Занятие для детей старшего возраста “Волшебная бумага”
Цель: способствовать освоению детьми представлений о свойствах копировальной бумаги – точное копирование рисунка; развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимость; самостоятельно делать выводы на основе практического опыта; воспитывать чувство взаимопомощи.
Предварительная работа: рассматривание коллекции бумаги, свободное экспериментирование с копировальной бумагой.
Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Социализация”, “Художественное творчество”
Материалы: листы белой бумаги, копировальной бумаги, карандаши, ручки, фломастеры, кисточки.
Ход занятия
Воспитатель: У меня есть маленький друг, у которого скоро день рождение. Он хотел пригласить много друзей, а для этого им надо послать приглашения. Писать он не умеет, а нужно сделать много приглашений и быстро. Как быть? (Ответы детей)
Воспитатель: У меня есть интересная бумага. Кто-то встречался с ней раньше? Для чего она нужна? Хотелось бы вам воспользоваться копировальной бумагой? Что необходимо взять, чтобы получить копии? (Дети самостоятельно пробуют сделать копии)
Воспитатель предлагает обследовать копировальную бумагу. Совместно с детьми делает вывод, что одна сторона у копировальной бумаги –“жирная”, с краской, а другая – “матовая”.
Воспитатель: Как вы думаете, какой стороной нужно положить копировальную бумагу на тот лист, на который переводят рисунок? Почему?
После обсуждения, дети вновь готовят приглашения.
Воспитатель: а модно ли получить такую копию еще чем - нибудь? (Фломастером, ручкой, острым кончиком кисточкой). Всегда ли будет одинаковый результат? (Дети по желанию выполняют копии различными предметами).
После эксперимента совместно с воспитателем обсуждают результаты:
- Ручкой хорошо, ярко, она твердая, получается четкая копия.
- Фломастером видно хуже, у него кончик мягче.
- Кончиком кисточки копии получаются четкими, но на верхнем листе ничего не видно.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру “Копирка” (Ведущий показывает какое-либо движение, остальные повторяют его).
Воспитатель: А как вы думаете, сколько копий можно сделать сразу? Сколько нужно взять листов, чтобы сделать 3 копии? (Ответы детей)
Воспитатель предлагает взять по 5 листов белой бумаги и 4 копировальной и сделать копии. (Дети самостоятельно выполняют копии).
После эксперимента рассматривают копии. Воспитатель предлагает подумать, почему некоторые копии плохо видно. Вместе с детьми делает вывод, что яркость копии зависит от силы нажатия при рисовании качества копировальной бумаги. В конце непосредственно образовательной деятельности детям предлагается сделать театральные билеты в уголок театрализации.
Тема: “Воздух и его свойства” (для детей старшего дошкольного возраста)Цели: Познакомить детей с понятием “воздух” его свойствами, ролью в жизни человека. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
Материал: Письмо, пустой конверт, одноразовые стаканчики по 1 на каждого ребенка, пластмассовая чашка с водой на каждого ребенка, трубочки для коктейля на каждого ребенка, шарики воздушные на каждого ребенка, фольга на каждого ребенка, листы бумаги, по 2 на каждого ребенка, баночки с “запахом” по одной на ребенка, кружки из бумаги, но 1 синему и 1 красному на каждого ребенка.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята сегодня в наш детский сад пришло письмо, но почему то без обратного адреса. Давайте откроем его, может быть тогда мы узнаем, от кого это оно. Да здесь же пусто. И кто же этот загадочный отправитель? Хотите узнать? Тогда ответьте на вопрос “Чем мы дышим?” (воздухом)
Воспитатель: Да мы на столько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну- ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули? А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Что вы почувствовали, когда не дышали? Как вы себя чувствовали? (плохо) Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Воспитатель: Но что же такое воздух? А кто из вас его видел? Может быть его и нет совсем? Как вы думаете? Ребята, сегодня мы с вами попробуем ответь на следующие вопросы: “Есть ли воздух, где и как его обнаружить?” А для этого я вас приглашаю в нашу экспериментальную лабораторию.
Опыт 1.
