Цели урока:
- Пополнить представления учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях,
- воспитывать патриотизм, любовь к Родине.
Оборудование: карта, слайды героев Отечественной войны, репродукции с изображением событий ВОВ, диапроектор.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Послушайте отрывок из стихотворения С.Михалкова “Солдат” и подумайте о чём пойдёт речь сегодня на уроке.
Его бомбили – он лежал,
К нему летел снаряд,
В него стреляли – он бежал
Вперед, а не назад.
“Чем дальше я пройду вперед, –
Мечтал солдатик мой, –
Тем больше хлеба в этот год
Засеем мы весной.
Чем больше немцев уложу, –
Смекал он на ходу, –
Тем раньше путь освобожу,
Скорей домой приду!
При немцах на моей Земле
Мне не бывать в родном селе…”
(Мнения учеников)
– Чему посвящено это стихотворение С.Михалкова?
– Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
II. Сообщение темы урока, ознакомление целями.
III. Работа над новой темой.
1. Беседа.
– Что вы знаете о Великой Отечественной войне?
– Когда она началась?
– Назовите дату окончания войны?
– Сколько лет длилась эта война?
– Когда в нашем селе отмечает День Победы?
– Как проходит этот праздник в нашем районном центре (в городе Альметьевске)?
2. Слово учителя. ( Во время рассказа показываются через диапроектор все подготовленные фотографии, рисунки картинки и т.д.)
22 июня 1941 года 190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну.
Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке – от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге. Враг рассчитывал на молниеносную войну. Через полгода от Советского Союза должно было остаться только воспоминание. Но планам фашистов не суждено было сбыться.
– Послушайте стихотворение Степана Щипачева “22 июня 1941 года”.
(Под музыку песни Василия Лебедева-Кумача “Священная война”, заранее подготовленные ученики читают стихотворение)
Казалось, было холодно цветам
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки,
А немцы, кончив кофе пить,в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
Я о другом не пел бы ни о чем,
А славил бы всю жизнь свою дорогу,
Когда б армейским скромным трубачом
Я эти пять минут трубил тревогу.
Как будто бы и не было на свете
Покоя мирного. Горячий, злой,
Сметал, корежил все фугасок ветер,
Зарю, мешая с дымом и землей.
С трудом всходило солнце над кустами,
В дыму, в пыли, не видя ничего,
А самолеты с черными крестами
Пикировали прямо на него.
Земля тряслась, гудела от металла,
И было больно, было тяжко ей,
Но солнце и тогда над нею встало,—
Ему сиять, как Родине моей.
(Продолжает учитель) Красная Армия мужественно встретила врага. Тысячи бойцов и командиров ценой собственных жизней старались сдерживать натиск фашистов. Но силы были неравны. В первые дни войны гитлеровцам удалось уничтожить много наших самолетов. Многие командиры и политработники совсем недавно начали командовать полками, батальонами и дивизиями. А опытных, наиболее подготовленных командиров Красной Армии, преданных своей стране, Сталин объявил врагами народа и расстрелял. Огромный ущерб обороне страны нанесла ошибочная оценка правительства характера будущей войны. Кавалерию продолжали считать главной военной силой, но первые же бои показали, что лошадь не может противостоять танку, а шашка – автомату.
В Красной Армии на вооружении не хватало новых видов техники: танков, самолетов, артиллерийских орудий, автоматов. Советский Союз только приступил к перевооружению нашей армии и флота. По этим и другим причинам советские войска несли огромные и неоправданные потери.
По планам гитлеровских генералов война должна была продлиться всего несколько месяцев. До нападения на СССР Германия захватила все танки, самолеты, заводы и рабочую силу Европы. Враг был жестокий и сильный. Весь советский народ встал на защиту Родины. Тысячи добровольцев ушли в Красную Армию, партизанские отряды, народное ополчение. Страна стала одним боевым лагерем, усилия фронта и тыла слились воедино.
Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Ее защитники около месяца вели непрерывные бои. Нелегко было сдерживать гитлеровцев и на других участках фронта. Многие воины Красной Армии попали в плен и были убиты.
К осени 1941 года под Смоленском, у города Ельни советским войскам впервые удалось на два месяца остановить немцев, заставить их перейти в оборону. Не пропуская врага к столице, героически сражались советские бойцы и командиры у стен Смоленска. Самые храбрые участники этого сражения – четыре дивизии – первые в Красной Армии получили звание гвардейских.
Не считаясь с потерями, враги продолжали наступать вглубь страны. Они захватили Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, многие области Украины, приблизились к Ленинграду, вышли на подступы к Одессе, Киеву и другим важным центрам страны. Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда.
Выступление ученика
Стояла осень, когда фашисты подошли к Москве. Они были уверены, что вот-вот войдут в нее и закончат войну. Но на помощь защитникам Москвы шли войска из Сибири, с Урала, из Казахстана, Средней Азии, с Дальнего Востока. Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. До этого он никогда еще не терпел такого поражения, никогда не терял столько солдат, танков, самолетов и оружия. В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Георгий Константинович Жуков.
В январе 1942 года наступление под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии. Однако до победы было еще далеко. Летом 1942 года фашистские войска начали новое наступление в направлении Кавказа и Сталинграда. В трудных боях в горах Красная Армия сумела отстоять Кавказ и не пустила врага к запасам нефти.
Выступление ученика
В августе 1942 года началась гигантская более чем шестимесячная Сталинградская битва. Были окружены и взяты в плен свыше 330 тысяч гитлеровцев. Сталинградская битва переломила ход всей войны. Советские войска прогнали врага с родной земли.
Стремясь изменить ход войны в свою пользу и взять реванш за поражение под Сталинградом, гитлеровцы начали новое наступление в районе города Курска. Здесь они хотели окружить и уничтожить наши войска. Но советское командование раскрыло планы врага и подготовилось к боям. Фашисты двинули в бой новые тяжелые танки. 12 июля под деревней Прохоровкой развернулось небывалое в истории танковое сражение. В нем участвовало 1200 машин. Сражение под Курском закончилось победой Красной Армии. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.
(Продолжает учитель) Однако враг по-прежнему оставался силен и без боя не оставлял им ни одной позиции. Но яростное сопротивление не могло спасти его от разгрома. Советские войска, ведя кровопролитные бои, в 1944 году полностью освободили от гитлеровцев Украину, Молдавию, Прибалтику. Партизаны и подпольщики помогали Красной Армии освобождать родную землю. В годы войны более миллиона человек с оружием в руках сражались во вражеском тылу. Освободив Родину, советские воины пришли на помощь народам Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Польши, Чехословакии и другим захваченным оккупантами странам.
В начале 1945 года советские войска с востока вступили на территорию Германии. Им на встречу двигались войска союзников: США, Англии, Франции, которые почти не встречали сопротивления. В ночь с 8 на 9 мая состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии. 9 мая мы отмечаем как праздник Победы.
Прослушивание песни “День Победы” (можно спеть)
Но война еще продолжалась в Чехословакии. Советские солдаты пришли на помощь восставшей Праге. 9 мая в Прагу вступили советские части и тем самым спасли город от разрушений, которые готовили гитлеровцы.
С падением Германии война в Европе завершилась, но она продолжалась на Дальнем Востоке и Тихом океане.
Выполняя свой союзнический долг, 9 августа 1945 года Красная Армия выступила против Японии, которая воевала на стороне Германии, и за 23 дня разгромила сильную японскую армию, освободила Китай, Корею, Сахалин и Курилы. 2 сентября 1945 года Япония капитулировала. Был ликвидирован опасный очаг агрессии на Дальнем Востоке.
Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла почти 27 миллионов жизней советских людей. Но Советский Союз не только выстоял в этой жестокой войне, но и разгромил фашизм, так как на защиту Родины поднялась вся страна. В Великую Отечественную войну со всей силой проявился талант вышедших из народа полководцев: Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского, А.М. Василевского, И.С. Конева, Н.Ф. Ватутина и других.
