Глобус – модель Земли

Разделы: География, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели урока:

  • Закрепить понимание детьми шарообразности Земли.
  • Научить их демонстрировать вращение Земли вокруг своей оси на глобусе.
  • Объяснить значение понятий: "Экватор", "Полушария", "Полюсы", "Параллели", "Меридианы".

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор и экран;
  • рабочие тетради;
  • презентация;
  • Глобус;
  • Клейкие метки для каждой группы

Ход урока

У: Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие. Для полета нам необходимо собрать космический корабль, а для этого давайте ответим на вопросы:

За каждый правильный ответ вы получаете одну часть ракеты.

1. Что такое линия горизонта или просто горизонт? Можно ли до него дойти?

(воображаемая линия, граница между небом и землей; место, где как бы небо сходится с земной поверхностью)

2. Какую форму имеет Земля? (Земля имеет форму шара)

3.Что такое земля звезда или планета? (Земля - это 3 планета солнечной системы)

4. Назовите спутник Земли. (Луна - спутник земли, она вращается вокруг Земли)

У: Молодцы! Наш космический корабль готов к путешествию!

 Скомандует диктор:

Внимание, взлет! И наша ракета помчится вперед!

Как говорил Гагарин: "Поехали!"

У: Откройте бортовые журналы (учебники) на стр. 32. Посмотрите, какой мы видим землю из космоса? (голубой, шарообразной). Иногда, чтобы изучить какой либо предмет, учёные делают его уменьшенное или увеличенное изображение - модель. На прошлом уроке в качестве модели мы использовали мяч. Как вы считаете, придумали ли люди модель Земли?

Д: Мы думаем, что модель земли существует. Это глобус.

У: Попробуйте сформулировать тему нашего урока?

(Глобус - модель Земли)

С чем познакомимся на уроке? Что узнаем? Чему научимся?

У: Правильно. Мы узнаем, что такое глобус, кто его изобрёл. Узнаем, что есть на глобусе и раскроем тайны и загадки Земли.

Отгадайте загадку, о чем она?

Он Земли изображение
И не любит искажения (глобус)

У: Глобус - это модель земли. Глобус - латинское слово. Как вы думаете, что оно означает?

Д. Круглый.

Д. Шарообразный, шар.

У. Верно. Глобус (лат.) - шар. Первый глобус появился более 500 лет назад, в Германии, и создал его немецкий географ Мартин Бехайм.

Сделал он из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует Америка. Берега Западной Европы и Восточной Азии разделены только морем. Он назвал свою модель "земное яблоко". До сих пор первый глобус хранится в одном из музеев Германии.

У: Посмотрите на глобус. Во всем ли он похож на Землю?

Д: Глобус - это небольшой шар. Он окрашен разными цветами. Большую часть занимает голубой. Встречаются еще желтый, зеленый, коричневый цвета. Глобус стоит на ножке и его можно вращать.

У: Как вы думаете, что на глобусе изображено, синим цветом? А что изображено другими цветами?

Д: Раскраска глобуса показывает, где поверхность Земли покрыта водой, где на ней суша, горы и реки.

У: Голубой цвет - это вода. На земле много океанов и морей. Коричневый цвет - это вся суша и горы. Темно-синим цветом показаны самые глубокие места океанов и морей. А темно- коричневые - самые высокие горы. Белый цвет есть ближе к полюсам. Это снег или лед.

У: Глобус можно повернуть. Попробуйте вращать глобус. Что помогает совершать это движение?

Д: Внутри находится штырь.

У: А как при этом расположен глобус?

Д: Он наклонен.

У: Для глобуса штырь - это ось вращения. Она наклонена. Земля вращается вокруг воображаемой оси. Она так же наклонна. Ведь глобус - уменьшенная копия Земли.

У: Как вы думаете, почему его сделали вращающимся?

У: Нам кажется, что вращается Солнце, звезды, Луна. А на самом деле Земля вращается очень плавно, равномерно, а мы вместе с ней.

(Чтение текста на стр. 33)

У. Вращайте глобус вокруг Земной оси. Кто знает, что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси.

Д. Происходит смена дня и ночи.

