ЦЕЛЬ УРОКА: создание условий для формирования представлений об уровне социально-экономического развития стран на основе географических знаний и умений и статистических данных.
ЗАДАЧИ:
- Закрепить понятия "уровень социально-экономического развития стран", "показатель уровня социально-экономического развития страны", "критерии, определяющие уровень социально-экономического развития страны".
- Формировать представления об уровне социально-экономического развития стран.
- Развивать навыки анализа, сопоставления, выявления общего.
ТИП УРОКА: комбинированный.
ПЛАН УРОКА:
- Актуализация знаний и их первичное закрепление.
- Постановка проблемы урока: анализ статистических данных и знакомство с уровнем развития страны.
- Решение проблемы урока Какие уровни развития стран бывают.
- Итоги урока.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ:
- Ведущий метод обучения на уроке - проблемно - диалогический, направленный на решение проблемного вопроса: Как оценить уровень социально-экономического развития страны?
ФОРМЫ РАБОТЫ:
- Фронтальная
- Групповая
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
1. Политическая карта мира
2. Статистические данные
3. Дидактические материалы, диаграммы, учебник, презентация
4. Глобус физический
Анализ | Учитель | Ученики |
Актуализация | Ребята, мы продолжаем изучать страны
мира. На какие страны похожа Россия по
предложенным линиям сравнения? Откройте в
атласах политическую карту мира, воспользуйтесь
данными Ч населения, которые у Вас лежат на
партах. По ГП По Ч населения По форме правления По государственно-территориальному устройству |
Изучают предложенный слайд.
Казахстан Мексику Францию Индию |
Побуждающий диалог | Как Вы думаете, по каким критериям можно охарактеризовать государство? | ВВП Экология страны Расходы на здравоохранение Грамотность среди населения Количество автомобилей в стране Продолжительность жизни Е прирост (рождаемость и смертность) Отраслевая структура экономики страны Экологическая ситуация |
Ребята, давайте вместе попробуем
сгруппировать данные критерии в 3 блока.
Ребята, ещё какие критерии можно объединить в один блок? |
Экологическая ситуация Расходы на здравоохранение Количество автомобилей Грамотность |
|
Я предлагаю вам назвать эти блоки.
Какую характеристику дают государству эти блоки? |
Экономические Демографические Показатели качества жизни Эти блоки указывают на уровень социально-экономического развития страны. |
|
Постановка проблемы
Проверка гипотез |
На какие страны из предложенных по
уровню социально-экономического развития похожа
Россия?
Для нас это проблема? Ее решать необходимо? Вас эта ситуация касается? Каким образом? Что необходимо знать для того, чтобы определить на какие страны по уровню социально-экономического развития похожа Россия? Сформулируйте проблемный вопрос урока. Как вы думаете, какие данные помогут нам ответить на поставленный вопрос?
Достоверную информацию для сопоставления различных стран издают ООН и Всемирный банк. Я предлагаю вам открыть учебники на странице 183 и назвать наиболее часто используемые источники.
Ребята, сейчас мы попытаемся определить уровень развития предложенных стран. 1 группа Вы работаете со статистическими данными, которые характеризуют экономическое развитие этих стран. 2 группа Вы работаете со статистикой, которая характеризует демографическое развитие предложенных стран. 3 группа Вы по статистическим данным определяете качество жизни в этих странах. 4 группа Ребята, вы работаете со статистическими данными. Они показывают экологический, демографический, уровень развития и качества жизни предложенных стран. В группах есть задания, которые вы выполняете, свою совместную работу вы оформляете и представляете классу. Время работы в группах 10 минут. Давайте послушаем выступления групп. У вас у каждого есть оценочный лист в ходе выступления групп вы его заполняете, в конце урока сдаёте. |
Мы не знаем, так как мы не можем
определить уровни развития этих стран и сравнить
с РФ. Мы не знаем на какие страны похожа РФ по
уровню развития.
Да. Надо знать как определять уровень развития страны.
Как оценить уровень социально-экономического развития стран? Нам необходимы статистические данные, которые характеризовали бы уровни развития стран. Эти данные необходимо сопоставить. Учащиеся открывают учебники на странице 183 и называют источники статистических данных
Учащиеся отвечают на вопросы, выполненные задания, сопоставляют статистические данные и делают вывод. |
Тема урока | Мы ответили на поставленный вопрос?
Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. Откройте свои тетради и запишите тему урока. Я предлагаю Вам всю полученную информацию на уроке изобразить в виде схемы. |
|
Итоги урока
Домашнее задание |
Что узнали? Чему научились? Насколько
полезны полученные сегодня знания и умения? Для
себя какой вывод можно сделать? (от кого зависит
уровень социально-экономического развития
страны?).
Стр. учебника 174-183, задания ЕГЭ С3- С5 письменно |
Оценка уровня социально-экономического развития страны. |