Цель урока: Создать образ.
Задачи:
- Формировать представление о сложном мире исторической картины
- Воспитывать нравственно - эстетическое отношение к миру, интерес к истории, искусству.
- Развивать ассоциативно - образное мышление, творческую и познавательную активность.
Оборудование и материалы.
- Презентация из репродукций картин и фрагментов: "Боярыня Морозова" ; "Меншиков в Березове" - Суриков. "Последний день Помпеи" К.Брюллов, "Тройка" Перов. "Иван Грозный и сын его Иван" Репин.
- Слайды с архитектурой Древней Казани. Слайды с работами художников Татарстана с портретами Сююмбике.
- Костюм Сююмбике.
- Раздаточный материал - (подсказки) и изображением предметов быта, костюма.
- Рисунки - поэтапная работа над созданием образа. Песня Сююмбике. Сл. Разиля Валеева. Музыка Ахияровой Рушаны.
Тип урока: комбинированный
План урока
- Повторение материала предыдущего урока
- Подведение учащихся к новой теме. Обьяснение.
- Практическая работа
- Анализ рисунков учащихся.
- Итог урока, д/з.
Ход урока
1. Повторение. Презентация
- Определить по фрагменту картины ее название и автора?
- "Боярыня Морозова" Что является ценром композиции ?
- Как возник замысел композиции?
- "Меншиков в Березове" Кто такой Меншиков?
- Как относится автор к этой исторической личности.
- "Тройка". Какое настроение у Вас вызывает эта картина?
- "Последний День Помпеи". Какое историческое событие изобразил художник?
- "Иван Грозный и сын его Иван, " Какой сюжет этой картины. На что в первую очередь обращает внимание зритель.
2. Что связывает, объединяет все эти картины? (ответы детей)
- на всех картинах показаны разные исторические события, герои прошлого.
- Все эти картины можно отнести к историческому жанру .
3. Что необходимо знать художникам, работающим в этом жанре, чтобы зритель проникся к сюжету картины, ее достоверности?
- Он должен знать хорошо историю, археологию - предметный мир или как правильно говорят - материальную культуру той эпохи, к которой он обращается. Художник должен обладать творческой фантазией, воображением. От него требуется не только талант, но и упорный труд.
4. Когда мы рассматриваем историческую картину, на что в первую очередь обращаем внимание?
На действие, которое совершают главные герои или главный герой. Обычно это и составляет композиционный центр картины. Задумывая эскиз, художник старается как можно точнее представить себе главного героя. Вжиться в этот образ, поставить себя на место героя.
Что сегодня нам с вами и предстоит сделать.
Учитель: Для этого мы совершим путешествие в прошлое.
У каждого народа нашей многонациональной страны есть своя культура, история, легендарные, исторические личности, о которых мы должны знать помнить. Отношение к памятникам истории и культуры - показатель нашей духовной зрелости.
Давайте посмотрим на старые снимки и попробуем определить место, где находятся эти исторические памятники. ( слайд 9)
Правильно, на снимках мы видим старую Казань, столицу нашей республики. "бурлящий котел", такими эпитетами награждают этот удивительный город, когда говорят о нем . Столетиями здесь взаимодействовали культуры разных народов. Яркая самобытная культура и быт татар наследует традиции государств Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. Покорение Казанского Ханства и присоединение его к России состоялось в 1552 году , когда войска Ивана Грозного штурмом взяли Казань. Главной достопримечательностью столицы Татарстана - ансамбль Казанского кремля. В 2000г он вошел в список всемирного наследия ЮНЕСКО. На территории Кремля привлекает внимание историческая жемчужина ансамбля. Что это за жемчужина? (показ слайда 10)
- Башня Сююмбике. (Одна из падающих башен в мире)
Учитель. С появлением Башни связано множество красивых легенд. Давайте послушаем одну из них.
