Урок географии по теме "Основные формы рельефа. Горы суши"
Скачать презентацию (10.73 МБ)
Цели:
- Продолжить знакомство с понятием «рельеф» (выявить силы, формирующие рельеф), сформировать представления об основных формах рельефа (горы, равнины) и их классификации по высоте;
- Научить выделять, описывать и объяснять существенные признаки гор. Научить находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения гор, и анализировать ее.
- Научить составлять краткую географическую характеристику гор на основе разнообразных источников информации и форм ее представления.
- Развивать практические навыки работы с картой. Закрепить умение определять высоты точек, направления и расстояния по карте и умение использовать полученные знания для чтения физических карт.
Ожидаемые результаты:
- Предметные: сформированность представлений об основных формах рельефа и их классификации по высоте
- Коммуникативные: формирование умений работать в группах
- Регулятивные: умение нести ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности
- Личностные: мобильность, толерантность, самостоятельность
- Познавательные: умение проводить рефлексию своей деятельности
Оборудование:
- настенные карты (физическая и контурная) полушарий (Приложение 2),
- учебник, атласы, к/к
- раздаточный материал (Приложение 1),
- презентация, мультимедийный проектор, экран, колонки,
- электронный учебник «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии 6 и 7 класс».
- Смысловые блоки – модули урока
- Формы рельефа земной коры
- Горы.
- Классификация гор (различие по высоте, времени образования, строению и т.д.)
- Описание гор.
ХОД УРОКА
1. Актуализация полученных знаний, мотивация на изучение нового материала
– На прошлых занятиях мы с вами изучили особенности
строения и движения земной коры.
– Из чего состоит земная кора? (Минералов и горных
пород)
– Как могут залегать горные породы? (Горизонтально и
наклонно)
– Какие процессы могут повлиять на характер залегания горных пород?
(Внутренние и внешние)
СЛАЙД 2
– Таким образом, под влиянием каких процессов формируются
неровности земной поверхности? (Заполнение схемы, переход к
слайду 4)
СЛАЙД 4
– Внутренние процессы создают неровности земной поверхности. С чем
это связано? (С движением земной коры)
– Какие виды движения земной коры вам известны? (Вертикальные и
горизонтальные)
После просмотра видеосюжета:
– Что является результатом вертикального движения земной коры?
(Горы, впадины, равнины)
– Горизонтального? (Землетрясения, вулканизм)
– А что образуется, если вертикальные и горизонтальные
движения накладываются друг на друга? (Горст и грабен)
(Заполнение схемы – возвращение к слайду 2)
СЛАЙД 2
– Таким образом, что создают внутренние процессы? (Неровности
земной поверхности)
– Какие виды внутренних процессов мы вспомнили?
– Кроме внутренних процессов на земную поверхность влияют внешние
процессы (переход к слайду 5)
СЛАЙД 5
– Внешние процессы в отличие от внутренних выравнивают неровности
земной поверхности, т.е. разрушают их.
– Как называется такой процесс? (Выветривание)
– Выветривание представлено несколькими типами… (ребята
называют, на слайде проявляются)
- Деятельность воды,
- Деятельность ветра,
- Деятельность разности температур,
- Деятельность живых организмов.
(Заполнение схемы – возвращение к слайду 2)
СЛАЙД 2
– Итак, внешние силы, формирующие облик земной поверхности
представлены каким процессом? (Выветриванием)
– Назовите составляющие процесса выветривания (Заполнение
схемы)
– Таким образом, с чем связано многообразие
неровностей земной поверхности? (С
внутренними и внешними процессами)
(Переход по гиперссылке к слайду5)
2. Изучение нового материала
Смысловой блок 1. Формы рельефа суши
Познавательная задача: выделить две крупные формы рельефа суши и определить существенные отличительные признаки каждой из них.
СЛАЙД 5
– Посмотрите внимательно на фотографию и скажите, какая (ровная или
неровная) поверхность земли на ней изображена?
– А как, на ваш взгляд, одним словом можно назвать неровности
земной поверхности? (Рельеф)
– Запишите определение в свои раздаточные листочки. (Переход к
слайду 2)
Рельеф – это неровности земной поверхности.
