Классный час "Берегите воду!". 3-й класс

Разделы: Классное руководство

Класс: 3


3 класс

Цели: обобщить знания учащихся о свойствах воды, значении воды в жизни человека, рассмотреть причины загрязнения водоёмов, развивать логическое мышление, воображение, восприятие, воспитывать бережное отношение к воде, прививать интерес к окружающему миру.

Ход классного часа.

Учитель:

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся
Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, чтоб она -
Наша спутница всегда.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде. Вы уже поняли, что вода нас сопровождает повсюду: умываемся - нужна вода, готовим еду - нужна вода, убираемся - тоже без воды никак. Воду нужно беречь. Сегодня мы послушаем сказку о речке и многое узнаете. А сейчас, отгадайте загадки.

Когда повяли все цветы,
Мы прилетели с высоты.
Мы, как серебряные пчёлки,
Уселись на колючей ёлке. (снежинки)

Ни в огне не горит,
Ни в огне не тонет. (лёд)

На дворе горой, а в избе водой. (снег)

Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было,
Растворилось молоко -
Стало видно далеко. (туман)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём. (роса)

На доске выставляются картинки-отгадки.

Вот какая волшебница вода! Превращаться умеет в лёд, в росу, в туман, в пар...

При каком условии образуется лёд? Как образуется пар? При каком условии пар превращается в воду. В природе это называется - круговорот воды в природе. А сейчас:

Физкультминутка.

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре!
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это - брасс.
Одной, другой - это кроль.
Все как один плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

Теперь послушайте сказку "Жила-была - река" А.А. Рыжова. Потом ответите на вопросы.

Жила-была река.

Жила-была река. Сначала она была маленьким весёлым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берёз. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла не так быстро, но все ещё была прозрачной и чистой.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и берёзы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и попросили её остаться в городе. Река согласилась, и её заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается. Однажды на её берегах построили огромный завод, из труб которого в реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто не гулял на её берегах. В ней мыли машины, стирали бельё. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. "Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?" - думала она.

Шло время. Люди всё больше загрязняли Реку, и она всё терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река чёрной плёнкой, стали её жители - растения и животные - задыхаться без воздуха. Совсем заболела река.

"Нет, - думает, - не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мёртвой рекой". Позвала она на помощь своих жителей. "Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдём отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей".

Собрались речные жители - и растения, и рыбы, и улитки, и звери, - очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и берёзы, где человек - редкий гость.

А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов... Нечем умыться, нечем, напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали её жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было неважно, все равно по вечерам не было света.

И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: "Дорогие сограждане! Я знаю почему от нас ушла Река. Когда я был совсем маленьким, я купался в её чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у неё прощения. Я предлагаю оправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернётся".

Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без неё, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных учёных следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно. А недавно Реку сделали самым почётным гражданином города, а День её возвращения отмечают как самый главный праздник.

Вот и закончилась сказка. Сейчас вы ответите на вопросы.

  1. Опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми?
  2. Какую пользу приносила река людям?
  3. Как люди относились к реке? Правильно ли они себя вели, или нет? Почему?
  4. Что случилось с горожанами, когда река ушла?
  5. Правильно ли поступили люди в конце сказки?
  6. Что они ещё могли бы сделать для реки?
  7. Выскажите своё мнение об этой сказке.
  8. Скажите, а на берегу какой красивой реки мы с вами живём? Как мы к ней относимся? Что мы можем сделать для нашей реки?

Ребята, мы сегодня много говорили о воде. Давайте мы с вами нарисуем рисунки о сказанном сегодня на классном часе. Кто-то из вас нарисует о свойствах воды (лёд, капельки росы на траве, даже можно нарисовать пар, выпускающийся из чайника). Кому- то понравилась сказка, и он нарисует реку. Может быть вы нарисуете нашу реку, на берегу которой живёте. Ваша фантазия и информация полученная сегодня, помогут вам.

Гимнастика для глаз.

  • Следите только глазами за плавающими рыбками в реке.
  • Повторите упражнение ещё раз.
  • Показ учащимися рисунков. Выставка работ.

Итак, наша беседа подошла к концу. Что нового вы узнали о воде, о значении воды для человека? Как нужно относиться к водоёмам, к воде. Чем опасно загрязнение воды. Я надеюсь, что вы многое поняли из услышанного, подумаете над смыслом сказки. Мы с вами живём на берегу великой реки - Амур. В народе его называют - Амур-батюшка или Жёлтый дракон. На берегу Амура живут различные коренные народы. Но, это совсем другая история и другой классный час. Давайте оберегать и любить нашу красивую и могучую реку! Давайте беречь воду!