Цели занятия:
- способствовать повышению мотивации учащихся к изучению физики; формировать целостное представление о единстве законов физики и процессах, протекающих в окружающей жизни;
- воспитывать любознательность, активность, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;
- развивать познавательный интерес, целостность восприятия учебного материала, умение применять знания в конкретной ситуации.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход занятия
1. Вступительное слово учителя
Дорогие ребята! Изучая физику в 7 и 8 классах, мы прошли долгий, но очень интересный и увлекательный путь. Преодолевать препятствия на этом пути, одерживать победы нам очень помогал кружок "Юный физик". Два года мы с вами встречались на его занятиях, это немалый срок, за это время мы стали настоящими друзьями! А, как известно, друзей принято приглашать в гости. Хотите побывать в гостях у учителя физики? Хотите? Тогда я приглашаю вас к себе домой! Но это посещение будет не простым, вы должны внимательно наблюдать за окружающим и отвечать на вопросы, которые я вам буду задавать. Оценивать правильность ваших ответов будет жюри, состоящее из лучших физиков 10-х классов. (Представляется состав жюри)
Правила хорошего тона не позволяют приходить к хозяевам с пустыми руками, я жду от вас подарка, а лучшим подарком для учителя физики будут ваши высказывания, стихи, сочинения, посвященные физике. Вы готовили их заранее, поэтому я попрошу результаты вашего творчества передать нашему жюри для определения лучших работ. (Приведу отдельные высказывания детей о физике.)
Физика - урок полезный,
И наука нам нужна.
Объясняет много разных
Тем, задачек нам она.
В жизни тоже пригодится,
Если будешь строить дом,
Чтобы не перекосился,
Чтоб тепло нам было в нем.Наука физика важна,
Она встречается повсюду.
Из крана капает вода,
Как в сообщающихся сосудах.
Бежишь, упал, летишь к земле.
Такое в физике явленье есть-
Это сила притяженья!
Физика мне чересчур нравится, особенно эксперименты и решение задач (конечно не случайно!).
Правда нас уже напугали, что в будущем классе будет все гораздо сложнее, но верить бы не хотелось!
Я считаю, что физика самая главная наука в жизни. Учите физику, и будет все хорошо в жизни!
Я считаю, что физика главный предмет ведь физика всюду и вокруг нас, и мы ее не замечали, пока учитель нас не вывел в люди. Не знали мы инерцию и силу Архимеда. Узнали, что такое мир, как двигаются люди, и почему так все случается. И я люблю ее и знаю, знания дает наш учитель! Спасибо!
Итак, добро пожаловать!
Учитель: Это моя квартира, и, конечно же, рядом с дверью должен быть...
Вы правы, электрический звонок! (Слайд 1).
Пока вы будете звонить, расскажите мне, пожалуйста, каков принцип его действия? (Ребенок дает ответ, жюри оценивает его правильность, оцениваются также дополнения и пояснения). Правильный ответ
Самый первый электрический звонок работал, как электромагнитный прерыватель постоянного тока. При замкнутой кнопке ток проходит по обмотке электромагнита ЭМ (рис. 1), подпружиненному якорю Я, через нормально замкнутый контакт К и кнопку Кн. Электромагнит притягивает якорь, который бойком ударяет по звонку. Цепь в этот момент размыкается, якорь под действием пружины возвращается в исходное положение, и все повторяется до тех пор, пока не разомкнется кнопка. (Возможен другой вариант ответа, если кто-то из ваших учеников занимается в кружке юных техников)
Звонки постоянного тока сейчас почти не используются. Для их работы нужен, по крайней мере, выпрямитель, а еще лучше выпрямитель с трансформатором. Место таких звонков в основном в детских электроконструкторах. Несколько сложнее (но тоже очень просто) устроен звонок переменного тока. Обычно дверные звонки работают от бытовой сети напряжением 220 В. Подавать такое напряжение на кнопку опасно. Напряжение на кнопке должно быть не выше 12В, ведь иногда на нее нажимают гости, вымокшие под дождем до нитки, и встречать их электрошоком по меньшей мере не учтиво. Вывести на кнопку 12В несложно. Звонок делают в виде понижающего трансформатора с разомкнутой при помощи кнопки обмоткой низкого напряжения (рис. 2). Сердечник трансформатора делают с разрывом. Работает устройство так: при разомкнутой кнопке Кн трансформатор пребывает в состоянии холостого хода. После замыкания кнопки он переходит в режим, близкий к короткому замыканию, магнитный поток в сердечнике резко возрастает, часть его ответвляется через воздушный зазор и воздействует на якорь, который начинает колебаться с частотой, равной удвоенной частоте тока в сети. Боек, закрепленный на якоре, бьет по чашке звонка, а на контактах кнопки в этом случае напряжение составляет безопасные 12 В.
Рис.1. Звонок постоянного тока.
Рис.2. Звонок переменного тока.
Ребята, давайте войдем в прихожую и обязательно зажжем свет, потому что здесь очень темно.
Ну-ка, кто мне ответит, что происходит, когда мы щелкаем выключателем? (Слайд 2)
(Правильный ответ: мы замыкаем контакты; когда выключатель выключен между его контактами находится воздух, который является диэлектриком.)
В следующем году нашему дому исполнится 50 лет, поэтому прямо в прихожей, а не на лестничной клетке вы найдете очень интересный прибор.
Итак, вопрос, что это за прибор и что определяют с его помощью? (Слайд 3)
(Это электрический счетчик, он помогает определить работу электрического тока).
Мои юные друзья вас ждет угощение, я предлагаю вам помыть руки, давайте пройдем в ванную комнату!
