Цели:
- усвоение учащимися фаз митоза и понимание его биологического значения;
- формировать умение последовательно выстраивать процессы митоза.
Задачи:
- Развивающая
- продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации;
- оформлять работу в виде таблицы;
- Воспитательная
- формировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности;
- Дидактическая
- создать условия для осмысления новой учебной информации и ее применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, презентация, таблица “Деление клетки. Митоз”.
План урока:
- Организационный момент, сообщение учащимися целей и задач урока.
- Повторение пройденного материала. Тестирование «Обмен веществ и энергии».
- Актуализация знаний учащихся. Определение темы урока.
- Изучение нового материала (беседа с использованием мультимедийной презентации).
- Закрепление изученного материала (самостоятельная работа учащихся, работа по таблице).
- Выводы урока и запись домашнего задания.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка изученного материала (2-3 слайд)
(Учащиеся открывают тетради, записывают число, классная работа).
Тестовый контроль “Обмен веществ и энергии”
1. Универсальным источником энергии является:
а) глюкоза б) жир в) АТФ
2. В процессе фотосинтеза кислород образуется при расщеплении:
а) СО2, б) Н2О в) АТФ
3. Процесс расщепления высокомолекулярных органических веществ до низкомолекулярных называется:
а) диссоциацией б) ассимиляцией в) диссимиляцией
4. Наибольшее количество АТФ образуется в результате:
а) спиртового брожения б) дыхания в) молочнокислого брожения
5. Процессы анаэробного окисления протекают:
а) в митохондриях б) в пластидах в) в цитоплазме
6. Что происходит в темновую фазу фотосинтеза?
а) образование АТФ б) образование НАДФ · Н2 в) образование углеводов
7. Образуют органические вещества из неорганических, используя неорганический источник углерода и энергию света:
а) гетеротрофы б) фотоавтотрофы в) хемоавтотрофы
8. Как называется 1-й этап биосинтеза белка?
а) транскрипция, б)трансляция, в) элонгация.
9. Где происходит непосредственное образование полимерной цепи белка?
а) в ядре, б) в клеточном центре, в) в рибосоме.
10. Где происходит копирование генетической информации ДНК?
а) в цитоплазме, б) вне клетки, в) в ядре.
III. Актуализация знаний учащихся. Определение темы урока.
Прочитайте высказывания. Выполните задания (4 слайд)
1. Известно, что каждый организм в природе рано или поздно погибает – от других организмов, от болезней или просто от старости. Но тем не менее численность организмов многих видов не уменьшается, а виды существуют на Земле сотни тысяч и миллионы лет.
2. Большинство многоклеточных животных и растений начинают свой жизненный цикл с одной клетки-зиготы.
Проанализируйте эти факты и ответьте на вопросы:
1. Какое свойство, присущее всему живому,
обеспечивает сохранение видов в ряду поколений?
2. Какой процесс лежит в основе этого свойства
живых организмов.
– Ребята, кто сможет определить тему
сегодняшнего урока? (Деление клетки. Митоз) (5
слайд)
– Теперь запишите тему урока.
IV. Изучение нового материала (беседа с использованием мультимедийной презентации)
– Что же такое размножение? Прочитайте материал учебника стр.77 §2.14 1-2 абзац и сформулируйте ответ на наш вопрос.
(Подводя итоги ответов детей, далее работают по 6 слайду)
Жизнь клетки, как и жизнь любого организма, можно разделить на периоды: (7 слайд)
– Жизненный цикл клетки и митотический цикл. Запишите эти определения в тетрадь. Вам нужно их выучить.
– Деление соматических, т.е. неполовых, клеток называется митозом. Этот процесс проходит в несколько этапов. (8 слайд) сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями каждого этапа митоза.
– Ребята, сейчас начертите в тетради таблицу из 3 колонок, как показано на 9 слайде.Дальше, работая по презентации, мы заполним эту таблицу. (10-14 слайды)
V. Релаксационная физминутка
VI. Закрепление изученного материала (самостоятельная работа учащихся).
- Теперь, ребята, проверим, как вы усвоили тему урока. Выполните задание по рисунку. (16-17 слайд).
- Рассмотрите таблицу «Деление клетки». Охарактеризуйте каждый этап деления клетки. (Ответы учащихся).
VII. Вывод. Итог урока. (19 слайд)
– Что такое митоз?
– Какое значение имеет митоз?
VIII. Запишите домашнее задание: (20 слайд)
§ 2.14, вопросы и задания стр. 77, 81; повторить 2 главу.