...Однажды Иван Грозный, прослышав о сказочной красоте царицы Сююмбике, прислал в Казань своих сватов. Гордая красавица отказала русскому царю. Тогда Иван Грозный решил применить силу - пошел на Казань с огромным войском и осадил город. Сююмбике, чтобы спасти жителей, согласилась выйти замуж при условии, если русский царь за семь дней построит в Казани высокую башню. Условия царицы были приняты и строительство началось. К исходу седьмого дня башня была готова. Тогда Сююмбике поднялась на самый верхний ярус башни и бросилась вниз головой. Так она погибла, не желая попасть в руки ненавистного царя. В память о своей славной дочери татарский народ назвал башню ее именем.
Учитель: Вы наверное догадались ребята , задача урока- создать образ Сююмбике , нарисовать , стремясь выразить ее характер.
Сююмбике давно стала героиней легенд, преданий, произведений искусства и литературы, а имя ее в Казани окружено любовью и почитанием. Но ведь она реально существовавшая историческая фигура. Что вы знаете о ней?
Ученик: Сююмбике была дочерью ногайского мурзы Юнуса. В 1533г ее привезли в Казань как невесту казанского царя Джан - Али. и пасаженного на казанский престол великим князем Василием III
Но он был убит казанцами восставшими против него. В том же году Сююмбике стала женой казанского царя Сафа-Гирея. "Казанский летописец" характеризовал ее как исключительно красивую, культурную, начитанную женщину, собравшую большую библиотеку, умелого политика
И дипломата. После смерти Сафа-Гирея она становится правительницей при сыне Утямыше.
Правила три года. В 1551г ее вместе с сыном увезли в Москву ( На 12 ладьях) отправили и ханские сокровища. Затем выдали замуж насильно за русского ставленника - хана Касимовского и Казанского Шах - Али. До последних дней своей жизни она была вынуждена (слайд 11)
Может кто-то дополнит ответ?
Сююн была дочерью знатного ногайского бека Юсуфа и выросла в степи. В те годы у казанских ханов появилась мода - искать жен в ногайских юртах. Вся степь от Кубани до Казахстана была заселена родственниками: знатные вельможи заключали между собой династические браки. Молодые девушки с большой неохотой покидали родные степи, жизнь в каменных ханских палатах казалась им скучной, Сююн с детства росла смышленым ребенком, со своенравным "мужским" характером.
Учитель: - Прошли века, но ярок романтический ореол вокруг этого образа прекрасной женщины-царицы. До сих пор народ испытывает боль за её трагическую судьбу. О ней сложены песни, байты, легенды, написаны литературные произведения и научные труды ! О ней создано много произведений фольклора
Один из предметов, поправу являющимся гордостью музея национального искусства - знаменитая парсуна "Сююмбике с Утямыш-Гиреем", на которой изображена последняя царица Казанского ханства в период её правления. (слайд 12)
Мудрость и красота этой женщины стали темой многих произведений, но самое первое описание ее внешности составлено именно автором "Казанской истории" - современником её правления, человеком, жившим при ханском дворце, который видел её своими глазами в пору царственного величия, в расцвете женской красоты:
"И была та царица Казанская.
Так прекрасна, умна, рассудительна,
Что подобно ей не было женщины
Среди жён всех казанских и девушек,
Даже в стольной Москве нашей царственной
Между жён, дочерей наших княжеских
Отыскать нелегко ей соперницы".
Учитель: Сююмбике - это популярный народный символ.
А какой ее увидели татарстанские художники? (Слайды13,14,15. 16)
Все они с разных сторон показали "Любимую госпожу"" - так называл ее народ за то, что она пыталась вникнуть в его тяготы и, по возможности, ослабить их.
Учащиеся определяют характерные черты Сююмбике.
Рушан Шамсутдинов показал Сююмбике начитанной, образованной, любящей и понимающей музыку, задумчивой.
Искандер Рафиков - "гордо восседающей на троне, строгой, с сильным характером, с жезлом - символом царской власти"
Нияз Хазиахметов - " нежной, поэтичной, красивой, женственной. Солнечной
И совсем другой образ - "строгой, целеустремленной, мужественной, и очень молодой."
Ильдар Зарипов. Бузенеева Анастасия.
Учитель: Одежда нашей главной героини должна соответствовать эпохе и социальной среде, она важная деталь создаваемого образа.
Давайте с Вами посмотрим, какую одежу носила Сююмбике.
