Цели:
- расширить знания учащихся о вежливых и добрых словах и учить их применять в жизненных ситуациях;
- развивать умения оценивать поведение окружающих и собственные поступки;
- мотивировать учащихся на добрые дела и добрые поступки.
Оборудование: толковый словарь С.И. Ожегова, карточки с частями пословиц, плакат с рисунком волшебного сада и рисунков деревьев, карточки с именами учащихся, пригласительный билет на экскурсию в музей боевой славы Героя Советского Союза Н.Ф. Кайманова, памятка с добрыми пожеланиями для учащихся.
Эпиграф:
Чем умнее и добрее человек, тем больше он замечает добра в людях. (Б. Паскаль)
Ход классного часа
i> Актуализация. Психолого-педагогический этап.
- Добрый день! Здравствуйте, гости, коллеги, ученики!
- Ребята, вы любите мультфильмы? (Ответы детей )
- Давайте посмотрим отрывок из мультфильма "День рождения кота Леопольда" и ответим на вопрос: понравился ли вам кот Леопольд? \
(Просмотр отрывка)
- Чем понравился вам кот Леопольд?
II. Работа над понятием "Доброта"
- А что такое доброта?
(Дети отвечают)
- Да, ребята, правильно понимаете, что такое доброта.
В словаре С.И. Ожегова дается следующее объяснение:
Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям.
- А кто такой добрый человек?
- Добрый человек это тот, кто любит людей и помогает им. Мы с вами сегодня посадим "Волшебный сад". Первое дерево назовем "деревом доброты"
III. Работа над понятием "вежливые слова"
- Каждому приятно слышать добрые слова. Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Добрый человек переживает за чужую боль. Если у друга удача, добрый человек поздравит его, а если беда- он найдет слова утешить и успокоить его.
Давайте попробуем вспомнить вежливые слова: каждая команда, не повторяясь, говорит по одному слову.
- Вот мы посадили с вами "дерево вежливых слов".
IV. Работа над пословицами.
- А для чего людям нужна доброта? (Ответы детей)
- Доброта, милосердие вырабатывались людьми в течение многих лет, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. В народе к доброте всегда относились по-особому. Мудрые люди говорят: "Мудрое слово - и кошке приятно". Чтобы посадить следующее дерево в нашем саду, давайте поиграем в игру "Собери пословицу".
- Каждая команда составляет пословицы по карточкам.
1 команда
1. Нет друга, так ищи, а найдешь - береги.
2. Делай хорошее для других, сам станешь лучше.
2 команда
1. Доброе слово лечит, а злое калечит.
2. Старый друг лучше новых двух.
3 команда
1. Жизнь дана на добрые дела.
2. Доброе дело два века живет.
4 команда
1. Добро поощряй, а зло порицай.
2. Дружба как стекло: разобьешь не сложишь.
5 команда
1. Добрые слова дороже богатства.
2. Новых друзей наживай, а старых не теряй.
V. Работа над понятием "дружба"
У доброго человека много друзей. А вы, ребята, в классе дружите друг с другом? У вас дружный класс? (Ответы детей).Давайте споем песню о дружбе.
- Чтобы наш сад был еще прекраснее, мы посадим "дерево дружбы"
VI. Работа над понятием "добрые поступки"
- Ребята, всегда ли вы внимательны к своим родителям, одноклассникам, друзьям? Как выработать доброе отношение к людям? Начните с малого, с внимательного отношения друг к другу.
- Расскажите, пожалуйста, о добрых делах в вашем классе (ответы детей)
- А какие добрые дела вы можете еще делать?
В школе №9 находится музей боевой славы Героя Советского Союза Н.Ф. Кайманова. Я приглашаю вас в наш музей и вручаю вам пригласительный билет.
VII. Итог.
- Вот наш сад наполнился добрыми деревьями. Так заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами . На память о нашей встрече я оставляю вам памятку с добрыми пожеланиями.
VIII. Домашнее задание .
Добрый гном приготовил карточки с вашими именами. Выходя из класса, каждый берет одну карточку. Одно условие - нельзя рассказывать, чьё имя кому досталось . В течение недели вы должны сделать что-нибудь приятное, не привлекая к себе внимания. Кто для кого был " добрым гномом " и какие добрые дела сделали, мы узнаем на следующем классном часе.