Старшая школа - третья ступень общего образования Она является важным и заключительным звеном общего образования. Данная ступень характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, у них расширился кругозор и сформированы основные коммуникативные умения на иностранном языке в четырех видах речевой деятельности, накоплены знания о правилах речевого и социального поведения. Для повышения мотивации, а так же для развития кругозора учащихся возможно введение курса Лингвострановедения.
Программа курса составлена для учащихся 10-11 классов. Использование английского языка для общения предполагает наличие достаточного запаса знаний о культуре и культурных особенностях различных стран. Перечисленные выше знания и умения, важных для подготовки школьников к дальнейшей самостоятельной жизни в обществе.
На этом этапе своевременно систематизировать полученные знания и расширить социокультурные понятия, увеличить объем речевых средств и представлений о странах изучаемого языка.
Курс "Лингвострановедения" является дополнением к базовому курсу английского языка 10-11 классов.
Лингвострановедение - это направление, с одной стороны, включающее в себя обучение языку, а с другой, дающее определенные знания о стране изучаемого языка. Главная цель лингвострановедения - обеспечение коммуникативной компетенции, прежде всего через адекватное восприятие речи собеседника и понимание оригинальных текстов. Одной из направлений курса - это связь с другими предметами, как-то: история, МХК, информатика. Одновременно с изучением языка надо изучать и культуру его народа - знакомиться с историей, литературой, географией, политикой, экономикой, бытом, традицией и психологией. Комплекс этих сведений заложен в курсе.
Учащиеся старшей возрастной группы уже обладают достаточным уровнем владения ПК, что позволяет опираться на его использование в ходе курса. Учащиеся готовят доклады и делают презентации, структурируют исторические факты и находят и фиксируют информацию, что позволяет развивать исследовательские учебные действия. Таким образом, этот курс осуществляет и межпредметную связь.
Данная возрастная группа предполагает развитие речевых умений, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли. Для этого в курсе используются диалоги из оригинальных текстов и бытовые диалоги.
Литературное чтение развивает не только учебное умение, но и знакомит с историческими фактами, жанрами и стилем, а так же и автором произведения.
Учениками будут достигнуты определенные результаты освоения учебного предмета "Иностранный язык":
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. осознание родной культуры через контекст культуры англоязычных стран;
2. правовое сознание, уважение к правам и свободам личности;
3. стремление иметь собственное мнение; принимать собственные решения;
4. навыки коллективной учебной деятельности (умение сотрудничать: планировать и реализовывать совместную деятельность, как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника;
5.потребность и способность выражать себя в доступных видах творчества (проекты);
Метапредметные результаты:
1.способности осуществлять информационный поиск; в том числе с помощью компьютерных средств;
2.способности выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;
3. способности адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Говорение
- выражать основные речевые функции: выяснять значение незнакомого слова;
- высказываться на заданную тему, используя изученный речевой материал в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
- делать сообщения по результатам выполнения проектной работы;
2. Аудирование
- выборочно понимать прагматические аутентичные аудио- и видеотексты, выделяя значимую (нужную) информацию, не обращая при этом внимание на незнакомые слова, не мешающие решению коммуникативной задачи (понимание необходимой / конкретной информации)
- делать выводы по содержанию услышанного;
- выражать собственное мнение по поводу услышанного.
3. Чтение
- уметь самостоятельно выбирать адекватную стратегию чтения в соответствии с коммуникативной задачей и типом текста:
- читать с целью понимания основного содержания (уметь игнорировать незнакомые слова, не мешающие пониманию основного содержания текста); прогнозировать содержание текста по вербальным опорам; читать с целью полного понимания содержания
- соотносить полученную информацию с личным опытом, оценивать ее и выражать свое мнение по поводу прочитанного.
4. Письмо
- составлять план, тезисы устного и письменного сообщения, кратко излагать результаты проектной деятельности;
- писать сообщения, составлять текстовый материал к презентации, редактировать материал к докладу, составлять краткое и развернутое сообщение на заданную тему;
Таким образом данный курс разбит на два раздела по 34 часа
Раздел 1 - 10 класс "Географическое положение. Политическая система. Ранняя история до средних веков. Английская литература- от баллад до драматургии Шекспира. Искусство.
Раздел 2 - 11 класс " Экономика и социальная жизнь Великобритании. История Британии от средневековья до наших дней. Незаурядные личности туманного Альбиона. Современная литература, Традиции."
Содержание учебной программы
"Лингвострановедение"
10 класс (34 часа - 1 час в неделю)
Тема 1 Географическое положение.
Географическое положение Великобритании. Климат. Растительность и Животный мир. Полезные ископаемые и хозяйственная деятельность человека.
