Цели и задачи урока:
- развитие интереса к математике;
- развитие логического мышления, быстроты реакции, внимания
- воспитание чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи;
- применение навыков счета, развитие умений взаимопроверки, совершенствование умений рационально планировать свою деятельность;
- восприятие математики через мир песен, стихов, рисунков, пословиц и поговорок.
Формы проведения: игра-соревнование.
Оборудование:
- цифры,
- плакаты с высказываниями Аристотеля и Ломоносова,
- короны для сценок, кроссворд,
- эмблемы команд,
- ракета и шляпа для Незнайки,
Мы с наслаждением познаем математику ... Она восхищает нас, как цветок лотоса.
Аристотель
Все, что до этого было темно в науках, сомнительно и недостоверно, математика сделана ясным, верным и очевидным.
М. Ломоносов
О, математика земная, гордись прекрасная, собой.
Ты всем наукам мать родная и дорожат они тобой.
Твои расчёты величаво ведут к планетам корабли,
Не ради праздничной забавы, а ради гордости Земли!
В веках овеяна ты славой, светило всех земных светил.
Тебя царицей величавой недаром Гаусс окрестил.
Строга, логична, величава, стройна в полёте, как стрела
Твоя немеркнувшая слава в веках бессмертье обрела.
Я славлю разум человека, дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века, царицу всех земных наук!
– Ребята, сегодня мы проведем с вами Математический КВМ и побываем в стране Математики. Что ж, ребята, отправимся в путешествие. Доброго пути вам!
Внимание! Внимание!
Приглашаем всех мальчишек и девчонок
Отправится в веселую страну.
Не забудьте взять с собой быстроту мысли,
Находчивость, смекалку.
Ведущий: Слово для вручения пропуска в эту страну торжественно предоставляется ее Величеству Королеве математики.
Вбегают герои: Плюс, Минус, Квадрат
Минус: Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые! Беда у нас! Мы вместе с Королевой Математикой спешили к вам на праздник. Да вот напала на нас разбойница Двойка и похитила Королеву. А нам вот этот конверт подбросила.
Плюс: Давайте откроем его и посмотрим. Может там есть какой-нибудь секрет? (открывает конверт и читает)
Письмо: “Ну что, девчонки и мальчишки, захотели в страну математики попасть? Просто так вам туда ни за что не попасть. Справьтесь-ка сначала с заданиями. Только тогда ваша Королева освободится от моего колдовства. Пока! Разбойница “Двойка” А королеву надо искать, следуя стрелкам, которые я оставила. Они будут указывать на задания. Чтобы освободить Королеву Математики.
Квадрат: Что же делать?
Плюс: Как это что? Выполнять задания ,конечно!
Минус: А ребята справятся?
Все: Конечно! (да)
Ведущий: И я думаю, что вы справитесь! Ведь у вас есть знания и мы сможем победить Двойку.
– Итак, готовы ли вы сражаться за Королеву Математики?
Говорят: “Один ум – хорошо, а два – лучше”. И чем больше будет нас, быстрее справимся с заданиями и освободим Королеву.
– А кто знает, что обозначают буквы КВМ?
– Веселые, а разбойнице не нравится когда веселятся.
- К поединку сегодня у нас готовы две команды. Прошу их выйти, И занять свои места.
- Двигаться будем по стрелкам, которые нам приготовила разбойница Двойка. Представим строгое жюри.
СТРЕЛКА №1 “ВИЗИТКА”
– В этом конкурсе команды должны представиться: название команды, девиз, приветствия жюри, эмблема.
Капитан команды “БАМ”… Наша команда – “БАМ”.
Наш девиз: Будем активно мыслить.
Приветствие: Привет, друзья! Сегодня интересный праздник – соревнование в остроумии и знании.
Капитан команды “ПУПС”... Наша команда – “ПУПС”.
Наш девиз: Пусть ум победит силу.
Приветствие:
Желаем нынче воспитать
Такую точность мысли.
Чтоб в нашей жизни все познать,
Измерить и исчислить.
СТРЕЛКА №2. “РАЗМИНКА”.
Каждой команде по очереди задаются вопросы, на которые они должны ответить.