– Что формируется под воздействием внутренних и внешних сил
Земли? (Переход по гиперссылке к слайду 6)
СЛАЙД 6
– Просмотрите на предложенный слайд и попробуйте сгруппировать
неровности поверхности в две крупные формы. Они вам знакомы
из курса природоведения 5 класса. (Горы и равнины)
– Перечислите основные отличия этих форм. Что их объединяет?
(Переход к слайду 2, заполнение схемы)
– Таким образом, какие основные формы рельефа суши мы с вами смогли
выделить? (Горы и равнины). Предметом изучения сегодня
будет одна форма – горы.
Смысловой блок 2. Горы
Познавательная задача: выделить характерные особенности строения горных систем.
СЛАЙД 2
– Вспомните и расскажите о холмах и горах, которые вы видели в
природе или на картинках.
– Откройте свои учебники на стр. 71 и ознакомьтесь с пунктом 1.
постарайтесь выделить сходства между горой и холмом.
(Особенности – возвышающиеся участки суши над окружающей
местностью)
– Но есть и существенное различие между горами и холмами. Какое?
(Особенность – высокие, обширные)
– В природе редко встречается отдельно стоящая гора. Исключением
являются вулканы. Обычно горы представляют большие по площади и
сложные по строению участки земной коры.
– Так что же такое горы? (Переход к слайду7)
СЛАЙД 7
– Посмотрите внимательно на фотографию, на ней изображены горы.
Предложите свое определение этому термину, исходя из того, что мы с
вами уже установили выше и знания о формулировке термина: понятие =
ключевое слово + существенные признаки (учащиеся совместно с
учителем составляют определение)
– Давайте сравним наше определение с определением в учебнике, правы
ли мы. (Чтение определения в учебнике на стр. 71, также
определение появляется на слайде) Запишите его в листочки.
Горы – обширные участки земной поверхности,
высоко приподнятые над прилегающими равнинами
и имеющие сильно пересеченный рельеф.
– Какие участки окружающей местности больше всего подходят под
определение понятия «ГОРЫ»? (Большой Хехцир)
– Пользуясь нашим определением докажите, что Большой Хехцир – это
горы. Т.е. надо найти существенные признаки, которые мы указали в
определении (высокие, обширные, возвышающиеся над окружающей
местностью)
– Вспомните курс природоведения 5 класс, где вы изучали строение
холма и горы. Из каких частей состоит гора? (На слайде
проявляются стрелки, дети называют составляющие горы, и они тоже
постепенно проявляются)
– Что же такое вершина?.. Склон?.. Подошва?.. (выводятся
определения)
Вершина – самая верхняя часть горы, макушка
горы.
Склон – расстояние между вершиной и подошвой.
Подошва – переход склона (горы) в
равнину.
– Подпишите составные части горы на рисунке в своих раздаточных
листках.
– Кроме уже известных вам составляющих можно выделить также гребень
(появляется на слайде) на ваш взгляд, какое определение
можно дать этому термину? (Выводится, если возникают сложности
можно обратиться к учебнику)
Гребень – самая высокая часть хребта
– Все, что вы видите на фото можно назвать горным хребтом. Попробуйте объяснить, что это такое? (Выводится, если возникают сложности можно обратиться к учебнику)
Горный хребет – линейно вытянутые поднятия с отдельными вершинами
– Найдите и подпишите на рисунке гребень и горный хребет.
– Итак, ребята, у нас получился схематический рисунок,
демонстрирующий внешние отличительные особенности гор. Какие?
(Один из учащихся называет и показывает)
Смысловой блок 3. Классификация гор (различие по высоте, времени образования, строению и т.д.)
Познавательная задача: классифицировать горы по различным признакам (высоте, времени образования, строению)
– Откройте, пожалуйста, в атласе физическую карту полушарий.
– Найдите на карте объекты, которые подходят под наше
определение.
– По каким показателям вы их нашли?
– Подтвердите свой ответ аргументацией установленных в определении
понятия признаков. (Называют горы и говорят о больших размерах
и высоте)
– Ребята, а как вы узнали, о высоте этих участков суши на
географической карте? (С помощью шкалы высот)
– Чтобы лучше запомнить название и расположение основных горных
систем суши выполним практическую работу: перенесем их на свои
контурные карты.
