Физико-математический КВН для 9-х классов

Разделы: Внеклассная работа


В КВНе принимают участие 2 сборных команды по 10 человек.

Цели проведения КВН:

– Развитие логического мышления, речи, внимания, памяти и эрудиции учащихся;

– Воспитание познавательного интереса и культуры общения учащихся;

– Расширение кругозора учащихся.

Ход КВНа

1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД

Название команды, внешний вид, девиз, эмблему жюри оценивает из расчета 5 баллов.

2. РАЗМИНКА

Каждая команда отвечает на 10 вопросов (5 – по математике, 5 – по физике). Жюри ведет счет: верный ответ – 1 балл.

МАТЕМАТИКА

  1. У мальчика-с-пальчик было 6 братьев. У каждого из семи мальчиков в семье дровосека было по 7 сестер. Сколько всего детей было в семье? (14);
  2. Число 666 увеличить в полтора раза, не производя над ним арифметических действий (перевернуть число – 999);
  3. К Айболиту на прием пришли звери: все кроме двух, собаки; все кроме двух, кошки; все, кроме двух – зайцы. Сколько животных пришло к Айболиту? (3);
  4. Как записать двойку тремя пятерками? (2=(5+5):5);
  5. Какое число делится на все числа без остатка? (произведение всех чисел и 0 6) На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50);
  6. Сколько получится десятков, если пять десятков умножить на пять десятков? (250);
  7. Какой знак надо поставить между двумя пятерками, чтобы получить число больше пяти, но меньше шести? (запятую);
  8. Разделите 188 пополам так, чтобы в результате получилась единица? (провести посредине числа горизонтальную черту);
  9. Какой сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше предыдущей? (8 часов; 1+2=3 части 24:3=8).

ФИЗИКА

  1. Когда скорее будет остывать чайник с кипятком: а) если поставить его на лед, б) если лед положить сверху на чайник? (если лед положить сверху);
  2. Почему в сухом воздухе человек выдерживает температуру выше 100С? (пот испаряется и охлаждает организм человека);
  3. Для заземления цистерны бензовоза к ней прикрепляют стальную цепь, нижний конец которой несколькими звеньями касается земли. Почему такой цепи нет у железнодорожной цистерны? (железнодорожная цистерна заземлена через колеса и рельсы);
  4. Почему фарфоровые изоляторы для наружной электропроводки делают в форме колокольчика? (во время дождя и снега внутренняя часть изолятора остается сухой, следовательно, не будет утечки тока через влагу);
  5. Одним пальцем нажимают на покрытое льдом стекло вагона трамвая, другим к этому же стеклу прижимают монету. Почему под монетой площадь оттаивания больше? (у металла лучшая теплопроводность);
  6. Почему сухое дерево при горении издает треск? (воздух, нагреваясь, расширяется и разрывает волокна дерева и мы слышим треск);
  7. Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины? (три рубашки);
  8. Каким простым способом удаляют вмятину, которую получила оболочка мячика настольного тенниса? (опустить и нагреть в горячей воде);
  9. Почему буря валит живые деревья, но часто не может свалить стоящее рядом сухое дерево, если оно не подгнило? (сила действия ветра зависит от площади поверхности кроны, у живого дерева она больше);
  10. Почему в пустынях днем жарко, ночью температура падает ниже нуля? (песок обладает малой теплоемкостью, т.е. быстро нагревается и охлаждается).

3. КОНКУРС “ДОНЕСЕНИЕ”

Участникам зачитывается рассказ и они в соответствии с текстом строят график передвижения человека.

Правильно построенный график должен состоять из 11 участков, за каждый правильно начерченный участок – 1 балл.

В ноль часов по Гринвичу я вышел из дома на встречу со связным и со средней скоростью 3 км/ч осторожно стал приближаться к условленному месту. Через полчаса я был там, но связного не оказалось.

Прождав безуспешно еще полчаса, я решил сам доставить сообщение.

Но как? Машины на большой скорости проезжали мимо. Голосовать с просьбой остановиться я не имел права. Единственное место, где я мог незаметно сесть в машину, была бензоколонка в 8,5 км от меня. И через полтора часа я был у бензоколонки. В этот момент подъехал грузовик. За 15 минут, которые ушли на заправку машины, я сумел незаметно пробраться в кузов. Машина тронулась – и вот я в пути. Машина явно набирала скорость и через 5 минут от начала движения грузовик имел скорость 35 км/ч; далее он равномерно двигался по шоссе два часа.

Лежа в кузове, я задремал. Из полусонного состояния меня вывели голоса: спорили в кабине шофер и его напарник. Я понял: они забыли что-то у бензоколонки во время заправки. И пока 15 минут продолжался спор, машина уменьшала скорость, затем сделала поворот и через час вновь была у бензоколонки. Как видно, водители не собирались в дорогу. Я вылез из кузова и побрел в темную холодную осеннюю ночь со скоростью 3 км/ч, на что-то смутно надеясь. Примерно на третьем километре пути я увидел мотоцикл. О, счастье! Мотоцикл оказался с ключом для зажигания. Не раздумывая, я сел на мотоцикл, дал газ и почти мгновенно достиг скорости 100 км/ч. Так я мчался по шоссе целый час. Ветер забирался под одежду, морозил тело. Было чуть больше восьми утра, когда я, продрогший и усталый, зашел в знакомое придорожное кафе. Посетителей было мало. Я присел за столик и через 1 час услышал пароль: “Гречневую кашу желаете?” Я ответил: “Я люблю ее с детства”. Передав срочное сообщение, я со скоростью 80 км/ч вернулся домой на местной машине.

