Цели урока:
- закрепить и расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях;
- познакомить с перелётными птицами;
- учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления;
- формировать представление о научном поиске, методах работы учёных; - воспитывать заботливое отношение к птицам.
Оборудование: карточки с изображением птиц, карта полушарий, индивидуальные карточки, корм для птиц, запись голосов птиц.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
II. Сообщение темы урока
- О чём пойдёт речь на уроке, вы узнаете, отгадав загадку.
Снится ночью пауку
Чудо- юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла...
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это... (птица).
- Правильно. Речь пойдёт о птицах.
III. Актуализация знаний
1. Назовите основной отличительный признак, по которому безошибочно можно узнать птиц? (Перья).
Птиц на Земле очень много - около 9 тыс. видов.
Есть птицы очень большие, чуть ли не 2-х метровой величины (страус), есть совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы (колибри), и весят они всего лишь несколько граммов.
Есть птицы, летающие выше облаков, а есть и такие, которые вообще не могут летать.
Одни птицы живут в лесу, другие - в степи. А есть такие, которые живут только в горах или на берегу моря.
- А чем питаются птицы?
Одни - рыбой, другие - насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть ,,вегетарианцы", которые едят только растительную пищу: плоды и семена.
Одни птицы селятся в дуплах, другие вьют гнёзда себе на земле или в ветвях деревьев и кустарников.
- Итак, мы сегодня поговорим о птицах, о наших пернатых друзьях.
2. Загадки.
- Отгадайте загадки, о ком идёт речь?
В деревне есть часы такие,
Не мёртвые, а живые.
Ходят без завода,
Они - птичьего рода. (Петух)Мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает, по полям ночует,
Коноплю ворует. (Воробей)Красные лапки,
Длинная шея,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки. (Гусь)
На доске выставляются картинки с изображением птиц.
- Какая птица лишняя? Почему? Воробей, так как петух и гусь - домашние птицы)
IV. Работа по теме урока
- Сегодня мы поговорим о птицах, которых встречаем в природе.
Игра-,,Викторина"
1. Конкурс загадок.
Кто в лесу деревья лечит,
Не жалея головы?
Тяжела его работа -
Целый день долбить стволы. (Дятел)Глаз огромный, нос крючком,
Любит спать обычно днём.
Ночью хищница в работе,
А точнее - на охоте. (Сова)
- Что для этих птиц общее? (Никуда не улетают)
- Как называют таких птиц? (Зимующие или осёдлые)
- А каких ещё птиц, зимующих у нас вы знаете? (Галки, синицы, вороны, голуби. поползень)
Вывешиваются картинки с изображением птиц.
Работа с учебником, стр. 12 (Плешаков А. А.)
- Рассмотрите картинки в учебнике с изображением птиц.
- Назовите птиц, которых вы видели зимой.
- Зимующие птицы - те, которые на зиму не улетают от нас. Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. В суровые зимы из десяти выживают одна-две.
- Как мы можем помочь птицам зимой? (Подкармливать, сделать кормушки)
- Из чего можно сделать кормушки?
- Какие кормушки удобнее для птиц? Почему? (С крышей)
2. ,,Накормим птиц"
На столе разложены конфеты, крупы, фрукты, семечки, кусочек сала.
- Выбери пищу, которая подойдёт для подкормки птиц. Объясни свой выбор.
3. Продолжение конкурса загадок.
Он прилетает каждый год,
Туда, где его домик ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет. (Скворец)
Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песни, и полёт
Вошли в стихотворения. (Жаворонок)Угадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста? ( Ласточка)
- Как одним словом назвать этих птиц? (Перелётные)
- Почему их так называют?
Работа с учебником, стр. 12 (Плешаков А. А. )
- Назовите перелётных птиц.
- Куда улетают птицы на зиму? (В тёплые края)
- Когда вновь возвращаются к нам? (Весной)
- Места гнездовий, зимовок и маршруты пути у большинства птиц постоянные и с годами не меняются. Весной они возвращаются в те места, где вывелись или гнездились в прошлом году.
4. Конкурс почемучек.
- Почему ласточка улетает в тёплые края, а дятел остаётся зимовать у нас? (Нет насекомых)
- Почему журавль улетает в тёплые края, а сова зимует в наших краях? (Сова ловит мышей)
Подсказка на вопросы на стр. 13 учебника.
- Сейчас мы знаем, что перелётные птицы улетают на зиму в тёплые края, а раньше люди этого не знали.
- Как же учёным удалось узнать, куда именно улетают перелётные птицы? (Надевали на лапки птицам кольца с адресом. Люди из других стран сообщали по этому адресу о нахождении птиц.) Ласточки, стрижи, обыкновенная горихвостка, мухоловка-пеструшка улетают в тропическую Африку (см. карту в учебнике стр. 13), грачи зимуют во Франции. Утки и кулики - в Северной Америке, А некоторые птицы добираются даже до Австралии и Южной Америки.
-Как же птицы находят дорогу домой?
- На что они ориентируются днём? (На солнце)
- А ночью? ( На звёзды)
Физминутка.
5. Конкурс ,,Третий лишний"
Работа с индивидуальными карточками.
- В каждом столбце отметь лишнюю птицу. Объясни, почему она лишняя.
6. Конкурс "Узнай птицу"
- Оба глаза "на лице", а не по бокам головы. Слух в 150 раз острее, чем у человека. За год съедает 1000- 1200 мышей. Спасает около тонны хлеба- столько съедают 10-11 человек за год. (Сова)
- Питается жуками-короедами. Достаёт их с помощью крепкого клюва и длинного, клейкого, с твёрдыми зазубринами по краям языка. (Дятел)
- Два раза за весну высиживает птенцов. Каждый раз по 10-12 яиц. Назвали за песенку: "Сии-сии" или "Ции-ции".(Синица)
V. Подведение итогов конкурса
VI. Рефлексия
- Что вы узнали нового на уроке?
- Какие птицы называются перелётными? Почему они улетают на зиму в тёплые края? Приведите примеры перелётных птиц.
- Какие птицы называются зимующими? Приведите примеры зимующих птиц.
- Почему мы должны заботиться о птицах?
- Какую птицу называют знаменитым певцом лесов?
- Какую птицу называют лесным санитаром? Почему?
- Какие звуки издает дятел? Сова? Кукушка?
Прослушивание записи голосов птиц.
- Голоса каких птиц узнали?