Конспект подгруппового занятия "Весна идет" в подготовительной группе для детей с ОНР

Разделы: Логопедия


Коррекционно-образовательные цели

1. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме "Весна".

Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, однокоренных слов, согласование существительных с прилагательными.).

2. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений по картинкам).

3. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза

Коррекционно-развивающие цели:

4. Развитие диалогической речи.

5. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления.

6. Развитие диафрагмального дыхания с элементами релаксации.

7. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные цели

8. Воспитание внимательного, бережного отношения к природе.

Оборудование: доска, картинки с изображениями примет весны, игра "Времена года", чистые листы бумаги для проведения игры "Назови ласково",цветные карандаши, мяч, снеговик полурастаявший, ширма.

Ход занятия

1. Организационный момент (создание эмоционального настроения, объявление темы)

Дети входят по музыку Ф. Мендельсона "Весенняя песня" и встают в круг. Приложение 1

Логопед.

Ребята, отгадайте загадку.
Светает рано по утрам.
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает.
Кто это время года знает?

Дети (хором). Это весна!

Раздается чей-то голос!? "Весна! А что это такое?"

Логопед: Ой, дети, кто это?

Голос из-за ширмы: Да это же я, ваш снеговик, которого вы слепили зимой. Сейчас я почти растаял, а почему не знаю.

Логопед: Дети, а вы знаете, почему растаял снеговик?

Дети: Потому что наступила весна.

Логопед. Правильно, потому что наступила весна. И мы сейчас с вами расскажем снеговику о весне. Давайте вспомним приметы весны, но сначала мы с вами сделаем зарядку с язычком, чтобы он хорошо говорил, дети подходят к столам на которых стоят зеркала.

2. Игра "К бабушке в гости приехали внуки" ( Развитие артикуляционной моторики)

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
С ними худые - лишь кожа да кости (втягиваем щеки)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы).
Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперед).
Утром проснулись - в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами).
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих же движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочередное надувание обеих щек, губы не пропускают воздух).
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременно надувание обеих щек с последующим выпусканием воздуха через рот).

3. Упражнение "Расскажи о весне" (совершенствование синтаксической стороны речи, развитие. Составление стереотипных предложений о весне по картинка). (Приложение 2, рис 1-6).

На столе перед детьми лежат картинки изображением вниз. Дети берут картинки, рассматривают их, затем по очереди выходят к доске, прикрепляют на неё свою картинку и рассказывают о той примете весны, которая изображена на ней. Каждое предложение должно начинаться со слова "весной" (например, "Весной солнце светит ярко"; "Весной появляются первые цветы"; "Весной с юга прилетают птицыi"; "Весной люди надевают легкую одежду" и т. д.).

Логопед: Снеговик, тебе понятно какие приметы весны бывают?

4. Упражнение "Раздели слово на слоги" (совершенствование слогового анализа и синтеза)

Логопед Ребята, мы с вами общаемся при помощи слов. А каждое слово состоит из частей. Как эти части называются?

Дети. Слоги.

Логопед. Правильно. И сейчас мы с вами поиграем в игру "Раздели слово на слоги". Я буду называть каждому слово, а вы с помощью хлопков должны определить количество слогов в нем. Но помните, хлопать надо только на гласные звуки.

Дети прохлопывают и определяют количество слогов в словах капель, ледоход, оттепель, подснежник, ледоход, проталины.

Логопед: Сколько слогов в слове весна? А как можно ласково назвать весну?

Дети: Вёснышка, веснушка.

Логопед: Сколько слогов в слове вёснышка, веснушка.

5. Игра с мячом. "Найди родственника" (образование однокоренных слов)

Логопед. Ребята, встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова "весенний".

Например, день - весенний день; погода - весенняя погода, солнце - весеннее солнце.

Слова: настроение, проталины, гроза, месяцы, лес, трава, небо, цветы и т. д.

6. Упражнение "Есть у нас игра такая" (Релаксация, развитие диафрагмального дыхания)

Звучит музыка для релаксации.. Дети садятся на стульчики..

Логопед {тихим голосом, в замедленном темпе, с паузами между словами)

Есть у нас игра такая,

на каждое слово дети соединяют

Очень легкая, простая.

поочередно большой палец с

Замедляется движенье.

мизинцем, безымянным, средним

Исчезает напряженье...

и указательным пальцами.

И становится понятно:

сначала на правой руке, затем на

Расслабление - приятно

левой, затем обе руки вместе.