- Какой ключ не отмыкает замок? (Скрипичный)
- Какую траву и слепой узнает? (Крапиву)
- Из какой посуды не едят? (Из пустой)
- У какой птицы самый длинный язык? (у дятла, до 15 см)
- На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
- У родителей 6 сыновей. Каждый имеет сестру. Сколько всего детей в семье? (7)
- Тройка лошадей пробежала путь 30км. Сколько пробежала каждая лошадь? (30км)
- Из числа 88.888 вычли 8 десятков тысяч. Какое число осталось? (88.888-80.000=8.000)
- Увеличьте 4150 на 5 десятков тысяч? (4150 + 50000 = 54150)
- Сколько разных букв в названии нашей страны? (7)
- Когда сутки короче: зимой или летом? (Одинаковы)
- Катались 2 сына на трёхколёсных велосипедах, и их отец – на двухколёсном велосипеде. Сколько всего было колёс? (8)
- Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули-тянули и вытянули репку. Сколько глаз смотрело на репку? (12)
- Какие два числа, если их перемножить, дают такой же результат, что и при их сложении? (2 и 2)
- Из-под забора видно 6 пар лошадиных ног. Сколько этих животных во дворе? (3)
- Сколько килограммов в 6 тоннах 3 центнерах. (6300кг)
- К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (в 11 раз)
- Чтобы дойти Ивану Васильевичу до работы требуется 1,5 часа. С работы, торопясь, домой, он возвращается по той же дороге за 90 минут. Чем вы объясните такую разницу? (Нет разницы)
- Сколько лет двадцатилетнему человеку было 4 года назад? (16)
- Часы показывают 12.35. Меняем часовую стрелку с минутной местами. Какое время показывают часы? (7.00)
СТРЕЛКА №3. “РЕШАЕМ ВМЕСТЕ”
Каждой команде предлагается решить пример. Команда самостоятельно выбирает тактику своих действий таким образом, чтобы решить быстро и правильно.
(1218 : 3 + 3785 х 68) х (371 + 23 х 78 – 2165) =
СТРЕЛКА №4. “КАПИТАНЫ”
Капитанам предлагается разгадать ребусы. Задание дается одновременно для обоих капитанов.
СТРЕЛКА №5. “ХУДОЖНИКИ”
Конкурс проводится во время состязаний капитанов. Команде необходимо нарисовать робота, используя только математические фигуры, символы, знаки, цифры и т.д.
СТРЕЛКА №6. “ИНСЦЕНИРОВАННАЯ ЗАДАЧА”
– Каждой команде задание: инсценировать какую-нибудь математическую задачу. А соперникам эту задачу решить!
“БАМ” Незнайка отправился на Луну. Скорость его космического корабля 720 км/ч. Какое расстояние он преодолеет за 4 часа?
Сколько километров ему останется лететь, если до Луны 384000 км?
“ПУПС” У старика не была дочь красавица. Жил он с нею тихо и мирно, пока не женился на другой. А та была злая ведьма.
Невзлюбила она падчерицу, пристала к старику:
– Прогони, ты ее из дому.
Старик долго думал и задал жене своей задачу, если решит – прогонит. А задача такова: “Узнать ширину его двора, если длина – 15 метров, а площадь 900 кв. метров”.
Решите задачу уравнением.
СТРЕЛКА №7. “НА ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ”
Второй этап: читается отрывок из стихотворения К.И. Чуковского "Мойдодыр".
Одеялоубежало, улетела простыня,
И подушка, как лягушка, ускакала от меня.
Я – за свечку, свечка – в печку,
Я – за книжку, та – бежать
И вприпрыжку под кровать.
Я хочу напиться чаю, к самовару подбегаю,
Но пузатый от меня убежал, как от огня!
Что такое? Что случилось? Отчего же всё кругом
За вертелось, за кружилось и помчалось колесом?
Утюги за сапогами, сапоги за пирогами,
Пироги за утюгами, кочерга за кушаком.
Всё вертится, всё кружится и несётся кувырком!...
Вопрос: сколько предметов убежало от грязнули? (11) Думаем 2 минуты
СТРЕЛКА №8. “ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ”
Каждой команде нужно показать сценку.
СТРЕЛКА №9. “СОСТАВЬ ИЗ СЛОВА НОВЫЕ СЛОВА”
Из слова “калькулятор” командам составить новые слова”.
СТРЕЛКА №10 “КРОССВОРД”
(Смотри приложение №1)
По горизонтали:
- Действие, обратное умножению.
- Знак, показывающий отсутствие единиц какого-либо разряда.
- Название знака действия.
- Наименьшее однозначное число.
По вертикали:
- Наименьшая единица времени.
- Число, выраженное единицей шестого разряда.
- Фигура, ограниченная окружностью.
Ответы: 1.Деление. 2.Нуль. 3.Минус. 4.Один. 5.Секунда. 6.Миллион. 7.Круг.
СТРЕЛКА №11. “ПЕРЕПРАВА”
(По 4 человека из команды: лодочник, волк, коза, капуста).