Тема 2 Политическая система.
Зарождение монархии. Династия Винзоров. Роль монарха. Содружество Наций. Парламент Великобритании. Роль Великобритании на политической арене мира.
Тема 3 Ранняя история Британии до средних веков
Кельты. Романцы. Англо-саксонцы. Викинги Датское завоевание. Нормандское завоевание. Война Роз. Династии Йорков и Тюдоров.
Тема 4 Литература.
Народные баллады. Легенды о короле Артуре. Сонеты Спесера. Драматургия Шекспира.
Тема 5 Искусство.
Художники Англии. Музыка от баллад до современности.
Учебно-тематический план.
"Лингвострановедение" (10 класс. 34 часа)
Тема занятия | Кол-во часов по теме | Тип занятия | Кол-во часов | Контроль |
Географическое положение The UK | 5 | |||
Географическое положение. | Развитие навыка работы с текстом | 1 | ||
Климат Британии. Фильм и его обсуждение. | Развитие навыка диалогической речи | 1 | ||
Фауна и флора Британии. Фильм и его обсуждение | Развитие монологической речи | 1 | ||
Доклады учащихся о недрах и хоз. деятельности Великобритании. | Развитие монологической речи | 1 | ||
Итоговый урок-обсуждение | 1 | 1 | ||
Политическая система The UK | 8 | |||
Лекция "Зарождение монархии" Роль монарха в Британии. | Развитие письменной речи | 1 | ||
Парламент Британии. Учебный фильм. | Развитие навыка аудирования | 1 | ||
Текст "Парламент и общество" | Развитие навыка работы с текстом | 1 | ||
"Другая жизнь и берег дальний." Орестов. Выдержки из книги. | Развитие монологической речи | 1 | ||
"Политическая система The UK" | Подготовительный этап работы над проектом | 1 | ||
Политическая система The UK | Развитие навыка аудирования | 1 | ||
Защита проектов | 1 | 1 | ||
Итоговый урок по теме. Тест. | 1 | 1 | ||
Традиции Британии. | 2 | |||
Традиции королевской семьи | Развитие навыка аудирования | 1 | ||
Монархия в Британии | Развитие навыка работы с текстом с разными стратегиями | 1 | ||
Страницы истории. | 11 | |||
Кельты | Развитие навыка письма | 1 | ||
Романское завоевание. | Развитие навыка аудирования | 1 | ||
Англы, саксы и юты. | Развитие навыка работы с текстом, задание на мульти выбор | 1 | ||
Альфред Великий. Легенды. | Развитие навыка аудирования | 1 | ||
Викинги. Учебный фильм. | Развитие навыка аудирования | 1 | ||
Нормандское завоевание Вильгельм Завоеватель. | Развитие навыка работы с таблицей | 1 | ||
Великая хартия. Доклад. Межкоролевские войны | Развитие навыка монологической речи | 1 | ||
Война Роз. | Развитие навыка аудирования | 1 | ||
Династии Йорк и Тюдор | Развитие навыка работы с текстом с разными стратегиями | 1 | ||
Генрих VIII | Развитие навыка чтения с заданиями на множественный выбор | 1 | ||
Итоговое занятие тестирование | 1 | 1 | ||
Литература. | 6 | |||
Баллады и легенды. | Развитие навыка работы с текстом с разными стратегиями | 1 | ||
Эдмун Спенсер. Исследовательская работа уч-ся. | Развитие навыка работы в группах | 1 | ||
Шекспир. Биография. | Доклады | 1 | ||
Творчество Шекспира. | Развитие навыка работы с текстом с разными стратегиями | 1 | ||
Д. Констейбл Тёрнер. Спесер-пейзажи | Развитие навыка аудирования | 1 | ||
Портреты Т. Гэйнсборо | Развитие навыка аудирования | 1 | ||
Итоговое занятие | 2 | Защита проекта | 1 | |
Итоговое занятие | Тест | 1 |
Содержание учебной программы
"Лингвострановедение"
11 класс (34 часа - 1 час в неделю)
1 класс " Экономика и социальная жизнь Великобритании. Историия Британии от средневековья до наших дней. Незаурядные личности туманного Альбиона. Современная литература,. Традиции."
Тема 1 Экономико-социальная жизнь Британии.
Экономическая система. Социальная система.
Тема 2 История Британии от средних веков до наших дней.
Правление Стюартов. Гражданская война. Эпоха реставрации. Великая чума. Великий пожар в Лондоне. Образование Великобритании 1707год.Присоединение Ирландии 1801 год. Битва при Трафольгаре. Нельсон. Викторианская Англия. Винзоры у власти. Титаник. Роль во Второй мировой войне. Тонель через Ла-Манш. Эпоха Тетчер. Партия Лейбористов у власти.
