Цели урока:
- Закрепить понимание детьми шарообразности Земли.
- Научить их демонстрировать вращение Земли вокруг своей оси на глобусе.
- Объяснить значение понятий: "Экватор", "Полушария", "Полюсы", "Параллели", "Меридианы".
Оборудование:
- ПК;
- мультимедийный проектор и экран;
- рабочие тетради;
- презентация;
- Глобус;
- Клейкие метки для каждой группы
Ход урока
У: Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие. Для полета нам необходимо собрать космический корабль, а для этого давайте ответим на вопросы:
За каждый правильный ответ вы получаете одну часть ракеты.
1. Что такое линия горизонта или просто горизонт? Можно ли до него дойти?
(воображаемая линия, граница между небом и землей; место, где как бы небо сходится с земной поверхностью)
2. Какую форму имеет Земля? (Земля имеет форму шара)
3.Что такое земля звезда или планета? (Земля - это 3 планета солнечной системы)
4. Назовите спутник Земли. (Луна - спутник земли, она вращается вокруг Земли)
У: Молодцы! Наш космический корабль готов к путешествию!
Скомандует диктор:
Внимание, взлет! И наша ракета помчится вперед!
Как говорил Гагарин: "Поехали!"
У: Откройте бортовые журналы (учебники) на стр. 32. Посмотрите, какой мы видим землю из космоса? (голубой, шарообразной). Иногда, чтобы изучить какой либо предмет, учёные делают его уменьшенное или увеличенное изображение - модель. На прошлом уроке в качестве модели мы использовали мяч. Как вы считаете, придумали ли люди модель Земли?
Д: Мы думаем, что модель земли существует. Это глобус.
У: Попробуйте сформулировать тему нашего урока?
(Глобус - модель Земли)
С чем познакомимся на уроке? Что узнаем? Чему научимся?
У: Правильно. Мы узнаем, что такое глобус, кто его изобрёл. Узнаем, что есть на глобусе и раскроем тайны и загадки Земли.
Отгадайте загадку, о чем она?
Он Земли изображение
И не любит искажения (глобус)
У: Глобус - это модель земли. Глобус - латинское слово. Как вы думаете, что оно означает?
Д. Круглый.
Д. Шарообразный, шар.
У. Верно. Глобус (лат.) - шар. Первый глобус появился более 500 лет назад, в Германии, и создал его немецкий географ Мартин Бехайм.
Сделал он из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует Америка. Берега Западной Европы и Восточной Азии разделены только морем. Он назвал свою модель "земное яблоко". До сих пор первый глобус хранится в одном из музеев Германии.
У: Посмотрите на глобус. Во всем ли он похож на Землю?
Д: Глобус - это небольшой шар. Он окрашен разными цветами. Большую часть занимает голубой. Встречаются еще желтый, зеленый, коричневый цвета. Глобус стоит на ножке и его можно вращать.
У: Как вы думаете, что на глобусе изображено, синим цветом? А что изображено другими цветами?
Д: Раскраска глобуса показывает, где поверхность Земли покрыта водой, где на ней суша, горы и реки.
У: Голубой цвет - это вода. На земле много океанов и морей. Коричневый цвет - это вся суша и горы. Темно-синим цветом показаны самые глубокие места океанов и морей. А темно- коричневые - самые высокие горы. Белый цвет есть ближе к полюсам. Это снег или лед.
У: Глобус можно повернуть. Попробуйте вращать глобус. Что помогает совершать это движение?
Д: Внутри находится штырь.
У: А как при этом расположен глобус?
Д: Он наклонен.
У: Для глобуса штырь - это ось вращения. Она наклонена. Земля вращается вокруг воображаемой оси. Она так же наклонна. Ведь глобус - уменьшенная копия Земли.
У: Как вы думаете, почему его сделали вращающимся?
У: Нам кажется, что вращается Солнце, звезды, Луна. А на самом деле Земля вращается очень плавно, равномерно, а мы вместе с ней.
(Чтение текста на стр. 33)
У. Вращайте глобус вокруг Земной оси. Кто знает, что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси.
Д. Происходит смена дня и ночи.