Капитан – руководит переправой. Лодка – обруч. Задание выполняют одновременно, кто быстрее.
Инсценировать решение задачи про волка, капусту и козу (переправа через реку на одной лодке, в которую можно посадить кроме самого лодочника, только одного из персонажей)
СТРЕЛКА №12. “ОБГОНЯЛКИ” (Устами младенца)
1. Некоторым хочется, чтобы он быстрее кончался, и они были свободны, могли играть, бегать, а он все никак не кончается.
– Кто-то их любит, кто-то нет, потому что на них надо много думать головой, писать, решать, отвечать.
– Иногда что-то делаешь-делаешь, а когда проверят, то “двойку” поставят.
– Говорят, что неправильно решил задачу или примеры. А может времени не хватило, ведь он всего 45 минут длится.
(Урок математики).
2. Это такой крестик, который можно сделать из двух палочек.
Такой знак есть на элементах питания. А в математике это знак действия.
(Плюс)
З. Иногда она происходит в жизни человека, и даже несколько раз. Она может касаться работы. Учебы, места жительства.
Особенно ее любят ученики, потому что у них они бывают каждый день, причем по несколько раз.
– Иногда их ученики ждут – не дождутся. Иногда боятся двойку получить, иногда из-за лени учиться, иногда чтобы просто отдохнуть. И тогда звенит звонок и начинается она.
(Перемена)
4. Эта вещь нужна каждому ученику, и первокласснику, и 11-класснику, да и дошколята любят,когда она у них есть. Она и учителям нужна тоже. У учеников старших классов их много, но у некоторых она бывает одна на несколько уроков. В древности их не было, и тогда люди писали на дощечках, на бересте. А в войну – на газетах. А сейчас перед школой родители их каждому покупают. Они бывают толстые и тонкие
(Тетрадь)
5. А эта вещь чаще всего нужна ученикам 3-11 классов. Но иногда, если так захотят ученики, учитель и родители, ее могут взять и ученики 1 – 2 классов. Для старших классов она, конечно, важнее. Эта вещь похожа на записную книжку. В нее записывают, чтобы не забыть. Но это не только записная книжка, в нее ставят баллы за ответы, за домашние задания, за контрольные работы.
(Дневник)
6. Его можно всегда сложить из спичек или палочек. Это такая фигура, у которой четыре оси симметрии. Так называется еще и вторая степень числа.
(Квадрат)
СТРЕЛКА №13. “МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА”
УГАДЫВАНИЕ ДНЯ РОЖДЕНИЯ
Я могу угадать, кто и когда из вас родился. Я угадаю ваш день рождения, если вы правильно выполните мои задания. Запишите день своего рождения, умножьте на 2, прибавьте к полученному числу О, к результату прибавьте 7З, полученное число умножьте на 5 и прибавьте номер месяца, в котором вы родились. А теперь отнимите 365. Первые две цифры – день рождения, другие две – месяц.
(ВХОДИТ Королева математики)
Королева Математики: Здравствуйте, ребята! Большое спасибо, что вы меня освободили. Молодцы! У вас есть знания и они не равноценны “двойке”, поэтому вы освободили меня. Я думаю, что вы будете и впредь учить мой предмет. Будете с каждым годом знать больше и больше, и полученные знания применять в жизни.
Ведущий: Королева Математики действительно очень важна и нужна нам. Без тебя ни как нельзя. И закончим наш КВН песней о математике.
Чтение высказываний знаменитых людей и выразительное чтение стихотворения о математике
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ
Музыка Соловьёва-Седого из к\ф "Небесный тихоход"
1
В глубокой древности, древности, древности,
Когда науки были выше повседневности
Герон, Фалес и Архимед обогатили белый свет
И нам послали зажигательный привет.Припев: Во славу науки
Мы клятву верности, дерзости, доблести даём.
Мажорные звуки
Из нас посыпались, и мы поём.
Пускай мы Пифагорами не станем. А вдруг?
Ведь столько не разгадано ещё вокруг!
И творчества муки нам интереснее сердечных мук.2
Мы уже в третье, в третье, в третье,
Мы уже в третье перешли тысячелетие.
"Зашьем" озонную дыру, найдём друзей в антимиру
И к марсианину заявимся в нору.Припев.
3
Мы парни бравые, бравые, бравые,
И нас не редко посещают мысли здравые.
Мы математике верны, мы с информатикой дружны
И, как нестранно, мы в искусство влюблены!
Подведение итогов (жюри объявляет итоги). Награждение команд. Вручение грамот.