Внеклассная работа по русскому языку проводится в школе, где функционирует группа продлённого дня. На мероприятиях присутствуют разновозрастные учащиеся, которые делятся на группы по желанию. Таким образом, работа проходит в форме игры. Ведущим может быть член школьного самоуправления. Возможны поощрения, такие как грамоты, номинации: "Самым Активным", "Самым Сообразительным", "Самым Творческим". Темы занятий должны быть универсальными, чтобы в них могли принять участие обучающиеся 1 - 4 классов. В качестве примера одно из таких мероприятий.
Цели:
- обогащение словарного запаса обучающихся;
- развитие воображения детей;
- поддержание интереса к изучению русского языка;
- охват дополнительными занятиями по предмету слабоуспевающих учеников.
Подготовительная работа.
- На уроках изобразительного искусства подготовить иллюстрации к фразеологизмам.
- Выбрать членов жюри из школьного самоуправления.
- Набрать команды.
- Составить столы для групповой работы.
Организация мероприятия.
Ведущий:
Ребята, посмотрите на оформление кабинета. Вот на иллюстрации волк в овечьей шкуре, вот белая ворона, а вот кто - то на седьмом небе. Как вы думаете, чему посвящена наша игра? Правильно, это фразеологизмы.
Задание 1: дать определение, что такое "фразеологизм". ( Время на обсуждение 2 минуты)
Ведущий: Приложение 1
Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов.
Во фразеологии закреплен богатый исторический опыт народа, в ней отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей.
Задание 2: (время на обсуждение 2 минуты)
Разминка.
Выберите нужное слово.
Объясните значение фразеологизма:
- Кровь с (кофе, молоком, чаем)
- Тянуть кота за (шерсть, уши, хвост)
- Лезть в (бочку, бутылку, ванну)
- Как об стенку (фасоль, камни, горох)
- Убить двух (медведей, зайцев, мышек)
- Дело в (коробке, рукаве, шляпе)
- Ни рыба ни (мясо, яйца, пирожки)
- Писать как курица (пером, лапой, клювом)
- Крутить (обруч, пальцем, носом)
Задание 3 (время на обсуждение 2 минуты)
Подбери подходящий фразеологизм к предложению
1 команда
"Приходить в отчаяние, горевать"
- Брать быка за рога
- Рвать на части
- Набрать в рот воды
- Рвать на ходу подмётки
- Рвать на себе волосы
- Расхлёбывать кашу
- Приходить в рассудок
2 команда
"Стать более собранным, деятельным"
- Взять на себя труд
- Много взять на себя
- Взять себя в руки
- Взять под своё крылышко
- Взять свои слова обратно
- Взять слово
- Ни дать ни взять
3 команда
"Жить в постоянной вражде"
- Как угорелая кошка
- Как сыр в масле кататься
- Как слону дробинка
- Как кошка с собакой
- Как свинья в апельсинах
- Как рыба в воде
- Как сивый мерин
4 команда
"Безответственно говорить, обещать что-либо"
- Лить крокодиловы слёзы
- Брать слова обратно
- Погорячим следам
- Ловить на слове
- За словом в карман не лезет
- Бросать слова на ветер
- Красное словцо
Задание 4
Ведущий: В этом задании нет времени на обсуждение. Отвечает тот член команды, на которого укажет ведущий.
Найди верное объяснение фразеологизма
1 команда
"Валять дурака"
- Бить глупого человека
- Дурачиться, потешать глупыми выходками
- Обзываться
2 команда
"Положить зубы на полку"
- Вынуть вставную челюсть и оставить её на полке
- Страдать от зубной боли
- Ограничивать себя в самом необходимом, голодать
3 команда
"Кошки скребут на душе"
- Кошки сильно поцарапали
- Тосковать по кошкам
- Грустно, тоскливо, беспокойно
4 команда
"Искры из глаз посыпались"
- Глаза блестят от счастья
- Ощутить сильную боль
- Редкое заболевание глаз
- "Заморить червячка"
- Слегка утолить голод
- Убить червяка
- Выпить таблетку от глистов
Задание 5
Объясни значение фразеологизмов
1 команда
- Вертится на языке
- Бросает в краску
2 команда
- Набрать в рот воды
- Чесать языком
3 команда
- Море по колено
- От корки до корки
4 команда
- Комар носа не подточит
- Как корова языком слизала
Задание 6 (время на обсуждение 3 минуты)
Ведущий: Каждая команда получит 4 иллюстрации, которые вы подготовили на уроках изобразительного искусства. Подберите подходящий к иллюстрации фразеологизм.
- Бросить перчатку
- Душа в пятки ушла
- Бить баклуши
- Работать засучив рукава
- На седьмом небе
- После дождичка в четверг
- На блюдечке с золотой каёмочкой
- Съесть пуд соли
- Задать головомойку
- Зарубить на носу
- Белая ворона
- Из мухи делать слона
- Скатертью дорога
- Витать в облаках
- На краю земли
- Волк в овечьей шкуре
Подведение итогов.
Награждение команд - победителей.