У: Представьте, как выглядел бы обычный дом, если бы из него не выбрасывались отходы. Наша планета представляет собой такую же замкнутую систему: все, что мы выбрасываем, в конце концов должно где-то скапливаться в пределах нашего дома - Земли.
У: Как же сохранить нашу Землю в хорошем состоянии?
Д: Человеку нужно поддерживать порядок, существующий в природе, а не соревноваться с нею, считая свои решения наилучшими.
У: Заполним таблицу
Добыча нефти - Выбросы ядовитых отходов в реки, атмосферу - Вырубка лесов - Очистка рек озер от бытового мусора + Подкормка птиц зимой + Посадка деревьев + Разведение животных +
Какие из этих дел можно отнести к положительным действиям, которые спасают Землю, а какие к негативным действиям?
ВЫХОД В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС: ФИЗМИНУТКА
КОСМИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Практическая работа (по группам):
- Найди на глобусе Москву. Приклей рядом с ней метку (липкую бумажку - стикер). Поверни глобус. Какое движение совершает Москва при вращении Земли?
- Наклей другие метки выше и ниже Москвы. Различается ли их путь при вращении?
- Наклей метку так, чтобы её путь был самым большим.
- Наклей другие метки так, чтобы у каждой был такой же большой путь.
- Если ты выполнил задание правильно, то эти метки окажутся на одной линии. Прочти на глобусе её название.
Д: Эта линия называется ЭКВАТОР.
У: Каждая точка Земли движется по кругу. Самый большой путь проходят точки на экваторе.
У: Найдите на глобусе точки, которые при вращении остаются на месте.
Д: Это самая верхняя и нижняя точки.
У: Кто знает их названия?
Д: Они называются полюса. Сверху северный полюс (Арктика), а внизу Южный полюс (Антарктида).
У: На какой полюс показывает стрелка компаса?
Д: Северный.
У: Экватор делит Землю на полушария: Северное и Южное.
У: В каком полушарии мы живем?
Д: В северном
Работа в рабочей тетради к учебнику "Окружающий мир" стр.10, задание 2
У: Какие ещё есть линии на глобусе?
Д. На глобусе есть еще и горизонтальные и вертикальные линии.
У: Есть ли такие линии на земле?
Д: Таких линий на Земле нет.
У: Давайте найдем в учебнике их название на стр.34
Д: Это параллели и меридианы.
У: Как называются линии на глобусе, которые, как пояски?
Д: Параллели.
У: А как называются линии, которые идут сверху вниз?
Д: Меридианы.
У: Параллели, меридианы, экватор и полюсы - это воображаемые линии и точки. Они никак не обозначены на поверхности Земли. Но положение каждой из них можно найти, наблюдая за Солнцем.
Работа в рабочей тетради к учебнику "Окружающий мир" стр.10, задание 1
ЗАГАДКИ ИНОПЛАНЕТЯНИНА
У: Отгадайте загадки:
Ты держишь целый мир в руках
Моря и океаны
Тайгу, вершины гор в снегах
Все города и страны
Ты держишь мир в руках как мяч
Но только он учебный
А вот теперь скажи, трюкач
Что за предмет волшебный? (глобус)
Вокруг неё Земля вращается,
А утро с ночью не встречается (ось)
На Земле живут две точки,
Обе в беленьких платочках (полюса)
КОСМИЧЕСКАЯ ЛОВУШКА
Коллективная работа.
А теперь мы должны выбраться из ловушки, для этого командам необходимо правильно ответить на вопросы:
1. Что такое глобус? (уменьшенная модель Земли)
2. Самая большая параллель Земли... (экватор)
3. Экватор делит земной шар на два полушария (Северное и Южное)
4. Какие воображаемые линии и точки вы знаете? (Параллели, меридианы, экватор, полюсы)
У: Спасибо, вы умницы. Теперь мы можем вернуться на родную Землю.
Наше путешествие подошло к концу. Подведем итоги.
Итог урока
- С чем познакомились на уроке?
- Что нового узнали?
- Вам понравился урок?
У: К следующему уроку прошу вас
- найти ответ на вопрос: "Какие бывают глобусы?"
- выполнить задания в рабочей тетради стр.11 задания 3, 4,5
- подготовить интересный вопрос, загадку по теме нашего урока.