Пока вы моете руки, подумайте и ответьте: чем отличаются эти мыльницы и каким образом они крепятся к стене? (Слайд 4)
(У Вас есть мыльницы на присосках и магнитные. Мыльницы на присосках мы прижимаем к кафельной стенке ванной или кухни. Надавливая на присоски, мы выжимаем из-под них воздух. И давление наружного воздуха накрепко прилепляет мыльницу к гладкому кафелю. Мыльницы магнитные используют способность некоторых металлов притягиваться к магниту.)
Ну что ж, давайте пройдем в комнату, смотрите, какой красивый прибор, для чего я его повесила на стене? (Слайд 5)
(Это барометр-анероид, он служит для измерения атмосферного давления, а висит он в квартире, потому что от значения атмосферного давления зависит самочувствие человека).
Ребята, давайте пройдем в зал! А это самый любимый мною предмет, конечно же, это телевизор! (Слайд 6)
Давайте попросим членов нашего жюри в общих чертах объяснить принципы его работы.
(Ваш телевизор жидкокристаллический; при создании экранов таких телевизоров используется следующее явление: если на какие-то участки жидкого кристалла подать электрическое напряжение, то жидкокристаллическое состояние нарушается. Эти участки становятся непрозрачными и начинают светиться, а участки без напряжения становятся темными. Сам экран состоит из огромного числа элементов и электронная схема управления таким экраном чрезвычайно сложна).
А это комната моего сына. (Слайд 7)
Для вас не секрет, что Паша занимается футболом. Ребята, перечислите, пожалуйста, основные законы физики на которых основана эта игра!
(Второй и третий законы Ньютона, законы сохранения импульса и энергии).
Заметили, как много у меня в квартире цветов? Чтобы они хорошо росли, я их опрыскиваю специальным раствором, скажите, как работает опрыскиватель? (Слайд 8)
(Выдувание струи воздуха производится механически, это вызывает уменьшение давления в вертикальной трубке. Разность давлений внутри и снаружи трубки заставляет жидкость подниматься по трубке, и когда она достигает верхнего края трубки и попадает в струю воздуха, то подхватывается ею и распыляется на мелкие брызги).
Скорее на кухню, чайник засвистел! (Слайд 9)
Ой, смотрите, и крышка поднялась, а почему?
(Пар, расширяясь, совершил работу и поднял крышку, произошел переход внутренней энергии пара в механическую энергию крышки).
А это гордость любой семьи - холодильник! (Слайд 10)
Занимаясь по учебнику А.В.Грачева, вы узнали, как он работает, итак, кто сможет об этом рассказать?
(При испарении различных веществ они охлаждаются, работа большинства холодильных машин основана именно на этом явлении. В качестве рабочего вещества в таких холодильниках используют аммиак или фреон. В бытовых холодильниках используют фреон, так как аммиак - ядовит. Основные узлы домашнего компрессионного холодильника: компрессор 1, конденсатор 2,испаритель 4 и холодильная камера 5. Компрессор приводится в действие мотором, который на схеме не указан.
Центральным узлом холодильника является компрессор, который производит сжатие фреона и поддерживает давление в испарителе ниже атмосферного. При сжатии давление фреона увеличивается, и он нагревается до 50-80? С и подается в конденсатор, расположенный на задней стенке холодильника. В процессе передачи тепла воздуху в комнате фреон охлаждается до комнатной температуры и конденсируется. В жидком состоянии через вентиль 3 он под давлением поступает в испаритель, где за счет работы компрессора поддерживается низкое давление. Фреон резко закипает и переходит в газообразное состояние. Его температура становится ниже температуры холодильной камеры, происходит процесс передачи тепла фреону содержимым холодильной камеры и оно охлаждается. Фреон из испарителя вновь поступает в компрессор. Для того, чтобы температура в холодильной камере не опускалась ниже заданной двигатель компрессора периодически отключается. При повышении температуры в камере выше заданной специальное устройство вновь включает компрессор.)
Мои юные друзья, а что вы можете рассказать о лампочках в моей квартире? (Слайд 11)
((В вашей квартире все лампочки энергосберегающие, потому что в обычных лампочках накаливания вольфрамовая спираль, раскаляясь до белого каления светится лишь 75% энергии электрического тока преобразуя в тепловую, что приводит к лишнему расходованию электроэнергии).
Да, ребята вы совершенно правы! Как только мы все лампочки заменили на энергосберегающие, я заметила, что плата за потребляемую электроэнергию ежемесячно уменьшилась на 40 рублей!
Сколько же киловатт в год сэкономит наша семья? (Если стоимость 1 киловатта в час 2 рубля 32 копейки, то ваша семья в год экономит примерно 240 кВт-часов электроэнергии!)
2. Подведение итогов игры.
Друзья, вы очень плодотворно отвечали на мои вопросы, жюри по достоинству оценит качество ваших ответов и определит победителя. И все-таки я задам вам еще один вопрос: повлияло ли сегодняшнее занятие на ваше отношение к физике?
(Конечно же, повлияло; я и так считал физику важным предметом, а теперь понял, что без этой науки человек не сможет существовать на Земле!
Ну что ж, юные любители физики, теперь самое время приступать к угощению!
(Слайд 12).
Угощение на итоговом занятии кружка, конечно же, настоящее!
Список литературы.
1. А.В.Грачев, В.А. Погожев , Е.А. Вишнякова. Физика 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.,Вентана-Граф, 2008.
2. Л.Эллиот, У.Уилкокс. Физика .М.,Наука, 1975.
3. E-mail: mail@nkj.ru
4. http://free-book.ru/news_page,1,728,4.htm