Активизация познавательной деятельности учащихся 8–11-х классов

Разделы: Внеклассная работа


Цели исследования:

  • определить степень и характер влияния различных факторов на активизацию познавательной деятельности школьников 8-11 классов;
  • выявить условия, способствующие развитию познавательной активности

Задачи исследования:

  • провести анкетирование учащихся 8-11 классов;
  • исследовать особенности познавательной деятельности;

Объект исследования:

  • учащиеся 8-11 классов

Предмет исследования:

  • познавательная деятельность учащихся.

Предложения:

1. Разнообразить приемы и методы работы на уроке

2. Углубить работу с учащимися, которые интересуются определенным предметом

3. Пропагандировать на уроках дополнительную литературу по предмету. Провести классные часы по использованию дополнительной литературы в подготовке к урокам и пользованию библиотечным фондом.

4. Активнее привлекать учащихся к исследовательской работе.

Приложение

Сводная таблица анкетирования учащихся по теме "Познавательная деятельность учащихся в 8-11 классах"

вопросы, предметы

баллы, места
Вызывает ли интерес процесс учения:

а) всегда интересно

б) чаще всего интересно

в) иногда возникает интерес

г) никогда не возникает интерес

д) не думал об этом

 
Какие учебные предмета вам нравятся:

а) очень интересен:

  • литература
  • обществознание
  • русский язык
  • биология
  • история
  • технология
  • алгебра
  • химия
  • физкультура
  • черчение
  • ОБЖ
  • психология
  • физика
  • информатика
  • немецкий
  • английский
  • география
  • геометрия
  • ритмика

+

б) интересен

в) совсем не интересен

 
Почему этот (эти) предмет (ы) тебе интересны:

а) нравится преподаватель

б) нравится узнавать новое в этой области знаний

в) могу отдохнуть, расслабиться

г) возможность общаться с друзьями

д) не ругает учитель

е) нравится получать хорошие оценки

ж) нравится процесс работы на уроке

з) нравится добиваться результата

и)пригодится в жизни для будущей профессии

 
Если вам нравится учиться, то как проявляется этот интерес:

а) активно работаю на уроке

б) внимательно слушаю объяснения учителя

в) читаю дополнительную литературу

г) посещаю факультатив по предмету

д) стремлюсь придумать что-либо новое усовершенствовать

 
Сколько времени вы тратите на то, чтобы заниматься тем предметом, который вас интересует:

а) занимаюсь только на уроке

б самостоятельно занимаюсь дома, в библиотеке

в) углубляю свои знания на занятиях факультатива

 
Как вы поступите, если задано сложное задание, связанное с предметом вашего интереса:

а) спрошу ответ у других

б) попрошу подсказку

в) постараюсь выполнить сам, если не смогу, попрошу помощи

г)во что бы то ни стало постараюсь выполнить сам

д) поступлю иначе

 
Что привлекает вас в предмете, который вам интересен:

а) меня интересуют новые факты, занимательные явления, которые я хочу узнать

б) мне нравится разбираться в том, что и как происходит

в)мне интересно доходить до сути событий и явлений, выяснить, почему они происходят

г) мне интересно, используя свои знания, придумывать, конструировать что-то новое

 
8.Что дает вам посещение школьного факультатива по предмету:

а) углубляю свои знания по предмету

б) расширяю кругозор

в) думаю, что знания пригодятся во время сдачи экзамена

 
  • Всего приняло участие в анкетировании: учащихся
  • Обработано анкет:

Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.

Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики.

Педагогическая наука и школьная практика накопила немалый опыт применения методов и организационных форм , стимулирующих познавательные силы учащихся. Интерес к этой стороне обучения усилился в последние годы. В активизации процесса обучения кроются возможности преодоления обострившихся противоречий между требованиями общества к школьному образованию и опытом преподавания, между педагогической теорией и школьной практикой.

Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся. Особая значимость активизации учения состоит в том, что учение направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащихся к самой познавательной деятельности.

Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Поэтому, главное сейчас - вооружая знаниями, воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные требования к уроку ставят перед учителем задачу планомерного развития личности путем включения в активную учебно-познавательную деятельность.

Однажды известного физика Альберта Энштейна спросили: "Как делаются открытия?" Энштейн ответил: "А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие". Конечно, это была лишь шутка. Но все же , вероятно, Энштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Может быть, он намекал в том числе и на собственное открытие более правильной и точной картины мироздания, изложенное им в знаменитой теории относительности. Может быть, он из озорства гения высказал серьезную мысль в шутливой форме. Дело не в том, чтобы "не знать". Знать надо! А дело в том, чтобы сомневаться, не брать на веру все, чему учили деды. И вдруг появляется человек, которого не останавливает инерция привычных представлений. Вот он и делает открытие.