Самообразование. Развитие умения анализа текста на основе внеклассного чтения

Разделы: Иностранные языки


Неотъемлемой частью работы над английским языком является домашнее чтение. Чтение дополнительных текстов для домашнего чтения различной тематики даёт возможность осуществлять воспитательную, общеобразовательную и практическую цели обучения.

Главной практической задачей домашнего чтения является дальнейшее совершенствование чтения как процесса извлечения информации из печатного текста. Оно также способствует дальнейшему развитию навыков и умений устной речи. Этому служат разнообразные способы проверки понимания прочитанного.

Уроки домашнего чтения способствуют развитию неподготовленной речи учащихся. Специально составленные задания стимулируют учащихся на высказывание собственного мнения, своего отношения к прочитанному. Кроме того, в процессе домашнего чтения обогащается лексический запас учащихся.

Немало важным фактором является и то, что домашнее чтение способствует повышению интереса учащихся к изучению иностранного языка.

Правильное понимание текста- первоначальное требование к учащимся, а это- залог безошибочного употребления грамматических форм. Но учащиеся должны не только понять содержание текста, но и уметь высказываться при ответе на вопросы, самостоятельно формируя мысли или найти готовый ответ в тексте ( всё зависит от уровня подготовки ребёнка). При монологических высказываниях, как в устной, так и в письменной формах дети встречаются со значительными трудностями, заключающимися прежде всего в необходимости обеспечить его логическую стройность.

Поэтому существуют некоторые задания, которые требуют не столько знания языка, сколько логического мышления. ( Иногда по одному слову можно догадаться об основной теме текста). Суть других заданий сводиться к тому, чтобы понимать логическую последовательность развития событий в повествовании, уметь связывать различные факты и представлять общую картину происходящего. Задача учителя- помочь отработать с помощью системы упражнений грамматические, лексические и некоторые фонетические явления английского языка.

Ниже перечисляются некоторые формы и приёмы работы, которые могут быть использованы на уроках домашнего (внеклассного) чтения:

- Ответь на вопросы, которые предлагаются до чтения и после чтения текста.

- Найди в тексте и прочитай вслух ответы на вопросы.

- Найди в тексте и прочитай вслух предложения, в которых говорится о...

- Исправь неправильные утверждения, в которых говорится о...

- Согласись или опровергни.

- Поставь данные предложения в логическом порядке.

- Прослушай предложение на русском языке, найди его английский зквивалент и прочитай его вслух.

- Выбери и прочитай вслух предложения, которые передавали основное содержание текста.

- Составь план к..., придумай заголовок к рассказу( сказке).

- Опиши..., сравни..., расскажи о..., скажи понравился( не понравился) ли тебе..., почему..., что ты думаешь о..., что ты можешь сказать о..., придумай конец..., докажи, что...

Кроме того, все ситуации прочитанного должны быть соотнесены с реальной действительностью и носить воспитывающий характер. Так, следует задавать вопросы типа:

- А ты любишь свой город (школу, семью, друзей)?

- А как ты помогаешь друзьям (по дому, в школе)?

- Есть ли у тебя настоящий друг?

- Как ты считаешь, каким должен быть настоящий друг?

- Что ты любишь (должен) делать?

- А как это обычно бывает в вашей семье?

В настоящее время при изучении английского языка большое внимание уделяется подготовке к ЕГЭ. Внеклассное чтение также помогает подготовиться хорошо к этому экзамену. Предоставляются различные учебные пособия, которые развивают все виды речевой деятельности.

Учебные пособия, используемые в классах

[1] М.В.Васильев "Достопримечательности Лондона". Книга нацелена на формирование навыков разговорной речи, для каждой главы разработан комплекс упражнений грамматического и лексического характера. Материалы пособия дают возможность приобрести не только лингвистические, но и культурологические знания, т.к. содержат много интересной актуальной информации о Лондоне.

[2] В.В.Ощепков, И.И.Шустилова "О Британии кратко". Книга посвящена Великобритании. Познавательный характер текстов, тренировачные упражнения и подробные комментарии делают книгу хорошим дополнением к любым учебникам и пособиям для изучения английского языка в старших классах.

[3] Let's Read and Write in English by Ren Methold, Jocelyn Hargrave. В этой книге предоставлено большое разнообразие текстов на разные темы, а также различные упражнения, которые делают чтение более интересным, приятным и поучительным.

[4] "Reading Comprehension"by Ken Methold, Heather Jones. Серия книг "21 век. Учимся понимать прочитанное " состоит из 4-х книг. Каждая книга включает 20 рассказов на различные темы. Сложность и лексическая наполняемость текстов возрастает в каждой книге. Рассказы сопровождаются упражнениями, которые активируют лексику и грамматику.

[5] ''Macmillan Guide to Country Studies" by Victoria Oschepkova, Kevin Mc Nicholas. Эта книга состоит из 20 разделов, содержащих тексты по 5 темам: география, история, экономика, выдающиеся люди, культура. Каждый раздел включает 2 текста и задания на проверку понимания прочитанного. После каждого текста приведены сложные слова для произношения и их танскрипция. Пособие построено по принципу интеграции знаний по английскому языку и учебных дисциплин: история, география, экономика, МХК.

[6] "Книга для чтения" А.П.Старков. Это пособие предназначено для отработки навыков чтения и перевода на основе лексического и грамматического материала изучаемого в том или ином классе.