Программное содержание:
- Сформировать представление о прямоугольнике и его свойствах;
- Закрепить понятие “один”, “много”; умение отличать квадрат от круга; название цвета (красный, синий, жёлтый);
- Использовать в речи слова “квадрат”, “круг”, “треугольник”, “прямоугольник”.
Материал демонстрационный: сенсорная юбка, наборное полотно Воскобовича, липкие ленточки, аудиозапись, “сухой” бассейн;
Материал раздаточный: набор блоки Дъёниша: квадрат, круг по 4 на одного ребенка, прямоугольник по одному на ребенка, фигуры из картона на липучке:
круг – 3
треугольник – 3
квадрат – 3
прямоугольник – 3
Ход занятия
I Часть.
Воспитатель предлагает поиграть в игру “Птички в гнёздышках”;
“Мы пришли в волшебный лес,
В нём полным полно чудес.
Там живет лиса, куница,
Заяц, белка и волчица.
Мы здесь тоже будем жить,
Будем с ними мы дружить.
Раз, два, три – повернись
И в птенцов превратись! (воспитатель одевает детям шапочки – птички)
Вот и стали мы птенцами.
В гнездышках живем мы с вами.
Станем по лесу летать
Зернышки себе искать. (летают по площадке)
Ну расправили крыло
И скорей в свое гнездо”
Воспитатель:
- Смотрите птенчики, вот и зернышки приготовлены, пора нам перекусить.
- Сколько зёрнышек?
(много)
- Возьмите круглое зернышко.
- Сколько зернышек у Гали?
(одно)
- А в коробочке?
(много)
- Как вы догадались, что это круг?
(его можно покатать)
Дети учат воспитателя катать фигуры.
- Выберите все круглые зернышки и разложите их на столе.
- Какие зернышки остались в коробочке?
(аналогично выполняется обследование квадрата)
- Хотите ещё подкрепиться? У меня ещё зёрнышки есть.
- Какие странные зернышки! Они похожи на круглые? А на какую фигуру, похоже это зёрнышко?
(на квадрат у нее четыре равные стороны и четыре угла)
- Молодцы! А называется эта фигура прямоугольник. У нее четыре угла (как у квадрата) и парные стороны; две длинные, а две короче.
(обследование сторон прямоугольника пальцем, фронтальный опрос: парные, прямоугольники).
- Какого цвета ваши прямоугольные зернышки? (дети называют цвет своей фигуры)
- “Ох, устали мы седеть, не пора ли нам взлететь, крылышками помахать и водицу отыскать”.
II часть.
Дети подлетают к сухому бассейну.
(В нем насыпаны пробки от бутылок, а на дне лежат с липучками на обратной стороне по две на каждого ребенка) Детям предлагается достать камешки со дна бассейна и называют свои геометрические фигуры.
- Ну, а теперь птички пора домой в нашу группу “Рябинка”.
Дети закрывают глаза. Воспитатель снимает маски.
- Раз, два, три – повернись и в детишек превратись.
- Ну что понравилось вам в волшебном лесу? Да я смотрю, вы с собой что-то принесли из волшебного леса.
Воспитатель предлагает Д/И “Каждой фигуре своё место”. Дети на ковролине раскладывают фигуры по своим домикам:
Заключение – Воспитатель всех хвалит за хорошую работу и предлагает на сенсорной юбке отыскать спрятанные геометрические фигуры.