В рамках перехода образования на Федеральные государственные стандарты второго поколения большое внимание уделяется мониторингу качества образования. В полной мере это касается и дополнительного образования. На протяжении нескольких лет нашим Центром были разработаны различные варианты системы мониторинга качества образования. В настоящий момент мы остановились на предлагаемом вашему вниманию анализу работы (приложение 1). В данном варианте мы попытались в кратком изложении учесть все стороны мониторинга качества услуг дополнительного образования.
Бланк анализа работы заполняется педагогами дополнительного образования в каждом объединении на каждую группу три раза в год и хранится постоянно в учебной части.
Первоначально данный анализ заполняется в начале учебного года - до 1 октября текущего учебного года. Педагоги представляют в учебную часть анализ контингента на начло года по годам обучения, возрасту обучающихся, ожидаемому результату по программе дополнительного образования на каждую группу объединения. Одновременно еще раз проводится краткий анализ программы - выписывается цель программы, основные предполагаемые результаты обучения и воспитания. Это позволяет в дальнейшем скоординировать воспитательную работу данного объединения с педагогами-организаторами Центра. Совместно с психологом в течении сентября - октября проводится анализ личностных качеств каждого ребенка по предлагаемым параметрам. Данный анализ позволяет выстроить индивидуальный маршрут работы с каждым обучающимся.
По окончании I полугодия при подведении итогов педагогом вновь заполняются необходимые сведения в данном анализе. Подводятся промежуточные итоги по контингенту обучающихся, заполняются данные по формам промежуточной аттестации каждого ребенка, проводится оценка промежуточных результатов каждого обучающихся в соответствии с критериями, прописанными в программе дополнительного образования каждого объединения. Одновременно педагог высчитывает проценты освоивших данный этап обучения по программе. Освоившим данный этап обучения считаются дети, получившие на промежуточной аттестации оценку не ниже средней. Данная работа позволяет внести необходимые коррективы в работу объединения, спланировать индивидуальную работу с отстающими детьми, выстроить индивидуальный творческий маршрут для особо одаренных детей на второе полугодие учебного года. Здесь нужно учитывать следующий момент: так как прием в объединения осуществляется в течение всего учебного года, оценка уровня выполнения программы в ходе промежуточной аттестации детей первого года нацелена на корректирование работы с вновь пришедшими детьми. Оценивание итогов промежуточной аттестации детей второго и последующих годов обучения помогает внести изменения в программу работы объединения в соответствии с уровнем обучающихся.
В апреле - начале мая совместно с психологом подводятся итоги развития личности ребенка, вносятся соответствующие данные на третью страницу анализа работы. Одновременно при итоговой аттестации по программе дополнительного образования педагог оценивает результаты обучения по каждому ребенку. Оценивается отдельно уровень теоретических знаний и уровень практических умений. Не обязательно оценка идет по 5-бальной системе. Например, в объединениях технического творчества нашего Центра данные ЗУНы оцениваются по трем уровням - высокий, средний, низкий; а в объединениях интеллектуального творчества результаты рассматриваются по многим параметрам с помощью 12-бальной уровневой системы. Все критерии были разработаны и апробированы в течение многолетней работы педагогов дополнительного образования.
При сдаче итогового отчета педагог заполняет в бланке работы все недостающие сведения. Подсчитывается количество проведённых занятий, процент подвижности и сохранности контингента. Кратко описывается вся методическая работа, проводимая педагогом с течение всего учебного года. Проводится также предварительное планирование нагрузки педагога на следующий учебный год. Выводы по работе данной группы объединения позволяет рассмотреть все успехи и недостатки, выявленные в течение учебного года и внести необходимые коррективы в программу работы на следующий учебный год.
Все бланки анализа работы хранятся в учебной части Центра в течение 5 лет в портфолио педагога. Это позволяет анализировать развитие компетентности и профессионализма самого педагога, внести необходимые коррективы в разработку программы повышения квалификации каждого педагога дополнительного образования на ближайшую перспективу.