Тема: Русская матрёшка – символ любви, дружбы и благополучия. (Слайд 1)
Художественно-педагогическая идея:
Наша русская матрёшка
Не стареет сотню лет,
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт.
Художественно-педагогическая цель: создать условия для понимания того, что русская матрёшка с её целым семейством не только произведение декоративно-прикладного искусства, но и символ любви, добра, дружбы и благополучия, она желанна и любима, во всём мире.
(Слайд 2)
Задачи:
художественная: через матрёшку как произведение народного творчества дать учащимся возможность понять, что такие нравственные категории, как любовь, дружба, счастье человеческого общения бесценны и вечны везде и всегда;
прививать любовь к прекрасному, к родине – её искусству, идеям, песням.
содержательная: с помощью ответов детей дать художественный анализ данному виду прикладного творчества, закрепить теоретические основы работы над матрёшкой;
технологическая:
а) отработать практические навыки подбора красок и форм для создания рисунка матрёшки;
б) углубить практические навыки работы кистью;
в) развивать умение учащихся мыслить и рассуждать на заданную тему, используя свой и чужой жизненный опыт;
г) формировать способность учащихся выражать свои мысли и чувства с помощью изобразительных средств.
Оборудование урока:
- план урока;
- папка с раздаточным материалом (детали матрёшки);
- записи народных песен “Светит месяц”, “ Во поле берёзка стояла”, “Русская матрёшка” (слова Жулькова, музыка В. Казенина);
- раздаточный материал “Образцы росписи”, динамическая таблица приёмов росписи, плакат “Где труд, там и счастье”;
- деревянные матрёшки;
- плакаты с изображением матрёшек загорской, семёновской, полховско-майданской;
Материалы для учащихся: краски, альбом, карандаш, циркуль, кисточка, ластик, палитра.
Проект урока
I . Эмоциональный настрой. (Cлайд 3)
И в 6, и в 10 лет, и в 5
Все дети любят рисовать,
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует:
Цветы, животных, лес и сказки.
Всё нарисует, были б краски
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.
Ребята, послушайте загадку, которая будет ключиком к нашему сегодняшнему занятию.
Алый, шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко…
Это… Русская … (Cлайд 4)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент.
Что же открывает наш ключик? Над чем мы будем сегодня работать? Постановка учебной задачи. Какую матрёшку вы хотели бы создать? А кто знает, чем матрёшка отличается от других игрушек? (Слайд 5)
Кто скажет, почему её любят все: и дети и взрослые?
|
Ребята за столами по группам (3
вида матр. 3 группы) (загорская, семёновская,
полхово-майданская) Мы будем рисовать русскую матрёшку, любимую всеми игрушку, которую как сувенир дарят на память. Ответы детей (на основе рисунков и наглядных пособий, расположенных на доске) Матрёшка-игрушка с секретом. У неё внутри целое семейство матрёшек: одна меньше другой, и все матрешки спрятаны одна в одной. Она красивая, яркая, праздничная. Эта весёлая игрушка. Причем матрёшка не одна, в ней целый коллектив таких же весёлых, нарядных и дружных сестёр. Наверное, поэтому матрёшка – символ дружбы, любви и согласия. Как её не любить?
|
II. Художественное восприятие |
|
(Cлайд 6) Ребята, а вы знаете, когда и где появились первые матрёшки? История игрушки. Да. Эта игрушка изображала старца – мудреца Фукуруму. Он раскрывался в нём – ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. А кто из вас, ребята, знает, как матрёшка попала к нам в Россию? Есть под Москвой старинная усадьба Абрамцево, в конце 19 века она принадлежала Савве Мамонтову, богачу и меценату, который многое сделал для сохранения русской культуры. Он собирал картины, предметы утвари крестьянских домов. Тогда к нему и попала игрушка, привезенная кем-то из Японии. Находка поразила его, и Мамонтов заказал игрушечным мастерам изготовить первую модель русской матрёшки. Кто назовёт имена первых мастеров – матрёшечников? (Cлайд 7) Как выглядела первая русская матрёшка. (Мы с вами говорили об этом в 5 классе, когда изучали народные промыслы) Как вы думаете, ребята, почему игрушка в России получила название матрёшки?
Вы правильно догадались. Вслушайтесь: “Матрёшка”. Слышится что-то до боли знакомое, свое, простое, но в то же время крепкое и надёжное. И уж, конечно, красивое. (Выходит наряженная матрёшкой девочка) Красивая? Можно сравнить с матрёшкой? Почему? |
Она появилась в Японии 100 лет
назад. Но это была немного другая игрушка.
Наверное, ее привезли из Японии люди, которые там побывали.
Василий Звёздочкин выточил первую модель. А народный художник Сергей Малютин расписал её. Девочка в платке и в сарафане с чёрным петухом в руках. В ней мальчик, а в нём опять девочка – 8 фигурок. На вид русская, деревенская. А имена в деревне, если называть ласково, звучали так: Дуняша, Маняша, Матрёша. Матрёна – очень распространённое имя. Матрёша – матрёшка.
