Задачи урока:
- Ознакомить учащихся с историей денег и объяснить их необходимость.
- Путем постановки проблемного вопроса: “деньги – это добро или зло?”
- Применяя методику тестирования, выявить наличие качеств, определяющих возможность учащихся самостоятельно решать денежные вопросы.
- Ознакомить учащихся с основными элементами культуры общения с деньгами.
Цели урока: Формирование экономического мышления учащихся и культуры общения с деньгами, как части общей культуры человека. Подготовка учащихся к будущей самостоятельной жизни.
Ход урока
Для проведения этого урока требуется подготовительный этап. Он заключается в сборе и оформлении информации.
Итак нужно:
- Отснять и подготовить анализ ролика. В ролике учащиеся отвечают на вопрос: “Что такое деньги?”
- Подготовить интервью с банковским работником. Его можно отснять или пригласит работника банка на урок.
- Начертить график зависимости курса доллара к рублю за последние две недели. Оформить график плакатом на доску. Подготовить анализ.
- Провести соц.опрос: Как вы оцениваете материальное положение своей семьи? Оформить плакатом на доску. Подготовить анализ.
- Подготовить для психологов интересные факты из жизни людей на тему: “Влияние денег.”
- На доску вынести в форме плаката лексическое значение слова – деньги.
- Подобрать иллюстрации с изображением денег.
- Пригласить гостей, это могут быть родители, учителя, представители малого бизнеса. Предложить им в начале урока заполнить анкету (Приложение № 1)
Вся подготовка проводиться вместе с учениками. Это стимулирует интерес к теме урока, задает высокий психологический настрой.
Вступительное слово учителя:
Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. Деньги определяют достаток семьи, состоятельность фирмы, благополучие государства. Если у вас спросят что такое деньги, вы наверняка удивитесь, даже маленький ребенок может дать ответ. А что такое деньги по сути вряд ли кто-то задумывался. Удивительно, что за таинственная сила скрывается в них? Откуда они взялись? Как к ним относиться? Чего больше зла или добра они приносят людям? Вопросов много и сегодня мы постараемся на них ответить. Сегодня у нас работает 4 отдела: экспертный, информационный отдел, аналитический и отдел психологов. Первое слово предоставляется информационному отделу.
Представитель информационного отдела:
Демонстрируется ролик. Дается анализ.
Учитель:
На основе ролика мы делаем вывод: Круг знаний о деньгах очень узок. На опыте специалистов мы попытаемся его расширить.
Представитель информационного отдела:
Интервью с банковским работником
Учитель:
Обратите внимание на доску: Что же означает слово деньги – это металические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле, продаже – капитал, средства. Ударение: деньгами, деньгами(поставить правильно ударение). Для денег не существует границ и для их названий тоже. Название американского доллара произошло от слова “талер”. Американская валюта, кроме немецкого имени имеет еще и русскую внешность, Рисунок банкноты достоинством один доллар выполнен бодее полувека назад русским художником Сергеем Макроновским. И аналитический отдел проследил “здоровье доллара” за последние две недели.
Представитель аналитического отдела:
Делает анализ графика
Учитель:
Из сообщения аналитического отдела мы видим прямую зависимость курса доллара к рублю. Это влияет на экономику государства, жизненый уровень людей. Что думают эксперты по этому поводу.
Представитель экспертного отдела:
Делает сообщение по соц.опросу и дает анализ полученным результатам.
Учитель:
Выслушаем наших психологов.
Представитель отдела психологов:
Делает сообщение по теме “Влияние денег на жизнь людей”. Для психологической разгрузки можно использовать фрагмент из мультфильма “Скрудж Магдак” (иллюстрация жадности).
Учитель:
Вот такой парадокс – с одной стороны деньги – это великое изобретение человечества без которого невозможен прогресс, а с другой стороны – зло, от которого нужно избавляться. Возьмем к примеру мнение народа выраженное в пословицах и поговорках. Перед вами иллюстрации подберите к ним пословицы и поговорки (Приложение № 2)
Работа проводится во всех отделах, можно привлечь гостей.
Краткое обсуждение.
Учитель:
Сегодня бытует мнение, что за деньги можно купить все. Давайте обсудем на примере “живой линии”
Учащиеся выстраиваются у доски в линию. Выступающие “за” и “против” занимают полярные точки. Колеблющиеся остаются по середине. Задача оппонентов убедить колеблющихся.
Вопрос № 1: Хорошее здоровье можно купить только за деньги? (три аргумента “за” и “против”)
Вопрос № 2: Образование можно купить за деньги?
Вопрос № 3: Влияние на других людей можно получить через деньги? (три аргумента “за” и “против”)
Учитель:
Ребята, которых мы пытались убедить, какой вывод вы сделали?
Учитель:
Кто-то сказал однажды, что если с утра раздать всем людям по 100 рублей, то уже в обед окажется, что у кого-то денег больше, чем 100 рублей, а у кого-то меньше. Если бы еще знать зараннее, в число кого ты попадешь. Давайте попробуем определить на сколько дружны с деньгами наши гости.
Представитель аналитического отдела:
Делает анализ анкеты (Приложение № 2)
Учитель:
Нужно помнить, что не деньги сами по себе приносят негатив, а отношение человека к ним. Именно такая мысль заложена в заповедях русских купцов.
Представитель информационного отдела:
Сообщение (Приложение № 3)
Учитель:
Итак, реальность такова, что общий язык с деньгами найти каждому из нас сложно. Вернемся к теме урока, что же все-таки деньги – хороший слуга или плохой хозяин. Каждый отдел делает вывод по теме урока.
Учитель:
Лучше всего думать, что деньги – средство достижения цели, а не сама цель по жизни. В конце концов вы сами хозяева своей жизни.
По желанию учителя можно закончит урок так: что я знал по этой теме, что узнал, что хочу узнать.
Домашнее задание: написать эссе по теме урока.