Группа: Группы 1 курса по профессии “Продавец, контролер-кассир”, “Коммерсант в торговле” на базе 9-х классов.
Тип мероприятия: интегрированное внеклассное мероприятие с элементами практической работы.
Опорные знания: курсы по спец. предметам:
- Товароведение продовольственных товаров,
- Введение в товароведение,
- Товароведение пищевых продуктов,
- Санитария и гигиена,
- Химия.
Цели занятия:
Рассмотреть пищевые добавки, встречающиеся в продуктах питания. Рассмотреть все плюсы и минусы использования пищевых добавок. Научится делать выбор в пользу продуктов содержащих наименьшее количество пищевых добавок и предоставлять выбор покупателям.
Развивающая:
- развитие у обучающихся самостоятельного мышления, познавательных интересов;
- развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
- формирование коммуникативных умений;
Воспитательная:
- воспитание экологического мышления;
- привитие интереса к профессии;
- воспитание потребительской культуры;
Образовательная:
- углубление и расширение знаний по предметам;
- формирование информационной компетентности (работа с интернет порталами, ПК и т.д.)
- объяснение связи предметов профессиональной направленности с предметом химия.
Оборудование.
Проектор, компьютер, различные виды продуктов питания в качестве демонстрационного материала, два образца кисломолочной продукции, одноразовые стаканчики, названия для столов (“Покупатель”, “Продавец”), таблицы с заданиями для столов, рабочие тетради; кафедра для докладчиков.
Эпиграф к уроку: “Когда-то давным-давно все в жизни было просто и ясно: морковка росла на грядке во дворе, яйца брали прямо из под курицы, а хлеб сами пекли в печи… Сегодня, в век высоких технологий и социальных реформ, все сильно изменилось: холодильник оккупировали продукты, приготовленные промышленным способом, и мы толком не знаем, что едим.” (Н. Паласьос, Р. Медведник журнал “Ресторатор”)
Введение: Все мы являетесь покупателями, покупаем продукты питания, одежду, предметы обихода, но Вы после окончания обучения будете еще и продавцами, а выпускники по профессии “Коммерсант в торговле” будут не только продавать товар, но и закупать его для своих магазинов. И сегодня мы поговорим о том, какие пищевые добавки встречаются в продуктах питания. Сделаем вывод об их пользе или вреде. Поговорим о том, что такое экологически чистые продукты. Научимся выбирать из всего многообразия продуктов те, что будут как доступные, так и полезные для нашего организма.
Ход урока
На сегодняшний день современный рынок питания характеризуется весьма широким диапазоном выбора, как в ассортименте, так и в ценовых категориях. Такое развитие детерминировано, прежде всего, ростом спроса потребителя. Но оправдывает ли предложение спрос, и действительно ли свобода выбора так абсолютна, как это видится?
Выбор того или иного рода продуктов питания обусловлен на сегодняшний день несколькими факторами:
- образ жизни потребителя;
- его платёжеспособность;
- состояние здоровья и связанные с этим ограничения в пище.
Хотелось бы акцентировать внимание на последнем пункте. Проблемы, связанные со здоровьем человека, в наши дни не всегда характеризуются генетической наследственностью или предрасположенностью к тому или иному виду заболевания, а зачастую влиянием на организм факторов окружающей среды. В последнее время всё большее воздействие на состояние организма и его работоспособность оказывают продукты питания, входящие в ежедневный рацион потребления, а если быть точнее – их состав, который в свою очередь, изобилует перечнем всевозможных так называемых пищевых добавок. Вами были подготовлены доклады по данной теме, и сейчас мы их заслушаем:
Доклад №1: “Ароматизаторы” (Приложение 1)
Доклад 2 “Консерванты, антиокислители” (Приложение 2)
Доклад 3 “Красители” (Приложение 3)
Доклад 4 “Стабилизаторы, эмульгаторы” (Приложение 4)
Доклад 5 “Усилители вкуса” (Приложение 5)
В конце каждого доклада докладчик подчеркивает плюсы и минусы использования данной пищевой добавки.
