Цель урока:
- воспитание музыкальной культуры ребенка на высокохудожественных произведениях музыкального искусства;
Задачи урока:
- расширять знания детей о музыке,
- развивать творческое воображение,
- побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности,
- развивать музыкальные способности, воспитывать эстетические чувства.
Ход занятия
Звучит “Утро”, Э. Грига. Дети входят в зал.
Муз.рук: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Муз.рук: Я очень рада вашей встречи в “Музыкальной гостиной”. Скажите, с каким настроением вы сегодня ко мне пришли?
Дети: С хорошим, веселым и т. д.
Муз.рук: Да, это видно по вашим лицам. А теперь покажите на лицах грустное настроение.
(Дети изображают настроение мимикой)
Молодцы. Но мне больше нравится, когда у вас улыбки на лицах.
Настроились все на веселый лад,
Спеть песню веселую каждый здесь рад.
Песня “Господин теплый день”, муз. З.Роот.
Муз.рук: А теперь давайте послушаем, как “весело” и “грустно” будет называться на “музыкальном языке”.
(Выходят двое детей “Мажор” и “Минор”, остальные садятся на места)
Мажор:
Друзья! Признаться вам спешу –
Знакомству очень рад!
Меня зовут синьор мажор,
Я лучший друг ребят.
С собой всегда я приношу
Улыбку, шутку, смех.
И если дружишь ты со мной,
То ждет тебя успех!
Минор:
А я зовусь синьор Минор,
И вот, что вам скажу:
Со смехом мне не по пути,
Я грустью дорожу.
Люблю, вздыхая, слезы лить
И предлагаю вам:
Давайте вместе погрустим!
О чем не знаю сам…
Муз.рук: Вот так в музыке определяется настроение. Итак, веселое…?
Дети: Мажор.
Муз.рук: А грустное…?
Дети: Минор.
Муз. рук: Правильно. Особенно важно знание мажорного и минорного ладов тем, кто сочиняет музыку. А это кто?
Дети: Композиторы.
Муз. рук: Правильно. Давайте вспомним некоторых из них по услышанным отрывкам. Сели по удобнее и приготовились слушать музыку.
Музыкальная угадай-ка:
(Дети слушают музыкальные отрывки, называют композитора и название произведения, определяют характер произведения)
- А. Хачатурян, “Танец с саблями”;
- В.-А.Моцарт, “Маленькая ночная серенада”;
- С. Прокофьев, “Фея Весны” из балета “Золушка”;
- Э.Григ, “В пещере горного короля”;
- С. Сайдашев, “Вальс”;
- И.-С. Бах, “Шутка”.
Муз. рук: Молодцы! Произведения и их композиторов вы назвали верно. Определили характер произведения. А теперь подумайте и скажите мне, как передает характер в картине художник?
Дети: С помощью красок, т. е. с помощью их цветовой гаммы.
Муз. рук: Как вы думаете, а характер музыки можно определить цветовой гаммой? Давайте попробуем.
Дидактическая игра “Музыка в цвете”
(Дети слушают новые музыкальные отрывки и выбираю “цвет” по их мнению подходящей к той или иной музыке)
- Ф. Яруллин, отрывок из балета “Шурале”;
- Вельгельм-Тель, “Марш”;
- П.Чайковский, “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик”.
Муз .рук: Вот видите, как с помощью цвета можно определить характер музыки. А теперь давайте подумаем и скажем, можно ли передать характер музыки с помощью движения, например, в танце?
Дети: Да.
Муз. рук: Сейчас девочки нам это покажут.
“Вальс с цветами”, музыка П.Чайковского.
Муз. рук: Как старательно девочки передали характер музыки. Движения были плавными, а еще?
Дети: (ответы детей)
Муз. рук: Как красиво и гармонично звучало произведение в исполнении большого симфонического..?
Дети: – оркестра.
Муз. рук: Правильно. А что б оркестр играл слаженно и гармонично, им управляет…?
Дети: Дирижер.
Муз. рук:
Дирижерскую палочку в руки возьму
В оркестре места занять попрошу.
Оркестр: “Вальс– шутка”, Д.Шостаковича.
Муз. рук: Это был у нас какой оркестр?
Дети: Оркестр ударных инструментов.
Муз. рук: Правильно. А группы каких еще инструментов вы знаете?
Дети: Духовые, струнные.
Муз. рук:
Cейчас попробуем мы их узнать.
Чей инструмент заиграет – тот карточку и поднимает.
(Нна столы раскладывают карточки с изображением инструментов)
Инструментальная угадай-ка.
(Ззвучат музыкальные отрывки в грам.записи в исполнении определенных музыкальных инструментов):
Труба, флейта, кларнет, арфа, виолончель, фагот.
Муз. рук:
А теперь сюрприз! Для вас
Скрипка прозвучит сейчас.
“Вальс”, В.-А. Моцарт.
(В исполнении М.Э.Насретдиновой.)
Муз.рук: Вам понравилось “живое” звучание скрипки?
– ДА!
Муз. рук: Мы с вами беседовали о музыке композиторской. А какая музыка еще бывает?
Дети: Народная.
Муз . рук: Правильно. И сейчас я предлагаю вам поиграть в игру и спеть р.н. песню “Ой, вставай, вставай, Аленушка…” а исполнять эту песню мы будем без аккомпонимента. Как такое пение называется?
Дети: “a-capella”.
Игра “Ой, вставай, вставай, Аленушка…”
Муз. рук: Есть еще один сюрприз. К нам в гости пришла солистка фольклорной группы “Коляда” Кузьмина Наталья. Она нам покажет народное пение. Встречайте.
“Весенние заклички”, р.н. песня.
Муз. рук: Сегодня мы с вами вспомнили и поговорили о музыке классической и народной. Вся музыка бывает песенной, маршевой или ..?
Дети: Танцевальной.
Муз.Рук: Правильно. Танцевальная музыка это та, под которую танцуют.
Дредно в пары все вставайте
И свой танец начинайте.
“Парный танец”, муз. М. Живцова.
Муз.рук: Вот и подходит к завершению наша музыкальная встреча. В заключении я хочу вам загадать загадку:
“Домик этот странный, очень музыкальный. Кто же в нем живет?
Может быть зайчата или лягушата, или добрый кот?
На пяти линейках, весело и дружно в доме том живут
Дружные ребята.
Скажите, дошколята, как же их зовут?
Дети: НОТЫ!
Муз.рук:
Правильно. Перед вами нотный стан,
Расставьте ноты по местам.
(Дети расставляют ноты)
Муз.рук:
А откроем этот дом
Мы скрипичным ключом.
Что же получилось –
Мы сейчас споем.
(Пропевают мелодию и узнают песню)
Песня “Волшебный ключ”
(Под музыку дети выходят из зала)
Используемая литература:
- Радынова О.П., “Музыкальные шедевры”, авторская программа и методические рекомендации. – М., 1999 г.
- Радынова О.П., Музыкальные занятия в детском саду. Конспекты занятий в двенадцати частях. – М., 1999 г.
- Радынова О.П., Слушаем музыку, танцуем и играем. Комплект из семи аудиокассет с методическими рекомендациями к программе “Музыкальные шедевры”. М., – 1996 г.
- Радынова О.П., Беседы о музыкальных инструментах. Комплект из трех аудиокассет и дидактического альбома к программе “Музыкальные шедевры”. М – 1999 г.