Цель:
- Повторить и систематизировать знания учащихся по сложению, вычитанию, умножению и делению натуральных чисел;
- Развивать и усовершенствовать вычислительные навыки.
- Воспитать чувство ответственности, уважения друг к другу.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся.
Вид урока: урок-путешествие.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, карточки, плакат с изображением схемы маршрута, билеты, жетоны.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Мы с вами научились складывать, вычитать, умножать и делить натуральные числа. Сегодня мы отправимся в путешествие в страну натуральных чисел. Проверим не только ваши знания, но и выясним, насколько вы дружны между собой, сумеете ли преодолевать трудности. А теперь познакомимся со схемой маршрута. Нам предстоит побыть в “Городе законов”, пересечь “Реку натуральных чисел”, посетить “Город задач”, проехать вдоль “Гор неизвестных”. Путешествовать мы будем на поезде “Дружба”. Чтобы приобрести билеты, вам предстоит устно выполнить несколько заданий. (На экране появляются задания для устного счета.)
27 + 37; 44 + 19; 32 + 18; 27 + 16; |
51 – 12; 46 – 18; 22 – 15; 66 – 19; . |
75 : 25; 51 : 3; 78 : 39; 150 : 10; |
18 * 4; 35 * 5; 3 * 25; 28 * 3. |
(Всем учащимся раздаются билеты.)
2. Станция “Город законов”.
Каждая страна имеет свои законы, правила . Чтобы путешествовать по стране натуральных чисел мы с вами должны вспомнить свойства и правила действий с натуральными числами.
Ответьте на следующие вопросы:
– Какие числа называются натуральными?
– Назовите самое маленькое и самое большое натуральное число?
– Назовите переместительное свойство сложения.
– Назовите сочетательное свойство умножения.
– Можно ли натуральное число умножить на 0?
– Можно ли натуральное число разделить на 0?
(Учащимся раздаются жетоны.)
3. Станция “Река натуральных чисел”.
Продолжим путь. (Учитель показывает схему маршрута).
Вот мы и подъехали к “Реке натуральных чисел”. И чтобы перейти на другой берег вы должны выполнить задания. (Каждому ученику раздаются карточки с заданиями для работы в парах.)
- 246 + 134
- 456 – 345
- 45 * 52
- 160 : 10
- 7432 + 6435
- 45398 – 678
- 486 * 215
- 18972 : 9
Решения заданий проверяются, подводится итог, раздаются жетоны.
Продолжая наш путь, вспомните ,пожалуйста, поговорки о дружбе. (Ребята вспоминают пословицы и поговорки о дружбе.)
- Один за всех и все за одного;
- Друг за друга держаться – ничего не бояться;
- Друзья познаются в беде;
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей;
- Скажи мне кто ты, и я скажу, кто ты.
4. Станция “Город задач”.
Мы приближаемся к городу “Задач”. Я уверена, что вы сумеете преодолеть трудности, будете дружны и сплоченны. (Предлагается решить задачи в группе. Ребята распределяются в 3 группы).
- Учащиеся 5-го класса за сентябрь месяц прочитали 48 книг, а учащиеся 6-го класса на 39 книг больше. Учащиеся 7-го класса прочитали столько книг, сколько прочитали учащиеся 5-го и 6-го классов вместе. Сколько всего книг прочитали учащиеся 5-го, 6-го и 7-го классов?
- В школьную столовую завезли капусту, морковь и свеклу. Капусту – 245 кг, свеклу на 29 кг меньше. Моркови завезли столько, сколько капусты и свеклы вместе. Сколько всего килограммов овощей завезли в школьную столовую?
- В магазин завезли яблоки, груши и апельсин. Яблок – 342 кг, груш на 55 кг меньше. Апельсин завезли столько, сколько яблок и груш вместе. Сколько всего фруктов завезли в магазин?
(Подводится итог решения задач. Раздаются жетоны.)
5. Станция “Гора неизвестных”.
Вам необходимо решить уравнения, и найти в таблице букву, соответствующую вашему ответу. Буквы, соответствующие вашим ответам, запишите в том же порядке что и уравнения. Вы узнаете одно из качеств личности, характерное для близких друзей. (Уравнения выполняют в парах.)
Т | С | Е | В | Н | Р | О | Ь |
29 | 254 | 90 | 44 | 92 | 42 | 4 | 105 |
- х + 56 =100
- у – 41 =49
- с + 34 = 76
- х : 23 = 4
- 84 : z = 21
- b – 67 = 187
- 145 : х = 5
- 143 – с = 38
6. Подведение итогов.
Вот и закончилось наше путешествие. Сегодня вы показали не только знания, умения и навыки работать с натуральными числами, но и умения работать в группе, в команде. Я верю, что в будущем вы сумеете преодолеть любые жизненные преграды и препятствия.
(По итогам собранных жетонов оценивается работа учащихся.)
Литература.
- Учебник “Математика 5”. Н.Я.Виленкин, В.М.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. Москва: Мнемозина, 2006.