Задачи урока:
- Подвести учащихся к пониманию того, что через выборы осуществляется представительная форма участия граждан в политике;
- Раскрыть сущность, структуру и типы демократической избирательной системы;
- Развивать гражданское ответственное отношение к выборам;
- Содействовать развитию практических навыков старшеклассников, их участия в перспективе в избирательных комиссиях.
Методический инструментарий учителя
Предмет | Обществознание |
Тема | Демократические выборы и политические партии |
Источники |
|
Литература |
|
Характер учебной деятельности | Интерактивное обучение |
Форма занятия | Урок-практикум |
Форма организации учащихся | Работа в группах |
Время изучения | 2 часа. |
Класс | 10 |
Виды деятельности | Работа с документами – выдержки из
основных документов избирательного
законодательства: Дискуссия “Участие в выборах – это участие в управлении государством?” Тренинг “Чудо – выборы” Необходимая база:
|
Основные блоки урока |
|
Структура занятия
Этап урока |
Дидактические цели |
Достигаемый результат |
Организационный | Подготовка учащихся к работе на занятии. | Полная готовность класса, включение учащихся в работу. |
Вводный | Подготовка к основному этапу занятия. Обеспечение мотивации, принятие учащимися целей занятия, актуализация опорных знаний и умений. |
Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. |
Усвоение новых знаний и способов действий, их закрепления. | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний, способов действий, связей и отношений в изучаемой теме, применение знаний в измененной ситуации. | Активные действия учащихся с материалами урока, проявление самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действия, выполнение заданий, требующих знаний в знакомой и измененной ситуациях. |
Обобщение и систематизация знаний | Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, выделение мировоззренческих идей. | Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификация и систематизация, выявление внутрипредметных и межпредметных связей. |
Подведение итогов занятия. Рефлексия. | Анализ и оценка успешности достижения целей. | Получение учащимися информации о реальных результатах учения. |
Информация о домашнем задании. | Раскрытие цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. | Точная фиксация домашнего задания, условий его выполнения. |
I этап урока
.Проверяется готовность учащихся к занятию.
В тетради записывается тема урока.
Учитель обращается к классу с вопросом: “Предположите, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?”
Возможные ответы учащихся: изучать новые понятия, работать с документами: Конституцией РФ, федеральным законом, региональным законодательством о выборах, определять значение выборов в жизни народа, страны, и т.д.
Подведение итогов этого этапа урока делает учитель. При этом логически осуществляется переход ко второму этапу урока.
II этап урока.
Вступительное слово учителя:
“Русскому мыслителю И.А.Ильину принадлежат слова (они записаны на доске): “Участнику демократического строя необходимы личный характер и преданность Родине, черты, обеспечивающие в нем определенность воззрения, неподкупность, ответственность и гражданское мужество.” В условиях демократии, когда источником власти является народ, необходимо каждому гражданину страны осознавать важность и ответственность шага, связанного с участием в выборах.
Рассмотрим ситуацию:
Одиннадцатиклассница нашей школы Ольга Э. впервые будет участвовать в выборах 4 марта 2012 года. Является ли ее добровольное участие в выборах – свидетельством того, что она “участник демократического строя”? Предложите аргументированную защиту своей позиции.
При обсуждении ситуации учащимися выявились две противоположные позиции: “да” и “нет”.
Учитель: “Далеко не случайно то, что у нас выявилась группа ребят, считающая, что участие в выборах – далеко не участие в управлении государством. Более того, часть молодежи и взрослого населения нашего села выражают пассивное отношение к выборам. Так, по данным участковой избирательной комиссии (председатель Брагин А.В.) на декабрьских 2011 года выборах депутатов Государственной Думы РФ явка избирателей составила 53% против 65% от числа избирателей, внесенных в список для голосования в 2007 году. Предположите, какие еще проблемы мы поставим на сегодняшнем уроке?
Учащиеся предлагают:
– проблема равнодушного отношения к будущему своей страны;
– проблема формирования активной жизненной позиции молодежи;
– проблема “мой голос ничего не решает” и т.д.
Для обсуждения данных проблем необходимо разобраться, прежде всего, с избирательной системой в РФ, многопартийностью.
III этап урока.
