Интерактивная игра по русскому языку "Фразеологизмы – это интересно"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Внеклассная работа по русскому языку проводится в школе, где функционирует группа продлённого дня. На мероприятиях присутствуют разновозрастные учащиеся, которые делятся на группы по желанию. Таким образом, работа проходит в форме игры. Ведущим может быть член школьного самоуправления. Возможны поощрения, такие как грамоты, номинации: "Самым Активным", "Самым Сообразительным", "Самым Творческим". Темы занятий должны быть универсальными, чтобы в них могли принять участие обучающиеся 1 - 4 классов. В качестве примера одно из таких мероприятий.

Цели:

  • обогащение словарного запаса обучающихся;
  • развитие воображения детей;
  • поддержание интереса к изучению русского языка;
  • охват дополнительными занятиями по предмету слабоуспевающих учеников.

Подготовительная работа.

  • На уроках изобразительного искусства подготовить иллюстрации к фразеологизмам.
  • Выбрать членов жюри из школьного самоуправления.
  • Набрать команды.
  • Составить столы для групповой работы.

Организация мероприятия.

Ведущий:

Ребята, посмотрите на оформление кабинета. Вот на иллюстрации волк в овечьей шкуре, вот белая ворона, а вот кто - то на седьмом небе. Как вы думаете, чему посвящена наша игра? Правильно, это фразеологизмы.

Задание 1: дать определение, что такое "фразеологизм". ( Время на обсуждение 2 минуты)

Ведущий: Приложение 1

Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов.

Во фразеологии закреплен богатый исторический опыт народа, в ней отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей.

Задание 2: (время на обсуждение 2 минуты)

Разминка.

Выберите нужное слово.

Объясните значение фразеологизма:

  • Кровь с (кофе, молоком, чаем)
  • Тянуть кота за (шерсть, уши, хвост)
  • Лезть в (бочку, бутылку, ванну)
  • Как об стенку (фасоль, камни, горох)
  • Убить двух (медведей, зайцев, мышек)
  • Дело в (коробке, рукаве, шляпе)
  • Ни рыба ни (мясо, яйца, пирожки)
  • Писать как курица (пером, лапой, клювом)
  • Крутить (обруч, пальцем, носом)

Задание 3 (время на обсуждение 2 минуты)

Подбери подходящий фразеологизм к предложению

1 команда

"Приходить в отчаяние, горевать"

  • Брать быка за рога
  • Рвать на части
  • Набрать в рот воды
  • Рвать на ходу подмётки
  • Рвать на себе волосы
  • Расхлёбывать кашу
  • Приходить в рассудок

2 команда

"Стать более собранным, деятельным"

  • Взять на себя труд
  • Много взять на себя
  • Взять себя в руки
  • Взять под своё крылышко
  • Взять свои слова обратно
  • Взять слово
  • Ни дать ни взять

3 команда

"Жить в постоянной вражде"

  • Как угорелая кошка
  • Как сыр в масле кататься
  • Как слону дробинка
  • Как кошка с собакой
  • Как свинья в апельсинах
  • Как рыба в воде
  • Как сивый мерин

4 команда

"Безответственно говорить, обещать что-либо"

  • Лить крокодиловы слёзы
  • Брать слова обратно
  • Погорячим следам
  • Ловить на слове
  • За словом в карман не лезет
  • Бросать слова на ветер
  • Красное словцо

Задание 4

Ведущий: В этом задании нет времени на обсуждение. Отвечает тот член команды, на которого укажет ведущий.

Найди верное объяснение фразеологизма

1 команда

"Валять дурака"

  • Бить глупого человека
  • Дурачиться, потешать глупыми выходками
  • Обзываться

2 команда

"Положить зубы на полку"

  • Вынуть вставную челюсть и оставить её на полке
  • Страдать от зубной боли
  • Ограничивать себя в самом необходимом, голодать

3 команда

"Кошки скребут на душе"

  • Кошки сильно поцарапали
  • Тосковать по кошкам
  • Грустно, тоскливо, беспокойно

4 команда

"Искры из глаз посыпались"

  • Глаза блестят от счастья
  • Ощутить сильную боль
  • Редкое заболевание глаз
  • "Заморить червячка"
  • Слегка утолить голод
  • Убить червяка
  • Выпить таблетку от глистов

Задание 5

Объясни значение фразеологизмов

1 команда

  • Вертится на языке
  • Бросает в краску

2 команда

  • Набрать в рот воды
  • Чесать языком

3 команда

  • Море по колено
  • От корки до корки

4 команда

  • Комар носа не подточит
  • Как корова языком слизала

Задание 6 (время на обсуждение 3 минуты)

Ведущий: Каждая команда получит 4 иллюстрации, которые вы подготовили на уроках изобразительного искусства. Подберите подходящий к иллюстрации фразеологизм.

  • Бросить перчатку
  • Душа в пятки ушла
  • Бить баклуши
  • Работать засучив рукава
  • На седьмом небе
  • После дождичка в четверг
  • На блюдечке с золотой каёмочкой
  • Съесть пуд соли
  • Задать головомойку
  • Зарубить на носу
  • Белая ворона
  • Из мухи делать слона
  • Скатертью дорога
  • Витать в облаках
  • На краю земли
  • Волк в овечьей шкуре

Подведение итогов.

Награждение команд - победителей.