– Что это означает – перенести горы? Мы обозначим линиями
местоположение основных хребтов и правильно подпишем их
название.
– Инструкция в ваших раздаточных листочках поможет нам в этом.
Ознакомьтесь с ней, пожалуйста.
– Предлагаю начать с западного полушария. Давайте начнем с самых
протяженных гор суши (почти 9 тыс.км). Они расположены на материке
Южная Америка. Какие это горы?
(Ученики называют Анды, учитель работает на доске, а дети в к/к, рисование сопровождается пояснениями)
- Где эту линию рисовать;
- В какой части материка они расположены;
- Как протянулись относительно сторон горизонта;
- Береговой линии;
- Ближайших рек, морей;
- Параллелей и меридианов или вдоль параллелей и меридианов;
– А как правильно подписать горы на к/к? (Образец подписи –
это географическая карта – горы подписываются по линии
протяжения)
– Назовите горы Северной Америки, где они располагаются? Давайте
обозначим их на к/к – Кордильеры,
Аппалачи.
– Восточное полушарие: материк Евразия – Кавказ,
Гималаи, Альпы,
Уральские, Скандинавские,
Сихоте-Алинь.
– В Африке – Атлаские,
Драконовы.
– В Австралии – Большой Водораздельный хребет.
– Ребята, а что еще о горах (кроме расположения и направления)
может рассказать карта? (Если возникнут сложности, обратить
внимание на шкалу высот – в результате должны придти к
классификации по высоте – переход к слайду 9)
СЛАЙД 9
– Ребята, на данной схеме показано деление гор на группы в
зависимости от высоты.
– Рассмотрите ее внимательно. Так какие группы мы можем выделить?
(Ребята называют; переход к слайду 10)
СЛАЙД 10
– Вы можете привести примеры гор, относящихся к разным группам по
высоте? (Переход к слайду2)
СЛАЙД 2
– Таким образом, с каким типом классификации гор мы познакомились?
(При работе с этим слайдом ребята заполняют схемы у себя на
листочках. Переход к слайду 15)
– Какие горы суши являются самыми высокими на Земле?
– Какова их высота и где они находятся?
– Как называется наивысшая вершина этих гор? Кто-нибудь покорил
ее?
– Ребята, на территории Хабаровского края есть высокие горы?
(На севере хребет Сихоте-Алиня)
– А Большой Хехцир относится к какой группе гор по высоте? (К
низким)
СЛАЙД 15
– Посмотрите внимательно на фотографии. И на одной, и на другой
изображены горы. Чем они отличаются друг от друга? (Высотой,
характером вершин, крутизной склонов, растительным покровом и
т.д.)
– В чем причина названных вами различий? Как вы думаете, почему они
различаются?
– На ваш взгляд, на какие две группы по возрасту можно разделить
горы суши? (Должны придти к возрасту – старые и
молодые)
– К старым горам, давно появившимся на суше, относятся уже
разрушенные горы: Уральские, Аппалачи, Хибины.
– Какой еще признак для классификации гор мы обнаружили
вместе с вами? (По возрасту)
(Переход к слайду2, заполнение схемы в листочках)
– Но и среди высоких гор, с остроконечными вершинами есть старые
горы – например, Тянь-Шань, Алтай, Скалистые горы, которые получили
свое второе рождение относительно недавно.
– Их еще называют омоложенными горами. А установили это просто.
Изучили внутреннее строение гор – характер залегания горных
пород.
Дальше работа ведется с диском «Кирилл и Мефодий 6 класс». Урок 27 «Рельеф суши. Горы» слайды 13, 16, 17
– Просмотрев несколько фрагментов фильма, установите какую классификацию гор можно еще выделить? Предложите свою группировку. (Горы можно разделить сгруппировать в зависимости от их строения).
(Слайд 13 урока 27)
1 группа: Складчатые горы образуются в
результате смятия пород земной коры в крупные и сложные
складки.
– В рельефе складчатых гор выпуклые складки представлены
горными хребтами, а вогнутые – межгорными впадинами.