Презентационное сопровождение урока.
Слайд 2.
План урока:
- Избирательная система РФ.
- Типы избирательных систем.
- Многопартийность.
- Рефлексия. “Чудо – выборы”
А) избирательное право.
Б) избирательный процесс.
А) мажоритарная.
Б) пропорциональная.
В) смешанная.
А) классификация партий.
Слайды 3-5. (Учитель, используя указатель мыши, наводит на выделенный объект (контуры региона-Алтайский край) на карте России, на карте Алтайского края-указателем мыши на объект-в нашем случае – Славгород; здание Администрации г. Славгорода, где размещается Славгородская территориальная избирательная комиссия). Комментарий учителя: Сегодня на уроке мы будем использовать материалы краевой и окружной избирательной комиссий, размещенных на сайтах по итогам выборов– 2011.
Учитель дает задание классу:
“Попытайтесь дать свое определение понятию “выборы” и запишите в тетрадь (2 минуты). А как трактуется это понятие в Федеральном законе “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме РФ”, Конституции РФ.
Учащиеся проверяют насколько совпадают данное ими самими определение с тем, которое содержится в законодательстве.
Выдержки из документов:
- Демократические свободные и периодические выборы … являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти.
- Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией. (ФЗ “Об основных гарантиях…”)
- Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. (Конституция РФ, ст. 3)
- Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст.3 Конституции РФ)
- О каком праве идет речь?
- Что означает право избирать и быть избранным?
Учитель предлагает открыть Конституцию ст. 32 и ответить на вопросы:
Учитель: “А чтобы выборы не проходили стихийно, а точно в срок и организованно, существуют определенные правила их проведения, которые закреплены в ФЗ “Об основных гарантия…”. Прочитайте выдержки закона и ответьте на вопросы:
Ст. 3:
- “Гражданин РФ участвует в выборах на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании.
- Участие гражданина РФ в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах…
Назовите принципы избирательного права. Что они означают?
Учащиеся отвечают: “Равные, прямые, при тайном голосовании, добровольность”.
Ст. 4:
- Гражданин РФ, достигший 18 лет. Вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ… и иными правовыми актами … быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.
Вопросы:
- С какого возраста граждане имеют право принимать участие в выборах?
- Кто не имеет право участвовать в выборах? (см. Конституцию РФ, ст. 32.)
Учитель обращается к классу:
“А всегда ли выборы являются демократическими? Смоделируйте ситуацию, когда выборы не будут считаться демократическими.
Учащиеся в группах обсуждают задание. Возможные ответы учащихся:
– выборы одного кандидата, т.е. выборы
без выбора;
– в бюллетене содержится графа о паспортных
данных избирателя.
Какой вывод сделаем? – спрашивает учитель.
Учащиеся формируют возможный вывод: “Сам по себе факт проведения выборов не гарантирует демократических выборов. Важно соблюдать принципы избирательного права”.
Слайд7. Учитель продолжает: “На основе избирательного права реализуется избирательный процесс. Алгоритм выборов прописан в этом же ФЗ. Закон очень объемен и сложен, но вы можете представить сам порядок избирательного процесса, открыв слайд № 8.
Стадии избирательного процесса.
- Составление списков избирателей.
- Образование и утверждение избирательных округов и избирательных участков.
- Формирование избирательных комиссий.
- Выдвижение, регистрация кандидатов.
- Предвыборная агитация.
- Голосование.
- Подсчет голосов и установление результатов выборов.
Задание: С помощью прилагаемых документов:
– рассмотрите 3стадию избирательного процесса в Славгородской территориальной избирательной комиссии (См. приложение 1) Учащиеся, работая в группах, обсуждают предлагаемые материалы и готовят ответы на вопросы. Возможные варианты ответов: “Решением Славгородского городского собрания депутатов утверждены схемы избирательных округов с перечислением границ округа. Наше село Селекционное входило в округ №4, вместе с Екатериновкой и Райгородом. Всего избирателей в округе – 1019 человек”.
Учитель: “Обратите внимание еще на один документ “Итоги голосования на выборах 4 декабря 2011 года в Алтайском крае (См. приложение 2).
