Использование игр на уроках иностранного языка "Жизненная игра"

Разделы: Иностранные языки


“…игра – это жизненная лаборатория детства,
которая дает тот аромат, ту атмосферу молодой жизни,
без которой эта пора ее была бесполезна для человечества.
В игре этой специальной отработке жизненного материала,
есть наиболее ценное ядро разумной школы детства”
Шацкий С.Т.

На современном этапе жизни иностранный язык становится как никогда востребованным. Он стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство понимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала. В наши дни учителя пересматривают арсенал воздействия на умы, волю, эмоции учащихся с целью воспитания личности с целостным восприятием действительности (именно это и диктуют новые стандарты в образовании). Следует также отметить, что при сохранении достаточно высокой мотивации к изучению иностранного языка возникает снижение познавательного интереса. Данное явление происходит в связи с тем, что учащиеся сталкиваются с некоторыми трудностями, которые кажутся им непреодолимыми. Игровая же деятельность, являясь одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний. Поэтому мой интерес к использованию на уроках иностранного языка игр и игровых моментов не случаен.

Конечно, игровая деятельность применима, в основном, в младших классах. Но, работая много лет с детьми, я с уверенностью могу сказать, что игровой момент интересен учащимся в любом возрасте. В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра еще сохраняет свою ведущую роль. Исходя из этой особенности, игра должна стать основой для развития у учащихся навыков учебной деятельности. Например, совсем недавно, работая с учащимися 5–6-х классов, на своих уроках я стала применять так называемые “рефлексивные тетради”, о которых я узнала совсем случайно, решила попробовать. Всем известно, что ребята порой стесняются высказать свое мнение об уроке, поэтому эти тетради “анонимные”. Дети в них оставляют обзначения, наклейки, рисунки, понятные для них самих. Это позволяет получить честную, правдивую информацию. Таким образом, я могу проследить за успехами каждого класса в индивидуальном порядке, корректировать свою работу, акцентировать внимание на самых важных и действительно трудных моментах. Игра формирует устойчивый интерес к дальнейшему изучению английского языка, а также уверенность в успешном овладении им.

Ребята в подростковом и старшем возрасте уже стремятся к созданию своего собственного мира. Они взрослеют, у них развивается воображение, и игра на уроках помогает им самоутвердится, самореализоваться. Кроме того, во время игры все равны, появляется возможность у менее мотивированных учащихся проявить себя, самоутвердиться в коллективе. В основном на уроках я использую деловую игру, которая дает возможность понять и изучить учебный материал с различных позиций. Я применяю различные модификации деловой игры: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо-  и социодраму. У ребят появляется возможность соприкоснутся с различными ситуациями, которые могут возникнуть в реальной жизни. Да, такие уроки не остаются без внимания, игровая деятельность возбуждает живой интерес учащегося к процессу познания, активизирует его мыслительную деятельность. Учебный процесс повышает трудоспособность и заинтересованность педагогов и учащихся, в отличие от монотонного исполнения определенных заданий, что приводит к полусонной обстановке в классе, кроме того, игра гарантирует позитивное эмоциональное состояние, что не мало важно, при огромной загруженности учащихся средней и старшей ступени обучения.

 Использование игр на уроках иностранного языка позволяет глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, развить его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в команде ит.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию. Эти качества позволят выпускнику школы как можно быстрее профессионально интегрироваться в обществе и в будущем на современном рынке труда, найти адекватное своим способностям и образованию рабочее место.

 Таким образом, использование игры в процессе обучения является довольно эффективным средством, так как игра очень близка и доступна для детей и подростков. Именно посредством игры они познают окружающий их мир. С раннего детства игра оказывается благотворным средством воспитания, формирования положительных качеств личности. Игровая деятельность открывает перед учащимися широкий круг научных и политических интересов. Вопросы науки, техники, экономики, политики, не только связанные с урочным материалом, но и во многом выходящие за пределы программы, что и требуют новые стандарты, подталкивают учащегося на осознанную необходимость заниматься самообразованием в различных областях знаний. Эти интересы и стремления оказываются весьма устойчивыми. Игра служит как бы первым толчком к дальнейшей самостоятельной деятельности учащихся. Игры вырабатывают также умение анализировать учебный материал, обобщать его, умение работать с литературой, приучают выделять самое существенное в использованных источниках, осознавать прочитанное и применять учебный материал, как в игровых действиях, так и в повседневной жизни для реализации своих целей.