Урок русского языка по теме "Имя существительное". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель урока:

  • повторение теоретических понятий, изученных на уроке по теме “Имя существительное”, совершенствование умений и навыков определять род и число имен существительных;
  • воспитание уверенности, любознательности, интереса к русскому языку,
  • воспитание уважения, любви, доброжелательности к матери.

Оборудование:

  • рабочие тетради учащихся;
  • учебник русского языка;
  • презентация: слайды с заданиями;
  • картина-иллюстрация “Моя семья”.

Записи на доске:

1. Ближе матери друга нет.

2. “Имя существительное – хлеб языка”. (Л.Успенский).

Ход урока

1. Организационный момент.

Доброе утро, ребята! Всем хорошего настроения и творческих успехов на уроке.

2. Актуализация прежних знаний.

Ребята, начинаем урок – закрепление по теме “Имя существительное”. Я приглашаю к доске одного желающего ученика выполнить задание.

(Презентация.) Слайд 2

Мой дом.
Скворцы живут в скворечнике,
Очки живут в очечнике,
Лиса живет в своей норе,
Живут деревья на горе….
И у меня есть тоже в нем,
Он самый лучший:
Мама в нем.

Задание: Найти существительные. Определить род существительных.

Учитель (продолжает): Ребята! Я прошу вас обратить внимание на Слайд 3, где записаны слова Льва Васильевича Успенского о существительном. Справедливо ли утверждение Л.В.Успенского?

– Да, имя существительное – древнейшая часть речи. Еще первобытные люди, как мы знаем из истории, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке.

– К.Г.Паустовский утверждал: “ Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было передать русским словом; звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот, шорох морского гравия.”

Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые сто слов приходится 40 имен существительных.

Я хочу задать вопрос: “Давно живу я в мире этом. Даю названия всем предметам.” О чем говорится? (Ответы учащихся – о существительном.)

Ребята, скажите, пожалуйста, что такое имя существительное? (Ответы учащихся.)

Учащиеся зачитывают сочинения о любимой маме (проверка домашнего задания).

3. Совершенствование умений и навыков.

Вступительное слово учителя:

– Вот и тема нашего урока не проста. Ребята, скажите, пожалуйста, что за день такой – это праздник? (Праздник-это день радости, торжества и отдыха).

– А какие праздники вы знаете? (ответы учащихся).

– Сегодня мы с вами поговорим с вами о наших мамах. Продолжим знакомиться с сочинениями о маме (учащиеся зачитывают сочинения о маме).

– Ребята, давайте мы послушаем стихи о маме. Учащиеся рассказывают стихи о маме (Слайд 4. “Моя мама”).

Я маму знаю только дома;
Родные руки берегут
Домашний ласковый уют,
Такой привычный и знакомый.
И не всегда я вижу маму
В ее заботах трудовых:
Не шлю я с нею телеграммы,
Не лечу вместе с ней больных,
Не мчусь с ней на паровозе,
Ее не вижу у станка,
И славных дел ее в колхозе
Не разделяю я пока.
Но, если мама иногда
Придет усталая с работы,
Согрею я ее своей заботой.
Во всем ей помогу тогда.

– Прочитаем все вместе, проговаривая слова (словарная работа).

Задание: Записать каждому одно четверостишие в тетрадь, определить существительное, их род.

– Работа с учащимися по картине – иллюстрации “Моя семья”. (Слайд 5)

– Что мы видим с вами на картине? Составьте 3–4 предложения по картине (устно). Назовите имена существительные мужского, женского, среднего рода.

Физкультминутка (проводит дежурный по классу).

Учитель: Ребята, я вам прочитаю текст, а вы все внимательно слушайте и определите основную мысль текста.(слайд 6)

Я никогда не называл свою мать – матерью, мамой. У меня для нее было другое слово – мамочка. Даже став большим, я не мог изменить этому слову. Я попытался назвать ее “мама”. Но с губ помимо моей воли слетало все тоже ласковое – “мамочка”. У меня отросли усы, появился бас. Я стеснялся этого слова и на людях произносил его чуть слышно.

На войне это слово меня спасло…

Я был на войне ранен, очнулся в телеге, на сене. Я не чувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда, я просто сгорал от жажды.

И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти – это мама. Она утолит жажду, отведет боль, успокоит, спасет. И я стал ее звать.

Телега грохотала, заглушая мой голос. Жажда запечатала губы. А я из последних сил шепнул незабываемое слово– мамочка.

И она появилась. И сразу смолк грохот, и холодная животворная вода хлынула гасить жажду, она текла по губам , по подбородку, за воротник. Мама поддерживала мою голову, осторожно, боясь причинить боль. Она поила меня из холодного ковшика, отводила от меня смерть. Я почувствовал знакомое прикосновение руки, услышал родной голос:

– Сынок! Сынок, родненький….

Я не мог открыть глаза! Но я видел мать. Я узнал ее руку, ее голос. Я ожил от ее милосердия. Губы разжались, и я прошептал:

– Мамочка, мамочка…….( По Ю.Яковлеву.)

Задание по тексту:

1-й вариант – выписать существительные женского рода;

2-й вариант – существительные среднего и мужского рода.

(Учащиеся зачитывают ответы через несколько минут.)

Учитель: А сейчас мы прослушаем стихотворение (читает один из учеников).Ваша задача прослушать и ответить на вопрос. О чем данное стихотворение? (Ответы учащихся.) (Слайд 7)

Я помню руки матери моей,
Что утирали слезы мне когда-то,
В пригоршнях приносили мне с полей
Все, чем весна в родном краю богата.
Я помню руки матери моей,
И я хочу, чтоб повторяли дети-
Натруженные руки матерей,
Святее вас нет ничего на свете!
(Н.Рыленков).

Поиграем в игру “ Кто быстрее и больше выпишет существительные из текста, указав род и число имен существительных”.

4. Заключение. Итоги урока..

– Что мы с вами сегодня повторили на уроке? О каком роде имени существительного сегодня мы не говорили? (ответы учащихся – об общем роде). Приведем примеры.

– В заключении проведем небольшое тестирование. (Слайд 8)

1. Правильно определите что обозначает предмет?

А) глагол;
Б) существительное;
В) прилагательное.

2. На какие вопросы отвечает существительное?

А) Кто? Какие?
Б) Кто? Что?
В) Что делать? Что сделать?

3. В родительном падеже женский род имеет окончание

А) нулевое;
Б) и-ы;
В) а-я.

4. Средний род имеет окончание

А) а-я;
Б) о-е;
В) и-ы.

5. Выберите слова общего рода

А) мама, папа;
Б) забияка, ябеда;
В) рука, сердце, папка.

За участие на уроке выставим оценки.

Домашнее задание: “Как я помогаю маме” – составить рассказ.

Подготовить пословицы со словами о маме.

Повторить правила.

Учитель:

– Я хочу завершить урок следующими словами из строк стихотворения (Н.Саконская). (Слайд 8).

От чистого сердца
Простыми словами
Давайте, друзья,
Потолкуем о маме.
Мы любим ее,
Как хорошего друга за то, что у нас
С нею все сообща.
За то, что когда
Нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть
У родного плеча.
Мы любим ее и за то,
Что порою
Становится строже
В морщинках глаза.
Но стоит с повинной
Прийти головою –
Исчезнут морщинка,
Умчится гроза.
За то, что всегда
Без утайки и прямо
Мы можем доверить
Ей сердце свое.
И просто за то,
Что она – наша мама,
Мы крепко и нежно любим ее.
На этом наш урок закончен.