горный хребет Большой Хехцир? (Складчато-глыбовые)
– Почему вы так решили? Ответ поясните.
– Какие группы в результате мы можем выделить? (Складчатые, глыбовые, складчато-глыбовые)
(Заполнение схемы).
– Т.о., классифицировать горы можно и еще по одному признаку: по внутреннему строению – складчатые и глыбовые. Иногда выделяют переходный тип – складчато-глыбовые.
– Посмотрите пожалуйста на профиль Большого Хехцира. Как вы думаете, к каким горам по внутреннему строению он относится? Почему вы так решили.
– Таким образом, мы с вами выяснили несколько классификаций гор суши в зависимости от следующих признаков… Каких? (Высоты, возраста, строения)
– Есть и другие классификации, с которыми мы познакомимся в старших классах. 

Смысловой блок 4.  Описание гор

Познавательная задача: составить описание географического положения одной из горных систем.

– Мы с вами не случайно так подробно знакомились с некоторыми особенностями гор. Для чего, как вы думаете?
– Представьте, что вы собираетесь отдохнуть в горах, и у вас есть только карта.  Какие сведения можно из нее почерпнуть? (Выясняет вместе с учениками)
– Т.е. мы можем найти географическое положение объекта – его адрес.
– Откройте учебники на стр.75, таблица 4. Перед вами примерный план определения географического положения гор.
– Давайте, действуя в соответствии с этим планом, попробуем определить географическое положение Анд. (Совместная работа)
– Дома выберите любую горную систему и дайте ее характеристику.

3. Закрепление нового материала

1. Работа в группах

– А сейчас предлагаю провести конкурс загадок.
– В этом конкурсе у вас будет возможность показать на сколько хорошо вы усвоили материал сегодняшнего урока, а так же свои умения добывать новые знания из различных источников информации.
– Сейчас мы разделимся на группы, для каждой из групп на мониторе компьютера есть задание, прочитайте его внимательно, на выполнение отводится 5 мин. (Приложение 3)
После проверки:
– Какая загадка оказалась для вас самой интересной?
– Самой трудной?

2. Тест

1) Найти соответствие между горами и материком, показать его стрелками.

Гималаи
Кордильеры
Анды                                                                         Северная Америка
Уральские                                                                 Австралия
Драконовы                                                                Евразия
Большой Водораздельный хребет                          Африка
Кавказ                                                                        Южная Америка
Атлас

2) Найти соответствие между горами и вершиной, показать его стрелками.

Гималаи                                                                    Народная
Кордильеры                                                              Косцюшко
Анды                                                                         Мак-Кинли
Уральские                                                                 Эльбрус
Большой Водораздельный хребет                          Аконкагуа
Кавказ                                                                       Эверест

3) Найти лишнее в перечне гор и обосновать:

А) Гималаи, Кавказ, Аппалачи, Кордильеры;
Б) Альпы, Уральские, Драконовы, Аппалачи;
В) Алтай, Гималаи, Тянь-Шань, Скалистые.

4) Напишите название гор, одна из точек которых имеет координаты:

А) 43о с.ш 80о в.д.
Б) 40о с.ш. 110о з.д.
В) 46о с.ш. 10о в.д.     

4. Подведение итогов урока

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– С какими признаками для классификации гор вы сегодня познакомились? И.т.д.

5. Объяснение домашнего задания

– Используя рабочий лист урока, составить рассказ о горах;
– Письменно выполнить задание по описанию географического положения гор (по выбору)
– На к/к нанести горы, которые не успели нанести на уроке.