Цель: Развитие познавательной, мотивационной сферы учащихся, восполнение пробелов лексико-грамматической стороны речи.
Задачи:
- Закрепление знаний о глаголе, существительном и прилагательном
- Дифференциация частей речи
- Развитие слухового внимания и памяти
- Развитие зрительного восприятия
- Развитие умения практического употребления в речи слов, обозначающих предметы, признаки предметов, действия предметов
- Устранение аграмматизмов в устной речи
- Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения
Оборудование: тетради, карточки, мячик, компьютер учителя, мини-буки учащихся, проектор.
Ход урока
1. Организационный момент.
Психолог:
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Вы знаете, что на занятиях с психологом и логопедом ученики делятся на 2 группы. Сегодня вы будете работать вместе, а вести урок будут 2 учителя - логопед и психолог. Наш урок называется "В мире профессий"
(Слайд 1)
2. Тренинг зрительного внимания и памяти.
- Внимание на доску.
(Слайд 2)
- Прочитайте слова и запомните их.
Ученики читают слова про себя и стараются запомнить.
(Слайд 3)
- А сейчас откройте тетради и запишите слова, которые вы запомнили.
Проверка записей в тетрадях. Похвала учеников.
- А теперь проверим, все ли слова вы запомнили.
(Слайд 4)
- Запишите те слова, которых у вас нет. Молодцы!
- Скажите, какие способности вы тренировали, выполняя это задание?
- Умение запоминать, внимание.
- Ребята, эти способности необходимы людям различных профессий, а о какой профессии пойдет речь, вы должны догадаться сами.
3. Работа по теме.
Слайд 5
Логопед:
- На слайде появятся слова, которые помогут вам определить профессию.
Читаем по цепочке, начиная с ученика за первой партой.
- Объяснять
- Учить
- Уважать
- Помогать
- Хвалить
- Любить
- Воспитывать
- Как вы думаете, о какой профессии идет речь?
Ответы учащихся.
- Мы сегодня поговорим о профессии "учитель".
- Как вы думаете, ребята, важная ли это профессия? Для чего нужны учителя?
Ответы учащихся.
- Скажите, ребята, какие предметы в школе нужно хорошо знать, чтобы стать учителем?
Ответы.
- Да, ребята, профессия учитель нужная и важная. С помощью учителя дети учатся читать, писать, считать, а ещё быть добрыми, вежливыми, аккуратными, ответственными. Для того, чтобы стать учителем, нужно хорошо знать русский язык, математику, много читать, быть общительным, добрым, внимательным человеком.
- Обратите внимание на слова на слайде. Что в них общего?
Ответы учащихся.
- К какой части речи относятся эти слова?
Ответы учащихся.
- Вспомним все, что мы знаем о глаголе.
Ученики рассказывают правило.
Слайд 6
- Ребята, к какой части речи относится слово "учитель"?
- Это имя существительное.
- Вспомним все, что мы знаем об имени существительном.
Ребята рассказывают правило.
4. Минутка отдыха.
Психолог:
- Ребята, в вашем расписании много уроков, с вами работает не только классный руководитель, но и другие учителя. Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется "Урок - учитель". Я брошу вам мяч и назову урок, а вы мне скажите, как зовут учителя, который его ведёт.
- Ребята, вы называли имена и отчества учителей. К какой части речи они относятся?
- Ответы учащихся.
5. Тренинг устной речи и зрительной памяти.
Логопед:
- Молодцы, вы знаете своих учителей. А какие они? Мы это сейчас узнаем. Я предлагаю поиграть в игру "Найди подходящее слово".
- В игровой зоне находятся карточки со словами, которые описывают учителя. Выберите только те слова, которые описывают ваших учителей. Каждый, кто нашел подходящее слово, должен его запомнить и вывесить на доску.
Работа с карточками.
- Садимся.
- Прочитаем слова. Каждый читает только свое слово.
- К какой части речи относятся эти слова?
- Это имена прилагательные.
- Давайте вспомним правило.
Учащиеся рассказывают правило "Имя прилагательное".
- Итак, ребята, с какими частями речи вы сегодня работали?
Учащиеся называют части речи.
6. Работа с ноутбуками.
Психолог:
- А теперь пододвиньте ноутбуки к себе поближе, откройте их. Компьютеры в спящем режиме. У вас текстовый документ, он свернут. Откройте его. Перед вами 3 предложения. Прочитайте их. Все ли слова есть в предложениях?
- Нет.
- В каждое предложение нужно вставить только одно слово. Это или существительное, или прилагательное или глагол. У вас есть подсказка - имена прилагательные находятся на доске, а глаголы - на слайде. Можно подобрать свои, подходящие по смыслу, слова.
Слайд 7
Учащиеся работают самостоятельно, при необходимости им помогает психолог или логопед. Назначаются и помощники из учеников, которые без труда справляются с данным заданием.
- Ребята, во втором предложении нет первого слова. Скажите, как пишется начало предложения?
- С большой буквы.
Проверка работ детей, помощь.
Варианты предложений на слайде 8.
7. Итог урока.
Психолог:
- Ребята, о какой профессии мы сегодня говорили?
- Учитель
- Какие способности тренировали?
Ответы учащихся.
- Сегодня на уроке мы развивали внимание, зрительную память, речь, мелкую моторику рук, учились размышлять.
Логопед:
- Какие части речи нам на уроке помогали?
- Имя существительное, имя прилагательное, глагол.
8. Самооценка.
- Сейчас пусть встанут ученики, которые считают, что они на уроке отлично работали.
- А теперь те, кто работал хорошо.
- То, как вы себя оценили, и будет вашей сегодня отметкой.