Логопед. Сядьте ближе к краю стульчиков, обопритесь об их спинки, руки свободно положите на колени, закройте глазки... Не открывая глаз, положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается, когда вы выдыхаете. Плечи не поднимайте. Вдох - выдох, вдох - выдох, вдох - выдох... (Дети выполняют движения).

Весной природа пробуждается от зимнего сна, и мы с вами сейчас откроем глазки, опустим ручки, встряхнем ими... (Дети открывают глаза и выполняют движения.)

Весной появляются первые весенние цветочки, они тянутся к солнышку. И мы с вами медленно поднимем руки вверх, встанем и потянемся... (Дети потягиваются.)

Опустите руки, садитесь. Молодцы!

7. Игра с элементами рисования "Назови ласково" (развитие мелкой моторики, внимания и мышления). (Приложение 2, рис 7-12)

 Логопед. Мы с вами уже умеем называть различные предметы ласково. Сейчас я каждому из вас дам листок бумаги, на котором слева расположен рисунок. Я загадаю загадки, а вы должны будете назвать этот предмет или явление ласково и справа на листе нарисовать его, но уже меньшего размера.

Без дров и огня, и светит и греет.
Без рук, без ног, только с рогами,
А ходит под небесами. (Солнышко)

 Белая вата летит куда-то.
Хоть лови, не лови - не изловишь (Облачко)

 Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет
Заплачет она и умрет. (Сосулечка)

Без крыльев, а летает
Никто не бьёт, а плачет. (Тученька).

 Стоит Алёна, платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (Березонька)

Весной - веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Деревце)

Кто бежит по горным склонам,
Тараторя сам с собой,
И в густой траве зеленой
Прячет хвостик голубой (ручеек)

(Например, нарисован ручей. Ребенок говорит: "Ручеек"- и рисует его. Так же предстоит сделать со словами "солнце", "облако", "дерево" и др.). Логопед. Молодцы! А теперь давайте с вами немного отдохнем.

8. Подвижная игра с речевым сопровождением "Собирайся, детвора!"

(развитие общей моторики)

Дети образуют круг, поворачиваются лицом в центр, Логопед выполняет упражнения вместе с детьми.

Логопед.

Собирайся, детвора! Хлопают в ладоши
Весна зовет: "Гулять пора!" .
Будем по лесу гулять. Шагают на месте.
Свежим воздухом дышать. Останавливаются, поднимают руки вверх, разводят их в стороны; делают вдох через нос, опускают руки, выдыхают воздух через рот.
На носочках по тропинке Поворачиваются вправо и идут друг
Друг за другом мы пойдем. за другом на носочках, держа руки на поясе
В маленькие лужицы Идут друг за другом, высоко
Не наступим, обойдем. поднимая колени и держа руки за спиной
Встали елки на пути. Идут змейкой друг за другом.
Нам их нужно обойти.
Идите, дети, осторожно:
О ветки уколоться можно.
Вот сороки пролетели, Бегут по кругу на носочках,
Им, сорокам, не до сна! плавно взмахивая руками вверх-вниз.
Трещат сороки - белобоки:
- Весна идет! Идет весна!
За весною вслед пойдем, Идут по кругу, взявшись за руки
Хоровод мы заведем, Останавливаются, поднимают руки
Будем петь и танцевать - вверх, выполняют поклон.
Весну-веснышку встречать!

9. Игра "Что перепутал художник?" (Развитие наблюдательности, внимания). (Приложение 3).

Логопед приглашает детей подойти к доске, на которой висит картина.

Логопед. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картину, которую нарисовал рассеянный художник. На ней изображена весна. Только все ли правильно он изобразил?

Дети (исправляют ошибки художника).

  • Весной дети не загорают на солнце.
  • Весной нет листопада.
  • Весной не копают картошку.
  • Весной дети не купаются в речке.
  • Весной не ловят бабочек.
  • Весной снимают теплую одежду.

Логопед. Вы нашли все ошибки. Теперь на нашей картине настоящая весна. Молодцы!

10. Окончание занятия.

Логопед. Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на занятии.

Дети.

- Говорили о приметах весны.

- Делил слова на слоги.

- Играли с мячом.

- Играли в игру "Назови ласково"

- Учились правильно дышать.

- Учились осторожно ходить по лесным тропинкам

Логопед. А что вам больше всего понравилось? Вы все хорошо запомнили. А тебе снеговичок, понятно, что такое весна? Мы со снеговичком вами очень довольны. И поэтому вместе с ним и весной приготовили вам подарки. (Логопед раздает детям подарки.) Наше занятие закончено.