Тема 3 Незаурядные личности туманного Альбиона.
Тема 4 Литература от Шекспира до наших дней Дж. Свифт. У. Блейк. Р. Бернс Т. Мур Дж. Байрон, Шелли, А.Теннисон, Р. Стивенсон, Дж. Олдридж
Тема 5 Традиции Британии.
Тема занятия | Кол-во часов по теме | Тип занятия | Кол-во часов | Контроль |
Британия на мировом рынке. Социальная система. | 5 | |||
Социальная система. | 1 | |||
Система выплат. | Развитие навыка аудирования | 1 | ||
Дотации,льготы выплаты. | Развитие монологических высказываний | 1 | ||
Подготовка к проекту социальное обеспечение в Британии. | 1 | |||
Защита проекта | Развитие монологических высказываний | 1 | 1 | |
Правление Стюардов. | 8 | |||
Правление Стюардов | Развитие навыка работы с текстом с разными стратегиями | 1 | ||
Гражданская война. Эпоха реставрации | 1 | |||
Чума и пожар в Лондоне. Сэр К. Рэн Фильм. | Развитие навыка аудирования | 1 | ||
Образование Великобритании. | Развитие монологических высказываний | 1 | ||
Битва при Трафольгаре. Нельсон.Доклад уч-ся. | Развитие монологических высказываний | 1 | ||
Научнотех прогресс. Титаник.Фильм | Развитие навыка аудирования | 1 | ||
Роль Британии во Второй Мировой войне. | Развитие навыка работы с текстом с разными стратегиями | 1 | ||
Эпоха Тетчер. Премьер министры Англии. Библиография. Доклады уч-ся. | Развитие монологических высказываний | 1 | ||
Итоговое занятие. | 2 | Тест | 1 | |
Итоговое занятие. | Доклады. Проекты | 1 | ||
Незаурядные личности Британии. | 5 | Развитие навыка работы с текстом с разными стратегиями | 1 | |
Великие политики. Доклады уч-ся | Развитие монологических высказываний | 1 | ||
Ученые Англии. Фильм. | Развитие навыка аудирования | 1 | ||
Спорт и роль Британии в развитии спорта. Доклады уч-ся | Развитие монологических высказываний | 1 | ||
Деятели культуры. | Развитие навыка аудирования | 1 | ||
Литература. | 9 | 1 | ||
Поэзия Свифта и Блейка | Развитие творческих способностей учащихся | |||
Биография и творчество Бернса | Развитие навыка работы с текстом с разными стратегиями | 1 | ||
Мур "Мелодии разных народов" | Развитие диалогической речи | 1 | ||
Байрон. Выступление уч-ся | Развитие творческих способностей учащихся | 1 | ||
Шелли.Творчество. | Развитие навыка аудирования | 1 | ||
Улисс. А.Теннисон. Чтение | Развитие навыка работы с текстом с разными стратегиями | 1 | ||
Проза и поэзия Стивенсона. | Развитие творческих способностей учащихся | 1 | ||
Олдридж. Проза современности. | Развитие навыка работы с текстом с разными стратегиями | 1 | ||
Иследования уч-ся по теме | Систематизация знаний. Проекты. Творческие работы. | 1 | ||
Традиции Великобритании | 4 | |||
Традиции Британии. Фильм | Развитие навыка аудирования | 1 | ||
Традиции Британии. Текст. | Развитие навыка работы с текстом с разными стратегиями | 1 | ||
Традиции Британии. Систематизация знаний. | Развитие навыка диалогической речи | 1 | ||
Орестов. "Другая жизнь и берег дальний" | Развитие диалогической речи | 1 | ||
Заключительный урок | 1 | Тест | 1 |
Список литературы
- Афанасьева. О.В. Учебник для 10-11 классов. Из-во Просвещение 2009г
- Программа общеобразовательных учреждений Английский язык. Школа с углубленным изучением иностранных языков. II-XI классы М.: Просвещение.2008.
- Примерные программы нового стандарта образования второго поколения 2010
- Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. М.: Просвещение 2009.
- Зайцева С.Д. Early Britain. М.: Просвещение 2002. 3-е из-ние.
- Бурова. И.И. Абсолютная монархия. Из-во. Питер 1998
- Ощепкова. В.В. О Британии кратко. М.: "Лист"2006
- Орестов.В.В. "Другая жизнь и берег дальний" 1989.
- Собрание мировой детской художественной литературы. Тома 11. 18, 20, 21.Москва. Детская литература 1984 г.
- Энциклопедия для детей Всемирная история Аванта+ 2002 год.