Преподаватель: Экологически чистыми продуктами считаются те продукты, содержание вредных веществ в которых меньше, чем в обычных продуктах, соответствующих нормативам качества, ПДК и т.п. Экологически чистый продукт должен быть получен на чистой территории без применения минеральных удобрений, пестицидов и других техногенных воздействий. Экологически чистым также можно назвать продукт, полученный из натурального сырья с минимальными посторонними включениями. С пищей, по некоторым данным, в организм человека попадает от 70 до 90% всех потенциально вредных веществ. Так существуют ли экологически чистые продукты? Об этом нам расскажет следующий докладчик:
Доклад 6 “Экологически чистые продукты” (Приложение 6)
Преподаватель: Для закрепления полученных знания проведем практическую работу. Рассмотрим два продукта питания. Один содержит пищевые добавки, другой нет. Все учащиеся делятся на две группы (парты поставлены кругом, чтобы образовалась две группы в разных частях класса). Первая группа – Покупатели, вторая – Продавцы.
Практическая работа:
Преподаватель: Для каждой группы дается практическое задание. Для “Покупателей” два образца кисломолочной продукции, для “Продавцов” два образца упаковки данной продукции. Дана таблица, которую Вы должны заполнить и вопросы, на которые нужно ответить. Через 15 минут мы заслушаем выводы о проделанной работе каждой группы.
“Покупатели”
Задание: Вам дано два образца кисломолочной продукции, разовые стаканчики для дегустации. Дана таблица, которую Вы должны заполнить и вопросы, на которые нужно ответить. Через 15 минут эксперт от Вашей группы должен предоставить выводы о проделанной работе.
№ |
Показатели |
Образец №1 |
Образец №2 |
1 | Цвет | ||
2 | Вкус | ||
3 | Запах | ||
4 | Консистенция |
Вопросы:
- Какой образец понравился Вам больше? Почему?
- Какой образец более полезен для здоровья? Почему?
Вывод:____________________________________________
“Продавцы”
Задание: Вам дано два образца два образца упаковки кисломолочной продукции. Дана таблица, которую Вы должны заполнить и вопросы, на которые нужно ответить. Через 15 минут эксперт от Вашей группы должен предоставить выводы о проделанной работе.
№ |
Показатели |
Образец №1 |
Образец №2 |
1 | Наличие пищевых добавок (перечислить) | ||
2 | Срок годности образца | ||
3 | Производитель | ||
4 | Цена (в пересчете на 100 г.) |
Вопросы:
- Какой образец выгоднее закупать с точки зрения продавца? Почему?
- Какой образец более полезен для здоровья? Почему?
Вывод:_____________________________________________
После проведения исследования представитель (эксперт) от каждой группы сообщает о выводах сделанных группой. В процессе доклада на доске заполняется таблица:
“ + ” |
“ – ” |
|
Продукты, содержащие пищевые добавки | ||
Продукты, не содержащие пищевые добавки |
Делается общий вывод по мероприятию:
Целью сегодняшнего мероприятия было рассмотреть пищевые добавки, встречающиеся в продуктах питания. Мы рассмотрели все плюсы и минусы использования пищевых добавок. Узнали об органических продуктах, о сложностях их производства и продажи, о законодательстве, регулирующем данное производство. И главный вывод, который мы сделали сегодня, о том, что у нас как у покупателей и как у продавцов есть выбор при покупке и закупке товара:
- Закупщики товара должны закупать разные товары, как содержащие пищевые добавки, так и нет.
- Научится делать выбор в пользу продуктов содержащих наименьшее количество пищевых добавок и предоставлять этот выбор покупателям.
- Продавцы не должны скрывать информацию от покупателей о составе продукта.
- Наличие информации в магазине и на товаре о пищевых добавках, содержащихся в товаре.
- Воспитывать потребительскую грамотность у покупателей.
Рефлексия:
В виде маленькой анкеты:
- Понравилось ли Вам мероприятие?___________________________
- Чей доклад Вам понравился больше?____________________________
- Чье выступление Вам понравилось больше?________________________
- Какой главный вывод Вы сделали из сегодняшнего мероприятия?__________________________________________
Большое спасибо всем участникам мероприятия!
До новых встреч!