Воспитатель: Как вы считаете этот стакан пустой? Посмотрите внимательно, есть ли в нем что-нибудь? А сейчас мы с вами это проверим. Возьмите стакан и проделайте тоже самое. Стакан держите прямо и опускайте медленно. Что получается? Почему вода не попадает в стакан? Что мешает опустить стакан?
Давайте сделаем вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воздух.
Воспитатель: А теперь я снова предлагаю опустить стакан в воду, но теперь держать стакан не прямо, а чуть наклонив. Что появляется в воде? (пузырьки). Откуда он взялся? ( Воздух выходит из стакана его место занимает вода) А почему же сначала мы думали, что стакан пустой? (Потому что воздух не видим, он прозрачный). Именно поэтому воздух называют невидимкой. А что еще бывает прозрачным? Давайте найдем прозрачные предметы в группе. (стекло, аквариум, лампочка). А я вам предлагаю увидеть этого невидимку. Для этого возьмите трубочки и подуйте на воду через них. Что мы видим?( пузыри).А сейчас давайте надуем шар и поймаем нашего невидимку. Предлагаю вам еще и услышать его. А для этого спустите наши шарики. А теперь возьмите кусочек фольги и приложите к губам и подуйте вдоль на нее так, чтобы получился звук. Как можно услышать звук? Что происходит? (Мы вдыхаем струю воздуха, край бумаги дрожит. Он заставляет дрожать и воздух, поэтому возникает звук.)
Вывод: звук возникает когда дрожит воздух.
Физ.минутка
Руки к солнцу поднимаю
И вдыхаю, и вдыхаю.
Ну, а руки опускаю,
Воздух тихо выдыхаю.
Это очень хорошо.
Что сегодня дождик шел!
(поднимаем ручки через стороны вверх, делая вдох через нос.
Через стороны опускают руки и тихо произносят на выдохе: “Ф – Ф – Ф”
Итак, воздух окружает нас.
Опыт 2.
Воспитатель: Возьмите два листа бумаги одинаковые по величине. Один сожмите в комок. Теперь встаньте на стул и выпустите из рук одновременно оба листа. Какой лист быстрее упал на пол? Как вы думаете, почему лист который вы смяли, упал на пол быстрее расправленного?
Вывод: Вес у двух листов одинаков, но комок падал быстрее, а лист падал медленнее, его задерживал воздух. Чем больше поверхность листа, тем медленнее он падает.
Воспитатель: Как вы думает, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать? Можно помахать на себя рукой, листом бумаги, дыхнуть на ладонь. Мы ощущаем ветерок, хотя его и не видим. Ребята, поднесите ладошку ко рту, затем к носу и подышите. Что чувствуете? (ТЕПЛО) А теперь помахайте рукой. Что теперь вы чувствуете? А мы видим воздух? (НЕТ) Скажите, а воздух имеет вкус? (НЕТ) Мы можем его попробовать? (ДА) Откройте рот и вдохните. Что-нибудь чувствуете? (нет) Какой вывод мы можем сделать? Воздух имеет вкус?
Вывод: значит, воздух не имеет вкуса.
Воспитатель: А имеет ли воздух запах? Как вы думаете? Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Чем может пахнуть воздух?(свежестью после дождя, сосновой смолой, дымом, если по близости горит костер и т.д.).
Опыт 3.
Воспитатель: В баночках были предметы с сильными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что было в баночках?
Вывод: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Воспитатель: Итак, что же такое ВОЗДУХ?
Вывод: воздух - это газообразное вещество не имеющее цвета, вкуса, запаха.
Воспитатель: Давайте еще раз все закрепим. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один синий. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будите показывать кружки. Если вы со мной согласны - поднимите синий кружок, если не согласны- красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.
- Воздух окружает нас со всех сторон.
- Воздух можно услышать
- Бумажный комок падает медленнее ровного листа.
- Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
- Воздух имеет свой вкус.
- Чистый воздух не имеет запаха.
- Человек может жить без воздуха.
Воспитатель: Ребята, я благодарю вас за внимание и активную работу в лаборатории. На память вы можете взять себе воздушный шар, чтобы дома поймать нашего нового знакомого невидимку.