– Все складчатые горы молодые – их складки, хребты и впадины
образовались относительно недавно, еще не успели разрушиться и
продолжают расти.
– Они, как правило, высокие, с крутыми склонами и острыми
вершинами.
(Слайд 16 урока 27, мультимедиа)
2 группа: Глыбовые
– Глыбовые горы не старые, а возрожденные. Просто они сложены
старыми породами.
– Они могут быть низкими и средневысотными с округлыми плоскими
вершинами.
(Слайд 17 урока 27)
3 группа: Складчато-глыбовые
– Таким образом, что является причиной разделения гор на группы
по внутреннему строению? (Движение земной коры)
– Как вы думаете, какое строение имеет горный хребет Большой
Хехцир? (Складчато-глыбовые)
– Почему вы так решили?
Ответ поясните.
– Какие группы в результате мы можем выделить? (Складчатые,
глыбовые, складчато-глыбовые)
(Заполнение схемы).
– Т.о., классифицировать горы можно и еще по одному признаку: по
внутреннему строению – складчатые и глыбовые. Иногда выделяют
переходный тип – складчато-глыбовые.
– Посмотрите пожалуйста на профиль Большого Хехцира. Как вы
думаете, к каким горам по внутреннему строению он относится? Почему
вы так решили.
– Таким образом, мы с вами выяснили несколько классификаций гор
суши в зависимости от следующих признаков… Каких? (Высоты,
возраста, строения)
– Есть и другие классификации, с которыми мы познакомимся в старших
классах.
Смысловой блок 4. Описание гор
Познавательная задача: составить описание географического положения одной из горных систем.
– Мы с вами не случайно так подробно знакомились с некоторыми
особенностями гор. Для чего, как вы думаете?
– Представьте, что вы собираетесь отдохнуть в горах, и у вас есть
только карта. Какие сведения можно из нее почерпнуть?
(Выясняет вместе с учениками)
– Т.е. мы можем найти географическое положение объекта – его
адрес.
– Откройте учебники на стр.75, таблица 4. Перед вами примерный план
определения географического положения гор.
– Давайте, действуя в соответствии с этим планом, попробуем
определить географическое положение Анд. (Совместная работа)
– Дома выберите любую горную систему и дайте ее характеристику.
3. Закрепление нового материала
1. Работа в группах
– А сейчас предлагаю провести конкурс загадок.
– В этом конкурсе у вас будет возможность показать на сколько
хорошо вы усвоили материал сегодняшнего урока, а так же свои умения
добывать новые знания из различных источников информации.
– Сейчас мы разделимся на группы, для каждой из групп на мониторе
компьютера есть задание, прочитайте его внимательно, на выполнение
отводится 5 мин. (Приложение
3)
После проверки:
– Какая загадка оказалась для вас самой интересной?
– Самой трудной?
2. Тест
1) Найти соответствие между горами и материком, показать его стрелками.
Гималаи
Кордильеры
Анды Северная Америка
Уральские Австралия
Драконовы Евразия
Большой Водораздельный хребет Африка
Кавказ Южная Америка
Атлас
2) Найти соответствие между горами и вершиной, показать его стрелками.
Гималаи Народная
Кордильеры Косцюшко
Анды Мак-Кинли
Уральские Эльбрус
Большой Водораздельный хребет Аконкагуа
Кавказ Эверест
3) Найти лишнее в перечне гор и обосновать:
А) Гималаи, Кавказ, Аппалачи, Кордильеры;
Б) Альпы, Уральские, Драконовы, Аппалачи;
В) Алтай, Гималаи, Тянь-Шань, Скалистые.
4) Напишите название гор, одна из точек которых имеет координаты:
А) 43о с.ш 80о в.д.
Б) 40о с.ш. 110о з.д.
В) 46о с.ш. 10о в.д.
4. Подведение итогов урока
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– С какими признаками для классификации гор вы сегодня
познакомились? И.т.д.
5. Объяснение домашнего задания
– Используя рабочий лист урока, составить рассказ о горах;
– Письменно выполнить задание по описанию географического положения
гор (по выбору)
– На к/к нанести горы, которые не успели нанести на уроке.