Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз". 9-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)


Цели:

  • усвоение учащимися фаз митоза и понимание его биологического значения;
  • формировать умение последовательно выстраивать процессы митоза.

Задачи:

  • Развивающая
    • продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации;
    • оформлять работу в виде таблицы;
  • Воспитательная
    • формировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности;
  • Дидактическая
    • создать условия для осмысления новой учебной информации и ее применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, презентация, таблица “Деление клетки. Митоз”.

План  урока:

  • Организационный момент, сообщение учащимися целей и задач урока.
  • Повторение пройденного материала. Тестирование «Обмен веществ и энергии».
  • Актуализация знаний учащихся. Определение темы урока.
  • Изучение нового материала (беседа с использованием мультимедийной презентации).
  • Закрепление изученного материала (самостоятельная работа учащихся, работа по таблице).
  • Выводы урока и запись домашнего задания.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка изученного материала (2-3 слайд)

(Учащиеся открывают тетради, записывают число, классная работа).

Тестовый контроль “Обмен веществ и энергии”

1. Универсальным источником энергии является:

а) глюкоза б) жир в) АТФ

2. В процессе фотосинтеза кислород образуется при расщеплении:

а) СО2, б) Н2О в) АТФ

3. Процесс расщепления высокомолекулярных органических веществ до низкомолекулярных называется:

а) диссоциацией б) ассимиляцией в) диссимиляцией

4. Наибольшее количество АТФ образуется в результате:

а) спиртового брожения б) дыхания в) молочнокислого брожения

5. Процессы анаэробного окисления протекают:

а) в митохондриях б) в пластидах в) в цитоплазме

6. Что происходит в темновую фазу фотосинтеза?

а) образование АТФ б) образование НАДФ · Н2 в) образование углеводов

7. Образуют органические вещества из неорганических, используя неорганический источник углерода и энергию света:

а) гетеротрофы б) фотоавтотрофы в) хемоавтотрофы

8. Как называется 1-й этап биосинтеза белка?

а) транскрипция, б)трансляция, в) элонгация.

9. Где происходит непосредственное образование полимерной цепи белка?

а) в ядре, б) в клеточном центре, в) в рибосоме.

10. Где происходит копирование генетической информации ДНК?

а) в цитоплазме, б) вне клетки, в) в ядре.

III. Актуализация знаний учащихся. Определение темы урока.

Прочитайте высказывания.  Выполните задания (4 слайд)

1.  Известно, что каждый организм в природе рано или поздно погибает  –  от других организмов, от болезней или просто от старости. Но тем не менее численность организмов многих видов не уменьшается, а виды существуют на Земле сотни тысяч и миллионы лет.

2.  Большинство многоклеточных животных и растений начинают свой жизненный цикл с одной клетки-зиготы.

Проанализируйте эти факты и ответьте на вопросы:

1. Какое свойство, присущее всему живому, обеспечивает сохранение видов в ряду поколений?
2. Какой процесс лежит в основе этого свойства живых организмов.
–   Ребята, кто сможет определить тему сегодняшнего урока? (Деление клетки. Митоз) (5 слайд)
–  Теперь запишите тему урока.

IV. Изучение нового материала (беседа с использованием мультимедийной презентации)

Что же такое размножение? Прочитайте материал учебника стр.77 §2.14 1-2 абзац и сформулируйте ответ на наш вопрос.

(Подводя итоги ответов детей, далее работают по 6 слайду)

Жизнь клетки, как и жизнь любого организма, можно разделить на периоды: (7 слайд)

–  Жизненный цикл клетки и митотический цикл. Запишите эти определения в тетрадь. Вам нужно их выучить.

–  Деление  соматических, т.е. неполовых,  клеток называется митозом. Этот процесс проходит в несколько этапов. (8 слайд) сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями каждого этапа митоза.

 Ребята, сейчас начертите в тетради таблицу из 3 колонок, как показано на 9 слайде.Дальше, работая по презентации,  мы  заполним эту таблицу. (10-14 слайды)

V. Релаксационная физминутка

VI. Закрепление изученного материала (самостоятельная работа учащихся).

  • Теперь, ребята, проверим, как вы усвоили тему урока. Выполните задание по рисунку. (16-17 слайд).
  • Рассмотрите таблицу «Деление клетки». Охарактеризуйте каждый этап деления клетки.  (Ответы учащихся).

VII. Вывод.  Итог урока. (19 слайд)

–  Что такое митоз?
–  Какое значение имеет митоз?

VIII. Запишите домашнее задание: (20 слайд)

§ 2.14, вопросы и задания стр. 77, 81;  повторить 2 главу.