Входит девочка в костюме.
Вопрос к классу: Какие элементы татарского национального костюма вы знаете?
Издавна татарские костюмы отличались своей монументальностью и трапецевидной формой
Костюм состоит из головного убора - калфака, украшенного монистами, камзола вышитого серебряной нить, платья с 4-мя оборками, ичиг, шали.
Женские головные уборы были очень высокими на твердой основе, остроконечными. Это был посыл в космос. Просьба защиты у звезд. Головной убор в древности содержал информацию о возрасте, социальном и семейном положении. Обязательной частью одежды было покрывало.
Ислам призыва скрывать очертание фигуры и прикрывать лицо.
Камзол шили из парчи с мелким рисунком, позднее из парчи и бархата. Обувь тоже украшалась.
В качестве оберега у татар было хаситэ - перевязь, завершающая небольшой коробочкой или красивым кошельком , у богатых городских семей были ювелирные коробочки для молитвы из Корана. Женщины, из посвященных кругов, клали туда какую- нибудь цитату из восточных поэтов. Само хасите очень богато украшалось. Пуговицами, всевозможные бляшки, ювелирные украшения. В аристократических кругах хаситэ делали на заказ. Перевязь была под правую руку. Потому что левая " нечистая", на левом плече шайтан сидит, на правом - ангел. Там и находилась коранница . Она оберегала женщин от дурного глаза.
У вас есть на партах табличка - памятка. Используйте ее в своей работе (пропорции лица, фигуры).
Фронтальная работа. Показ на доске пропорций головы. Пропорций фигуры.
Начинают работу над портретом - фигурой также как и над наброском: определяют место фигуры на листе, намечают основные пропорции и движение фигуры, рисуют обобщенно, без излишней детализации, следят за цельностью и выразительностью образа.
Затем переходят к работе кистями: сначала работают широкими кистями, берут основные отношения и потом переходят к более мелким, детализируя костюм, и лицо.
Объяснение по таблице на доске (последовательность работы) (слайд 17)
При работе над портретом, прежде всего надо следить за отношением размера головы ко всему листу бумаги. Вокруг изображения должно быть достаточно пространства, чтобы рисунок получился не очень мелким, но и не крупным. Необходимо учитывать расстояние от верхней и нижней границы изображаемой формы до краев рисунка. Надо постоянно помнить о том, что надо изобразить человека который имеет определенный характер, с присущей ему мимикой
И манерой держаться. Руки могут быть такими же красноречивыми, как и лицо.
В процессе работы над портретом нужно стараться уделять внимание глазам, они передают настроение человека.
Три уровня заданий:
Для первого уровня достаточно выполнить погрудный портрет Сююмбике графическими материалами с использованием карточек подсказок.
Для второго уровня задание немного усложняется: создается легендарный образ Казанской царицы в виде парадного портрета, графическими материалами.
Третий уровень - Выполнение образа Сююмбике в движении, графическими материалами (для быстро работающих детей можно сделать раскладку цветом). Учащиеся делают выбор уровня самостоятельно.
Во время работы звучит музыка - песня " Сююмбике"
В конце урока. Анализ лучших работ. Всех похвалить. Заканчивается урок красивым стихотворением " Сююмбике" Леонида Смелкова.
СЮЮМБИКЕ
Снова звезды ласкают весну.
Снова я до зари не засну.
Шепчет месяц Казанке-реке:
-Моя милая Сююмбике!Я и хан твой и пленник-урус.
Безнадежно к тебе я стремлюсь.
То вблизи ты, а то - вдалеке
Моя гордая СююмбикеИз любви безответной струну
Я на рог золотой натяну:
В песне радости, в песне - тоске
Моя нежная Сююмбике.Звезды падают тихо в зарю
А слова я любимой дарю.
Сладко спит у меня на руке
Моя кроткая Сююмбике.Может, это пригрезилось мне,
Только слышу я - вновь по весне
Шепчет месяц Казанке-реке:
Моя вечная Сююмбике
Д/ з Подумать и поискать в среде какой природы или архитектуры могло происходить это историческое событие. Принести в тетради поисковый материал, с которым будем работать на следующем уроке.