Для оптимизации детско-родительских отношений в нашем дошкольном учреждении педагогом-психологом и учителем-логопедом был разработан проект “Я и моя семья”, который реализуется с 2008 года.
Участники проекта: учитель-логопед Шилова Татьяна Юрьевна, педагог-психолог Водянникова Анна Владимировна, воспитатели, дети.
Длительность проекта: среднесрочный.
Этапы осуществления проекта:
1 этап – погружение в проект
Причины возникновения проблемы:
В современной семье приоритетом являются отношения между родителями. Детско-родительские отношения уходят на второй план. Наблюдается возложение ответственности за воспитание и развитие ребёнка на третьи лица. Происходит упрощение организации совместных семейных досугов, утрачивание семейных традиций.
Проблема проекта:
Угасание родительской инициативы в воспитании и развитии ребёнка.
Цель проекта:
Привнесение в сознание родителей идеи развития детско-родительских отношений, понимание потребностей и интересов ребёнка и своих родительских обязанностей.
Задачи проекта:
- формирование у детей и взрослых способов межличностного взаимодействия, обогащение социального опыта;
- формирование ценностного отношения членов семьи друг к другу и окружающим;
- создание условий для осознания каждым ребёнком своей индивидуальности, самоценности;
- расширение педагогического кругозора родителей за счёт пополнения средств и методов взаимодействия с детьми;
- изменение позиции родителей по отношению к деятельности ДОУ, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада;
- изучение особенностей взаимоотношений в семьях воспитанников;
- обеспечение пространства для личного роста участников, создания творческой атмосферы.
Форма проекта: совместная деятельность детей и родителей.
Метод проекта: семейный коллаж – совместный творческий рассказ о ребёнке и его семье, проиллюстрированный авторскими рисунками, аппликацией и оформление в виде газеты.
2 этап – организация деятельности
- составление памятки по созданию коллажа (руководители);
- подгрупповая консультация с родителями для ознакомления с целями проекта, формирование заинтересованности в предлагаемой работе (руководители);
- составление сценария группового праздника “День семьи”.
3 этап – осуществление деятельности
- совместная творческая деятельность по оформлению семейных коллажей (дети и родители);
- индивидуальные консультации с родителями по оказанию информационной помощи, психологической поддержки, стимуляции раскрытия творческих возможностей семьи (руководители);
- оформление открытки – приглашения для родителей а семейный праздник (дети и воспитатели);
- организации выставки семейных коллажей в помещении группы для ознакомления всех членов детско-родительского коллектива, обмен впечатлениями;
- подготовка группового праздника “День семьи” (руководители, воспитатели, дети, родители).
4 этап – презентация проекта
Проведение группового праздника “День семьи”
- презентация коллажей авторами (дети, родители);
- совместные игры-развлечения;
- совместные фотографии;
- чаепитие.
5 этап – подведение итогов проекта
Обмен впечатлениями о проекте, отзывы родителей.
Результаты проекта:
- сближение членов семьи, развитие тесных дружеских отношений;
- понимание родителями своей активной роли в сотрудничестве, являющемся условием успешного развития ребёнка;
- формирование родительского авторитета;
- развитие детско-родительского коллектива, создание позитивного психологического микроклимата;
- дальнейшее развитие доброжелательных партнёрских отношений между педагогами и родителями, увеличение родительских обращений за консультативной помощью по воспитанию и развитию детей;
- сформированность представлений родителей о сфере деятельности педагогов и специалистов ДОУ.
Оптимизация детско-родительских отношений. Проект “Я и моя семья”