Современное образование носит информационно-коммуникативный характер. Он представляет собой передачу и хранение информации, накопленный предыдущими поколениями, другим следующим поколениям, с тем, чтобы они могли выжить и дали развиваться , имея равные возможности с настоящими поколениями.
Образование будущего - развивающее образование, которое ориентировано на опережающий фактор, то есть на грядущее событие.
Оно призвано не только транслировать знания и ценности культуры прошлых и нынешних поколений к будущим, но и осуществлять опережающую подготовку человека к решению кризисных ситуаций, преодолеть которые можно не устаревшими, а лишь опережающими знаниями и адекватными действиями.
Формирование чувства ответственности за судьбу живой природы основано на воспитании чувств любви к живым существам, обеспокоенности за их благополучие, чувства сопереживания с другими чувствующими существами. Эмоциональное отношение к живой природе развивается у личности в тесной связи с формированием этических норм, поскольку этика - это заинтересованность в окружающих, чувство ответственности за них. Следовательно, экологическое воспитание составляет часть нравственного воспитания.
Наиболее благоприятный возраст для формирования этического отношения к окружающему живому миру, когда формируется эмоциональная сфера человека. Ребенок начинает воспринимать себя как нравственную личность, когда осуществляет в своих поступках принцип покровительства слабейшему, когда он учится симпатии - способности воспринимать мир глазами другого существа, понимать его ощущения. В положительных поступках по отношению к животным реализуются духовные потенции ребенка, его способности к милосердию, великодушию, состраданию. Забота о живом, близком, доступном и понятном, становится впоследствии основой для воспитания у молодого поколения чувства ответственности за окружающую природу в целом и за окружающих людей.
Для маленького человека в течение нескольких первых лет жизни окружающая среда - это семья, детский сад, начальная школа. В возрасте до 10 лет закладываются все черты характера будущего взрослого человека. Именно в этот период маленький человек узнает, что есть разница между тем, что он хочет, и тем, что можно, что разрешается, что запрещается, что возможно, что нет.
Если родители и учителя в начальной школе не ограничиваются только декларациями "это можно, это нельзя", ребенок еще узнает "почему".
В каждом классе есть комнатные растения. Это прекрасный пример живого объекта. Его можно пощупать, понюхать. Если учитель сумел заинтересовать малышей своими рассказами о небольшом живом существе, умещающемся в глиняном горшочке, дети с удовольствием будут заботиться о нем, поливать цветы, протирать листья влажной тряпочкой, высматривать новые ростки и молодые побеги. В нашем кабинете есть два кофейных дерева. Одному уже 40 лет, а другому всего - 7 лет. Дети с интересом и любовью ухаживают за ними. Уже у каждого ребенка из нашего класса дома выращены из семян этих деревьев маленькие кофейные деревья. Ребята с радостью и с удовольствием делятся друг с другом новостями о появившихся новых росточках этих деревьев, о моменте цветения и образования на них плодов.
Когда мы в прошлом году собирали урожай плодов со старинного деревца, это - 168 плодов, мы просушили их зерна, поджарили и перемололи. По такому случаю в классе с помощью родителей устроили праздник "кофепития" . Дети рассказали о том, как в России появился кофе, когда, какие сорта кофе выращивают в мире. Мы проследили шаги от собирания урожая кофе где-нибудь в далекой Бразилии и до приготовления чудесного ароматного напитка в нашем доме. К этому празднику был приурочен конкурс рисунков на тему "Мои любимые растения". Победители этого конкурса были отмечена призами и наградами. Силами детей была проведена викторина "Что я знаю о кофе?" и конкурс на лучшее четверостишие о кофе. На основе знаний, максимально приближающих ребенка к природе, решается и задача воспитания лучших качеств доброты и гуманного отношения ко всему живому. Заметно возрастает интерес детей к проблемам охраны природы и эколого-гуманитарной деятельности. Наша школа стала центром экологического просвещения и образования в местном сообществе. Предметом научно-педагогического изучения стало развитие экологической ответственности как личного качества школьника. Таким образом, школа выполняет особую социальную роль, прививая экологическую грамотность и воспитание активного гражданина. В начальной школе, в частности, в нашем классе, вопросы экологического образования проходят красной нитью через всю внеклассную и внешкольную работу. Общение с животными и растениями на уроках, во внеурочной и практической работе (на пришкольном участке) позволяет развивать познавательный интерес и нравственные качества учащихся. Учитель выявляет экологические понятия и планирует пути их изучения на каждом уроке. Также большую роль в экологическом воспитании и образовании ребенка играет внеклассная краеведческая работа. Специальные экологические летние и зимние задания, самостоятельные наблюдения, доклады, экологические мини-рефераты...
Это обеспечивает каждому ребенку экологический опыт, который в свою очередь, оказывает весьма существенное влияние на формирование нравственно-экологической позиции личности и ее культуры в целом.
Сегодня в практике экологического воспитания большинство учителей отождествляют его с воспитанием бережного отношения к природе, природоохранной деятельностью. Это чрезвычайно важно, но мы должны признать и то, что, во-первых, взаимоотношения с окружающим миром включают отношения ребенка не только к природе, но и к людям, к самому себе, а во-вторых, экологически развитыми, многогранными должны быть все сферы личности, и, соответственно, экологический опыт ребенка по взаимодействию с социальной средой. В связи с этим, наши учителя обращают внимание на то, чтобы дети наблюдали различные природные явления, общались с представителями животного и растительного мира, сочувствовали, сопереживали им, занимались природоохранной деятельностью (совместно со взрослыми). Вот почему так важно выйти вместе с ребенком в окружающую среду и помочь ему приобрести позитивный опыт взаимодействия с природой и социумом.