У: Представьте, как выглядел бы обычный дом, если бы из него не выбрасывались отходы. Наша планета представляет собой такую же замкнутую систему: все, что мы выбрасываем, в конце концов должно где-то скапливаться в пределах нашего дома - Земли.

У: Как же сохранить нашу Землю в хорошем состоянии?

Д: Человеку нужно поддерживать порядок, существующий в природе, а не соревноваться с нею, считая свои решения наилучшими.

У: Заполним таблицу

Добыча нефти   -
Выбросы ядовитых отходов в реки, атмосферу   -
Вырубка лесов   -
Очистка рек озер от бытового мусора +  
Подкормка птиц зимой +  
Посадка деревьев +  
Разведение животных +  

Какие из этих дел можно отнести к положительным действиям, которые спасают Землю, а какие к негативным действиям?

ВЫХОД В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС: ФИЗМИНУТКА

КОСМИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Практическая работа (по группам):

  • Найди на глобусе Москву. Приклей рядом с ней метку (липкую бумажку - стикер). Поверни глобус. Какое движение совершает Москва при вращении Земли?
  • Наклей другие метки выше и ниже Москвы. Различается ли их путь при вращении?
  • Наклей метку так, чтобы её путь был самым большим.
  • Наклей другие метки так, чтобы у каждой был такой же большой путь.
  • Если ты выполнил задание правильно, то эти метки окажутся на одной линии. Прочти на глобусе её название.

Д: Эта линия называется ЭКВАТОР.

У: Каждая точка Земли движется по кругу. Самый большой путь проходят точки на экваторе.

У: Найдите на глобусе точки, которые при вращении остаются на месте.

Д: Это самая верхняя и нижняя точки.

У: Кто знает их названия?

Д: Они называются полюса. Сверху северный полюс (Арктика), а внизу Южный полюс (Антарктида).

У: На какой полюс показывает стрелка компаса?

Д: Северный.

У: Экватор делит Землю на полушария: Северное и Южное.

У: В каком полушарии мы живем?

Д: В северном

Работа в рабочей тетради к учебнику "Окружающий мир" стр.10, задание 2

У: Какие ещё есть линии на глобусе?

Д. На глобусе есть еще и горизонтальные и вертикальные линии.

У: Есть ли такие линии на земле?

Д: Таких линий на Земле нет.

У: Давайте найдем в учебнике их название на стр.34

Д: Это параллели и меридианы.

У: Как называются линии на глобусе, которые, как пояски?

Д: Параллели.

У: А как называются линии, которые идут сверху вниз?

Д: Меридианы.

У: Параллели, меридианы, экватор и полюсы - это воображаемые линии и точки. Они никак не обозначены на поверхности Земли. Но положение каждой из них можно найти, наблюдая за Солнцем.

Работа в рабочей тетради к учебнику "Окружающий мир" стр.10, задание 1

ЗАГАДКИ ИНОПЛАНЕТЯНИНА

У: Отгадайте загадки:

Ты держишь целый мир в руках
Моря и океаны
Тайгу, вершины гор в снегах
Все города и страны
Ты держишь мир в руках как мяч
Но только он учебный
А вот теперь скажи, трюкач
Что за предмет волшебный? (глобус)

Вокруг неё Земля вращается,
А утро с ночью не встречается (ось)

На Земле живут две точки,
Обе в беленьких платочках (полюса)

КОСМИЧЕСКАЯ ЛОВУШКА

Коллективная работа.

А теперь мы должны выбраться из ловушки, для этого командам необходимо правильно ответить на вопросы:

1. Что такое глобус? (уменьшенная модель Земли)

2. Самая большая параллель Земли... (экватор)

3. Экватор делит земной шар на два полушария (Северное и Южное)

4. Какие воображаемые линии и точки вы знаете? (Параллели, меридианы, экватор, полюсы)

У: Спасибо, вы умницы. Теперь мы можем вернуться на родную Землю.

Наше путешествие подошло к концу. Подведем итоги.

Итог урока

  • С чем познакомились на уроке?
  • Что нового узнали?
  • Вам понравился урок?

У: К следующему уроку прошу вас

  • найти ответ на вопрос: "Какие бывают глобусы?"
  • выполнить задания в рабочей тетради стр.11 задания 3, 4,5
  • подготовить интересный вопрос, загадку по теме нашего урока.