4. КОНКУРС КАПИТАНОВ

Капитаны команд отвечают на шуточные вопросы.. Каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. В какой сказке говорится о четырех дерзких побегах и одном злодейском убийстве? (“Колобок”);
  2. В какой сказке говорится о самом древнем способе реанимации? (“Сказка о мертвой царевне”);
  3. В какой сказке говорится об эмансипации женщин и бесправном положении мужчин? (“О рыбаке и рыбке”);
  4. В какой сказке говорится о последствиях несоблюдения правил пожарной безопасности? (“Кошкин дом”);
  5. В какой сказке говорится о последствиях несоблюдения правил общежития? ( “Теремок”);
  6. В какой сказке рассказывается о животном, имеющем доступ к драгоценным металлам, а оно предпочитает петь песенки? (“О царе Салтане”);
  7. Какая сказка может стать рекламой строительных материалов? (“Три поросенка”);
  8. Какая сказка рассказывает о чудесных превращениях без вмешательства пластической хирургии? (“Царевна– лягушка”);
  9. Сказка, которая наглядно показывает, что утверждение: “Имидж – ничто, жажда – все” ошибочно? (“О сестрице Аленушке и братце Иванушке”);
  10. Сказка, доказывающая, что “Один в поле – не воин” (“Репка”).

5. КОНКУРС – АУКЦИОН

А) Формул

Участникам предлагается назвать все известные им формулы для расчета площади различных фигур

Б) Графиков

Участникам предлагается по заданным графикам (<Рисунок 1>, <Рисунок 2>) зависимости найти проекции скорости от времени, рассказать как можно больше о телах и их движении.

Каждое правильное предложение – 1 балл.

6. КОНКУРС ПАНТОМИМ

Участникам предлагается показать один из терминов (биссектриса, окружность, ускорение, инерция) так, чтобы команда-противник угадала о чем идет речь.

Команда, угадавшая изображаемый термин, получает 2 балла.

7. КОНКУРС “САМЫЙ УМНЫЙ”

Участникам предлагается узнать, о чем идет речь в зачитанном определении. Каждый правильный ответ – 1 балл.

МАТЕМАТИКА:

  • отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны (МЕДИАНА);
  • перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону (ВЫСОТА);
  • геометрическая фигура, состоящая из всех точек, расположенных на заданном расстоянии от данной точки (ОКРУЖНОСТЬ);
  • четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны (ПАРАЛЛЕЛОГРАММ);
  • четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие стороны не параллельны (ТРАПЕЦИЯ);
  • отрезок, соединяющий середины двух сторон треугольника (СРЕДНЯЯ ЛИНИЯ);
  • угол, с вершиной в центре окружности (ЦЕНТРАЛЬНЫЙ);
  • угол, вершина которого лежит на окружности, а стороны пересекают окружность (ВПИСАННЫЙ);
  • углы, образованные при пересечении двух прямых (ВЕРТИКАЛЬНЫЕ);
  • углы, имеющие одну общую сторону (СМЕЖНЫЕ).

ФИЗИКА:

  • тело, размерами которого в данных условиях можно пренебречь (МАТЕРИАЛЬНАЯ ТОЧКА);
  • вектор, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением (ПЕРЕМЕЩЕНИЕ);
  • физическая величина, показывающая, как быстро меняется положение тела в пространстве (СКОРОСТЬ);
  • движение, при котором скорость тела не меняется (РАВНОМЕРНОЕ);
  • физическая величина, показывающая как быстро меняется скорость тела (УСКОРЕНИЕ);
  • совокупность тела отсчета, связанной с ним системы координат и прибора, измеряющего время (СИСТЕМА ОТСЧЕТА);
  • системы отсчета, в которых выполняются законы Ньютона (ИНЕРЦИАЛЬНЫЕ);
  • какая физическая величина характеризуется численным значением, направлением, точкой приложения (СИЛА);
  • раздел физики, изучающий световые явления (ОПТИКА);
  • источник света, размеры которого малы по сравнению с расстоянием, на котором он действует (ТОЧЕЧНЫЙ).

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Участникам в качестве домашнего задания было предложено подготовить рекламный блок, в содержании которого допущены 3 ошибки. Задача команды-противника состоит в том, чтобы эти ошибки обнаружить.

Максимальная оценка за конкурс – 7 баллов.

9. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ

Примечание:

– Графики для проведения “КОНКУРСА-АУКЦИОНА” (<Рисунок 1>, <Рисунок 2>) проецируются на экран;

Рисунок 1

Рисунок 2

– Правильный график передвижения человека (<Рисунок 3>) в конкурсе “ДОНЕСЕНИЕ” демонстрируется всем участникам КВН после выполнения задания командами.

Рисунок 3