В декабрьских выборах в Государственную Думу 6 созыва избиратели голосовали по партийным спискам. Укажите, какие партии выдвинули своих кандидатов? Такая избирательная система называется пропорциональная. Открыть слайд № 9.
Задание: поработайте с учебником § 23, с. 254-255, выясните достоинства и недостатки таких типов избирательных систем.
Учащиеся докладывают о выполнении задания.
4декабря 2011 года одновременно с выборами в Государственную Думу РФ состоялись выборы в Алтайское краевое законодательное собрание. Проанализируйте итоги голосования в АКЗС (см. приложение 3). Какой тип избирательной системы существует в Алтайском крае?
Учитель: “Избирательные системы стимулируют развитие многопартийности”.
Обращается к классу с вопросом: “Что понимается под политической партией? Какие партии вам известны? (КПРФ, ЛДПР, Единая Россия, Справедливая Россия, Патриоты России, Правое дело и др.) Каковы предпочтения избирателей Алтайского края на последних выборах? Прокоментируйте документ (См. приложение 2, приложение 3)
Открыть слайд №10 .
Задание: Используя материалы учебника § 23, с. 257 заполните пропуски в предложениях.
После проверки задания учитель спрашивает: “какой идеологической ориентации придерживаются известные вам партии?”
Учащиеся отвечают: КПРФ – коммунистическая, ЛДПР – либеральная, Единая Россия – либеральная и т.д.
IV этап урока.
Возвращаемся к слайду №2(нажатием указателя мыши на возвратную кнопку).
Самостоятельная работа: Составьте перечень опорных терминов для нашего плана в рассмотренной на уроке теме. Учащиеся записывают в тетрадь:
“выборы, избиратель, кандидат, избирательное право, федеральный закон, избирательный процесс, политическая партия, многопартийность и т.д.”
После проверки выполнения задания учитель предлагает тренинг “Чудо – выборы”. На тренинг отводится 5-7 минут, за которое участники должны договорится о том:
- какими качествами должен обладать кандидат в народные избранники;
- как сделать свой выбор осознанным;
- как сделать выборы “честными”.
Когда обсуждение закончится, каждая группа рассказывает, чем руководствоваться избирателям при выборе, чтобы не ошибиться. Учащиеся отмечают, что среди депутатов много демагогов, людей злоупотребляющих своим положением.
Учитель: “А почему мы назвали тренинг “Чудо – выборы”?
Затем учитель обращает внимание учащихся на практические выводы 2 и 3 на с. 260 учебника. Учащиеся сверяют их со своими наработками в группах и делают выводы.
V этап урока.
Для подведения итогов занятия внимание учащихся вновь обращается на слова И.А.Ильина, записанные на доске.
Учитель просит объяснить: “Почему участнику демократического строя необходимы преданность Родине, неподкупность, гражданское мужество?”
Учащиеся высказывают свои суждения. Например, “если не будет этих качеств у избирателя, то погибнет демократия” или “особенно необходимы эти качества кандидату, членам избирательных комиссий” и др.
После бурных высказываний учитель цитирует мыслителя: “Нет этого – и он пустое место, картонный кирпич в стене, гнилое дерево, проржавевшее кольцо в цепи, заранее обеспеченный предатель”. Вот что значит, по Ильину быть участником демократического строя.
Выводы по итогам занятия учитель делает вместе с учащимися, сравнивая их с целями учебного занятия.
VI этап урока.
Задание: “В следующих выборах вы сможете принять участие. Поэтому домашнее задание будет такое: написать сочинение-размышление на тему “Я – будущий избиратель”.
Библиография
Источники:
- Конституция РФ. М., 2007.
- ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. М., 2003.
- Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов и выборных должностных лиц. Барнаул, 2004.
- Решение Славгородского городского собрания депутатов. 21.11.2011.
- Материалы участковой избирательной комиссии. 04.12.2011.
- Протокол избирательной комиссии субъекта Российской Федерации об итогах голосования на территории Алтайского края altai-terr.izbirkom.ru
- Решение от 09.12.2011 г. № 26/241-6 Об установлении общих результатов выборов Алтайского краевого Законодательного Собрания шестого созыва altai-terr.izbirkom.ru
- Пресс-служба администрации г. Славгорода http://www.slavgorod.ru/