Свыше 11 тысяч воинов всех национальностей были удостоены звания Героев Советского Союза.
IV. Физкультминутка (под музыку песни “Катюша”)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали, как солдаты…
На носочках потянулись
И друг другу повернулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.
V. Продолжение новой темы
(слово учителя) 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве был проведен Парад Победы.
Торжественным маршем прошли по площади солдаты-победители, к подножию Мавзолея были брошены знамена разгромленных фашистских войск.
Командовал парадом маршал К.К. Рокоссовский, а принимал парад знаменитый маршал Г.К. Жуков
Каждый год 9 мая наша страна отмечает День Победы над фашистскими захватчиками, чествует живых ветеранов, вспоминает ушедших. Вы также должны как можно больше о них узнавать, чтить.
Из нашего села тоже многие мужчины, парни и женщины вложили свои силы и жизни, чтобы победить врага и приблизить День Победы! О некоторых из них мы сейчас узнаем подробно.
Выступают заранее подготовленные ученики.
1.Апачаев Николай Фокеевич родился 22 декабря 1922 года в крестьянской семье. Отец его принимал участие в Первой мировой войне.
17 июля 1941 года Николай Фокеевич был призван в Армию. На фронт попал в начале 1942 года. Он участвовал в различных боевых сражениях. Принимал участие в форсировании Днепра и рядовой сержант – Апачаев Николай Фокеевич за это был награжден Орденом Красного Знамени.
После возвращения с фронта, Николай Фокеевич принимал активное участие в восстановлении села.
С 1952 года по 1987 годы работал учителем в родном селе.
К сожалению сегодня Николая Фокеевича среди нас нет, он умер в 2010 году.
(Показывает альбом)
2. Андреев Тихон Иванович воевал с 1939 по 1946 годы. В Финской войне был телефонистом, а ВОВ – радистом.
В 1941 году закончил полковую школув Грузии, и оттуда был направлен в Киев, где 22 июня встретил свой первый бой с фашистами. Он прошел всю войну. 9 мая 1945 года находился в 12 км.от Берлина.
Тихон Иванович был трижды ранен. Он был награжден орденом ВОВ, медалью “За отвагу” и имеет множество юбилейных медалей. (Во время рассказа показывается фотографии, Удостоверения наград через диапроектор).
3. Майоров Федор Филиппович родился в 1920 году 15 марта. В 1940 году ушел в Армию, служил на Украине (г. Керсон). Когда началась война, его отправили на фронт. Воевал в разных городах: в Ленинграде, Подмосковье… Через Молдавию, Румынию и Чехословакию дошел до Берлина. Победу встретил в Берлине. Имеет множество наград.(рассматривают альбом).
В нашей школе учатся его внук и внучка.
Обобщающее слово учителя.
VI. Закрепление изученного
Фронтальная проверка с вручением жетонов.
– На что рассчитывали немецкие военачальники, нападая на СССР?
– Где были немецкие войска в феврале?
– Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
– А когда они находились у Москвы?
– Откуда прибыли воины для защиты Москвы?
– Когда советская армия перешла в наступление?
– Где одержали первую победу?
– Когда начались ожесточенные бои за Сталинград?
– Сколько времени продолжались бои?
– Когда началось новое наступление русских?
– Где разгорелось сражение летом 1943 года?
– Чем стала эта победа?
– Когда была полностью освобождена территория Советского Союза?
– Когда был штурм Берлина и кто руководил им?
– Какой праздник отмечает наша страна 9 мая?
– Какой была цена Победы?
Обобщение урока учителем. Итог урока.
VII. Домашнее задание
Стр. 140-145 (прочитать).
Проверь себя! Ответить на вопросы на стр. 146.
Выполнить задания на стр.146.
Сделать рисунок “Наши сельчане во время ВОВ”.