Цели исследования:
- определить степень и характер влияния различных факторов на активизацию познавательной деятельности школьников 8-11 классов;
- выявить условия, способствующие развитию познавательной активности
Задачи исследования:
- провести анкетирование учащихся 8-11 классов;
- исследовать особенности познавательной деятельности;
Объект исследования:
- учащиеся 8-11 классов
Предмет исследования:
- познавательная деятельность учащихся.
Предложения:
1. Разнообразить приемы и методы работы на уроке
2. Углубить работу с учащимися, которые интересуются определенным предметом
3. Пропагандировать на уроках дополнительную литературу по предмету. Провести классные часы по использованию дополнительной литературы в подготовке к урокам и пользованию библиотечным фондом.
4. Активнее привлекать учащихся к исследовательской работе.
Сводная таблица анкетирования учащихся по теме "Познавательная деятельность учащихся в 8-11 классах"
вопросы, предметы |
баллы, места |
Вызывает ли интерес процесс
учения: а) всегда интересно б) чаще всего интересно в) иногда возникает интерес г) никогда не возникает интерес д) не думал об этом |
|
Какие учебные предмета вам
нравятся: а) очень интересен:
+ б) интересен в) совсем не интересен |
|
Почему этот (эти) предмет (ы)
тебе интересны: а) нравится преподаватель б) нравится узнавать новое в этой области знаний в) могу отдохнуть, расслабиться г) возможность общаться с друзьями д) не ругает учитель е) нравится получать хорошие оценки ж) нравится процесс работы на уроке з) нравится добиваться результата и)пригодится в жизни для будущей профессии |
|
Если вам нравится учиться, то
как проявляется этот интерес: а) активно работаю на уроке б) внимательно слушаю объяснения учителя в) читаю дополнительную литературу г) посещаю факультатив по предмету д) стремлюсь придумать что-либо новое усовершенствовать |
|
Сколько времени вы тратите на
то, чтобы заниматься тем предметом, который вас
интересует: а) занимаюсь только на уроке б самостоятельно занимаюсь дома, в библиотеке в) углубляю свои знания на занятиях факультатива |
|
Как вы поступите, если задано
сложное задание, связанное с предметом вашего
интереса: а) спрошу ответ у других б) попрошу подсказку в) постараюсь выполнить сам, если не смогу, попрошу помощи г)во что бы то ни стало постараюсь выполнить сам д) поступлю иначе |
|
Что привлекает вас в
предмете, который вам интересен: а) меня интересуют новые факты, занимательные явления, которые я хочу узнать б) мне нравится разбираться в том, что и как происходит в)мне интересно доходить до сути событий и явлений, выяснить, почему они происходят г) мне интересно, используя свои знания, придумывать, конструировать что-то новое |
|
8.Что дает вам посещение
школьного факультатива по предмету: а) углубляю свои знания по предмету б) расширяю кругозор в) думаю, что знания пригодятся во время сдачи экзамена |
- Всего приняло участие в анкетировании: учащихся
- Обработано анкет:
Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.
Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики.
Педагогическая наука и школьная практика накопила немалый опыт применения методов и организационных форм , стимулирующих познавательные силы учащихся. Интерес к этой стороне обучения усилился в последние годы. В активизации процесса обучения кроются возможности преодоления обострившихся противоречий между требованиями общества к школьному образованию и опытом преподавания, между педагогической теорией и школьной практикой.
Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся. Особая значимость активизации учения состоит в том, что учение направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащихся к самой познавательной деятельности.
Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Поэтому, главное сейчас - вооружая знаниями, воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные требования к уроку ставят перед учителем задачу планомерного развития личности путем включения в активную учебно-познавательную деятельность.
Однажды известного физика Альберта Энштейна спросили: "Как делаются открытия?" Энштейн ответил: "А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие". Конечно, это была лишь шутка. Но все же , вероятно, Энштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Может быть, он намекал в том числе и на собственное открытие более правильной и точной картины мироздания, изложенное им в знаменитой теории относительности. Может быть, он из озорства гения высказал серьезную мысль в шутливой форме. Дело не в том, чтобы "не знать". Знать надо! А дело в том, чтобы сомневаться, не брать на веру все, чему учили деды. И вдруг появляется человек, которого не останавливает инерция привычных представлений. Вот он и делает открытие.