Она весёлая, одета точь-в-точь как матрешка. Платок у нее яркий. В руках хлеб (букет и т.д.). Щечки румяные, брови черные дугой. |
III. Художественный анализ
Первые игрушки делались вручную,
мастера вкладывали в своё изделие всю душу. А
чтобы игрушки были красивыми, их делали под
музыку русских народных песен. Вот и впитали в
себя матрёшки не только краски яркие, но и музыку
народную. И вот матрёшка готова, её надо теперь сушить. Выносили их сушить на воздух, летом – на белый холст к пруду, а зимой сушили прямо на снегу – на фанере, бумаге. Представьте себе эту картину. Как это выглядело? (Cлайд 8)
Да, будто дивные цветы расцвели. И нет никакой зимы. Снег и цветы – чудо! Говорили, что, когда никого поблизости не было, игрушки начинали петь и водить хороводы! |
Конечно, нарядно и празднично. Снег-то белый, а на нем такое разноцветье красок: красные, зелёные, синие, жёлтые, алые! Как сказка волшебная! |
Физкультминутка для глаз. (Cлайд 9) |
|
Отдохнули, теперь и за работу. Помните пословицу: “Кто любит трудиться, тому без дела не сидится”. Давайте дружно прочитаем. (Обращаю внимание на запись на доске) Много появилось матрёшек после той первой. В начале XX в. – более 20 видов, но выделяют три вида знаменитых традиционных матрёшек. Вы разделились на три группы. Вам было дано на дом задание подготовить выступление об одном из видов матрёшки.
Так какая из матрёшек вам больше понравилась? Почему? Конечно, всё хороши. Стихотворение Все они матрёшечки, (Слайд 13) Давайте подведём итог: почему любая матрёшка - желанный гость в каждом доме? |
(Плакат на доске) “Где труд, там и счастье”.
Ребята по группам дают характеристику матрешкам: 1) загорская (сергиево-посадская) (Cлайд 10) 2) семёновская (хохломская) (Cлайд 11) 3) полховско – Майданская (Cлайд 12) Каждая хороша по-своему.
Конечно, и на нас. На всех. Матрёшка – символ дружбы и любви. Дарим её - значит, желаем счастья и благополучия, большой и дружной семье. |
Урок №2
IV. Художественное исполнение.
Практическая работа.
А теперь, ребята, ваша задача –
попытаться создать свою матрёшку. Каково
предназначение вашей матрёшки? (сувенир, подарок
и т.д.) Перед тем как начнёте работать, подумайте,
кому вы свою матрёшку подарите с пожеланием
счастья и благополучия. А чтобы она получилась
красивая, мы будем её рисовать под музыку. Группам раздается раздаточный материал по правильному поэтапному выполнению матрёшки.
Какой должна получиться матрёшка?
Целевой обход учителя: 1) контроль организации рабочего места, 2) контроль правильности выполнения и объёма работ, 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения. |
Слушают музыку и работают. Группы рисуют не свою матрёшку, о которой готовили материал, а матрёшку другой группы. 1) Загорская – устойчивая по форме, плотная, крутобокая. По белому фону яркие краски. Она радостная, поэтому используем чистые цвета. 2) У семёновской форма заужена книзу. Делаем наводку чёрной тушью. Отделим кайму на платке, ведь кайма с цветочными бутонами - отличительный признак семёновской матрёшки. Она яркая и улыбается. 3) Полхов – Майданская. Платок без узла под подбородком. Овал лица с кудряшками волос, на голове трилистник розана. Форма более вытянута. |
V. Оценка деятельности. Рефлексия.
Ребята, наша работа подходит к
концу. Закрепите свои рисунки на магнитной доске.
Давайте посмотрим, решили ли мы те задачи,
которые поставили перед собой в начале работы. Получились ли у вас матрёшки такими, какими вы хотели изобразить их. Какими у вас получились матрёшки? Сумели ли вы передать своё видение выразительных и цветовых средств, своё отношение к изображаемому. Сумели ли выразить свои чувства и переживания, то радостное настроение, которое матрёшка должна нести. |
Дети оценивают работу другой
группы. План рецензии: 1) К какой группе относятся? 2) Какие выразительные средства автор сумел отметить? 3) Какие чувства вызывает работа? (Карточка на партах у каждой группы- Приложение 3) Самооценка автора: 1) Что хотел передать? 2) Что получилось? 3) Достиг ли цели? 4) В чём затруднялся? 5) Как преодолеть затруднения? 6) С каким настроением работал? 7) Как оцениваете? |
VI. Вывод. Домашнее задание.
Закрепление знаний о матрешке.
Вопросы:
1. С какими русскими матрёшками мы познакомились сегодня на уроке?
2. Что нового о них узнали?
(Слайд14)
(Слайд 15). Узнай матрёшку.
История развития русского народного промысла свидетельствует о его огромных возможностях, позволяющих создавать всё новые и новые оригинальные произведения, интерес к которым не утрачивается, и по сей день.
Рисунки современной росписи матрёшек. (Слайд16)
Д/з: Составить кроссворд, ребус, загадки или частушки о русской матрёшке. (Слайд 17)