ЦЕЛЬ:
- обобщить теоретические сведения о стилях речи, типах текста, о средствах выразительности языка;
- формирование умения определять и самим использовать в речи различные средства выразительности для придания яркости, образности высказыванию;
- воспитывать умение видеть прекрасное в окружающей природе.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя:
- Ребята, сегодня у нас урок развития речи, но он будет не совсем обычный: я приглашаю вас на прогулку в зимний лес. Каждый путешественник по окончании своей экспедиции пишет отчёт, прилагает фотографии, делает зарисовки с тем, чтобы и другим передать всё то, что он увидел. Мы с вами тоже напишем своеобразный отчёт о прогулке - сочинение- описание. Давайте запишем в тетрадях число и тему нашего отчёта - cочинение-описание "Прогулка по зимнему лесу".
Слайд 1
3. Дети оформляют записи в тетрадях.
4. Учитель: Чтобы оправиться на прогулку надо получить "билет".
Я буду задавать вопросы, а вы за правильные ответы получите билеты и мы отправимся на прогулку. (вручаются разноцветные карточки-открытки, жетоны)
Вопросы на повторение теории:
- Какие типы текста мы знаем?
- Какой вопрос можно задать к тексту - описанию?
- Чем отличается художественный стиль от всех других?
- Назовите средства выразительности?
- Как узнать метафору?
- Что такое олицетворение?
- Что такое эпитет?
- Как узнать сравнение?
5. Мини-тест. А сейчас проверим, как вы умеете узнавать средства выразительности.
6. Учитель: - Какое время года у нас на улице?
- По каким приметам мы узнаём зиму?
- Что вы любите в зиме?
- Сколько частей должно быть в сочинении? Какие?
Молодцы! Билеты на руках. Можно отправляться в путь.
Все путешественники идут по какому-либо маршруту и часто берут с собой маршрутный лист или путеводитель, который подсказывает правильное направление, рассказывает о достопримеча-тельностях маршрута.
Я выдаю вам "маршрутный лист", на котором вы будете делать свои записи по ходу нашей прогулки. (Приложение №2) А в роли экскурсовода выступят наши девочки.
7. Выступление подготовленных чтецов - строчки из стихов о зиме.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идёт волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз: И рады мы
Проказам матушки-зимы!Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи.
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа.
Белоснежная лебёдка,
Здравствуй, матушка-зима!Здравствуй, гостья- зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.Чародейкою Зимой
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
8. Как называют поэты зиму? (чародейка, волшебница, гостья-зима) А почему?
Ответы учащихся Слайд 2.
9. Мы отправляемся в путь. В царство волшебницы - Зимы. А на чём же мы туда доберёмся?
(на санках, на машине, на коне). А лучше всего пройтись пешком.
Слайды 3 и 4-й | Идём на лыжах. |
5,6,7 | Сначала по дороге, а затем по узкой тропинке или нетронутому полю. |
Слайд 8 | И попадаем в царство волшебницы-зимы |
Слайды 9,10 | Зима пришла. Что сделала?( укрыла землю, нарядила берёзки и осинки, кусты ивы и черёмухи) |
Слайды 11 | Обратите внимание на ёлки и сосны |
Слайд 12 | Деревья превратились в сказочных великанов |
Слайд 13,14 | Мы выходим на полянку. Полянка:.(какая?) |
Слайд 15 | Снег на ней:(какой?):блестит :(как?) |
Слайд 16 | Тысячи разноцветных огоньков:...слепит
глаза. Давайте поднимем голову вверх |
Слайд 17 | Переплетение веток похоже на что? |
Слайд 18 | Тропинка зовёт дальше |
Слайд 19,20,21 | Тихо в лесу. Тепло и уютно деревьям почему? |
Слайд 22 | Но вот уже становятся синими тени. Наступает вечер |
Слайд 23 | Солнышко :проглядывает сквозь деревья. Пора домой |
Слайд 24 | До свидания, сказочный лес! |
10. Работа с черновиком. Чтобы передать наше присутствие в лесу, все глаголы мы употребим в настоящем времени.(Элемент репортажа) .Сейчас дадим вам несколько минут на подработку записей, и затем послушаем, какой отчёт о путешествии у вас получился. Не забывайте использовать средства выразительности. Слайд №25
11. Звучит музыка. Дети обрабатывают наброски.
(пользуются карточками- подсказками)
- используется музыка А.Вивальди из цикла "Времена года" "Зима". часть2 (или)
- Джеймс Ласт инструментальная пьеса "Одинокий пастух"
12. Выступление учащихся с черновиками.
13. Учитель: Молодцы! А вы хотите послушать ,что получилось у меня?
Вы можете взять карандаши и кое-что дополнить в свои тексты из моего описания. (чтение образца)
14. Заключение.
Учитель: Ребята, понравилась вам прогулка?
А сейчас давайте назовём, какие средства выразительности вы использовали или услышали в моём тексте.
15. Домашнее задание: Дома свои записи вы оформите в тетрадь, так чтобы у вас получился связный текст.