Обобщение опыта работы с одаренными детьми на занятиях английского языка

Разделы: Иностранные языки


В современном образовательном процессе приобретает очень важное значение развитие творческих способностей детей, раскрытия их таланта и одаренности в связи с модернизацией образования в век высочайшего развития технологий. именно поэтому очень важно создавать творческую атмосферу на занятиях по английскому языку, пробудить интерес у детей к изучению языков, развивать творчество, воспитывать светлые чувства. большое значение в раскрытии таланта, одаренности детей имеет приобщение детей к культуре нашего народа, к традициям и обычаям народов других стран.

В наших школах изучаются три языка: башкирский, русский и английский. благодаря трехязычию на занятиях по английскому языку стало возможным изучение традиций, культур, истории, богатого прошлого наших народов, а также сравнение лексических, фонетических и грамматических структур в трех языках. Тем более, как мы знаем, в английском и башкирском языках произношение многих фонетических и лексических структур, а также отдельных звуков совершенно схожи. Благодаря этому, изучение английского языка в условиях трехязычия повышает интерес детей к языкам, как к родному - башкирскому или русскому, так и к английскому, развивает память, облегчает понимание, воспитывает дружественные, светлые чувства в людях, помогает раскрыться их таланту и одаренности.

В настоящее время в связи с ФГОС федеральными стандартами в школах появились новые инновационные технологии, ИКТ, новые программы по изучению языков. Новые программы открыли много возможностей для творчества талантливых, одаренных детей в школе. Большую роль в раскрытии творческих качеств и эмоционального мира детей, в первую очередь, играет внеклассная работа. В подготовительных группах и начальных классах - это кружок, в среднем и старшем звене - факультатив и спецкурсы. Ребята, посещающие эти занятия, являются заводилами всех внеклассных мероприятий, они мои первые помощники. Существует много приемов и методов творческого развития одаренных школьников, эмоционально-нравственной активности детей, которые я стараюсь применять на занятиях. В подготовительных группах - это праздничные утренники на английском языке с английскими, русскими и башкирскими сказками и песнями. В младших классах - утренники, встречи с героями мультфильмов, стихами, башкирскими, русскими и английскими танцами. В среднем звене - сценки, песни, игры на праздничных вечерах. В старших классах - научно-исследовательские работы, сочинения стихов на английском, русском и башкирском языках, газеты, рефераты, плакаты, переводы стихов, пословиц, поговорок и песен с английского на башкирский и русский языки.

В творческом развитии одаренных школьников приобретают значения как эффективные методические приемы, так и элементы "разрядки" на уроках. В подготовительных группах и младших классах мне помогает музыкальное сопровождение на фортепьяно, под мой аккомпанемент дети поют песни на трех языках. На занятиях в младшем возрасте - дети поют песни на английском, башкирском и русском языках, это развивает память и, повышает интерес детей, воспитывает светлые чувства. Кроме того, я стараюсь на каждом уроке создать такой настрой, чтобы детям было комфортно, чтобы им хотелось приходить ко мне на занятия вновь и вновь. Я согласна с академиком М. П. Щетининым, который считает, что светлые чувства человека являются основой успеха. Светлое и прекрасное пробуждает доброе. Это помогает развивать творческие способности, нравственные качества одаренных ребят. Эмоциональные и игровые приемы на занятиях английского языка являются необходимыми элементами в решении познавательных и воспитательных задач в обучении и в воспитании одаренных школьников. Большую роль в развитии творческих способностей детей играют научно-творческие исследования. Учитывая, что в наших школах дети учатся на трех языках, я считаю очень важным сопоставлением лингвистических особенностей в разных наречиях. При написании научно-творческой работы по английскому языку в старших классах ребятам оказалось очень интересным узнать, что в русском, английском и башкирском языках существует тесная взаимосвязь, хотя они относятся к разным языковым группам: славянскому, германскому и тюркскому. Благодаря научно-исследовательским работам моих ребят, изучению и сравнению лексической и фонетической систем башкирского, русского и английского языков, мы узнали, например, о древнем, сохранившемся до нынешних времен обычае башкирского народа, связанного с древней башкирской легендой, по которой написана сказка Аксакова "Аленький цветочек. Лингвистическая тематика связана с такими разделами как "Башкирский язык - иностранный язык", "Иностранный язык - мировая литература", "Иностранный язык - история", "Иностранный язык - искусство", которые позволяют знакомиться с шедеврами наших народов. Сегодня люди разных стран стремятся лучше понимать друг друга, и неоценимую помощь в этом оказывает искусство, приобщение к культурному наследию наших народов. Привлечение этого богатого материала требует широкого, профессионального и общего кругозора от детей и учителя обязывает использовать эмоциональные, игровые приемы, другие разнообразные приемы обучения, применение ИКТ, научно-исследовательской работы в развитии творческих способностей одаренных школьников.

Одной из таких форм для меня в этом году стали городские семинары, интересные встречи, прохождение курсов по новым компьютерным технологиям, изучение ФГОС. Практикуется разработка и проведение экологических программ на английском, русском и башкирском языках с использованием видеозаписей научно-практической конференции. Большее значение для развития творческих способностей одаренных детей имеет создание собственных стихов на английском, башкирском и русском языках. Дети пишут о своей любви к домашним любимцам, к природе, к семье, к окружающему миру. Это помогает развитию творчества, высокой нравственности и поднимает значимость слова на занятиях английского языка. Приведу примеры, где они выражают свои светлые чувства в стихах на разных языках. Одно и тоже стихотворение они пишут по-русски, по-башкирски и по-английски.

11а класс

In spring
All birds are funny,
Gay and merry,
Especially on sunny
Days in spring,
They love each
Other and they carry.
The happy feeling -
"I'm glad to sing"!
Весной
О, как радостно
Весною
Птицы звонко песнь поют.
С солнцем,
С чистою водою
Восклицают:
"Счастье - тут"!
Яз килэ.
Йылы кояш
Йылмая,
Безгэ йемле яз
Килэ.
Сылтыр-сылтыр
Ямгыр яуа,
Ниндэй саф язгы
Hауа!

Существует много приемов и методов развития творческих способностей одаренных детей, которые я стараюсь применять на занятиях английского языка. Это и новые программы, инновационные технологии, применение ИКТ, использование учебных пособий ФГОС, НИР, стихи, поговорки, пословицы и песни на трех языках, эмоциональные, игровые приемы, которые являются необходимыми элементами в решении познавательных и воспитательных задач в современном образовательном процессе.