Цели:
- обобщить и систематизировать знания по теме;
- выявить уровень усвоения учебного материала учениками; повторить основные понятия;
- продолжить развитие памяти, наблюдательности, логического мышления, познавательного интереса у учащихся;
- продолжить формирование навыков работы в коллективе.
Оборудование:
- настенная физическая карта Африки,
- интерактивная доска,
- атласы по географии для 7 класса.
Тип урока: обобщение, систематизация и повторение изученного материала, Презентация
ХОД УРОКА
Приветствую всех присутствующих и предлагаю
совершить путешествие, а куда мы с вами
узнаем, остановив вращающийся глобус. Слайд.
Итак, нашей целью является точка с
координатами 3o ю. ш. и 37o в. д. (Учитель
на доске пишет координаты). Давайте
определим какой географический объект
располагается в этом месте? (Дети отвечают –
вулкан Килиманджаро). Слайд.
Краткая энциклопедическая справка: вулкан
Килиманджаро – наивысшая точка Африки высотой
5895 метров. Располагается в пределах Танзании.
Название в переводе с языка суахили означает
«Гора, которая сверкает». С 1987 года Национальный
парк Килиманджаро включен в список культурного
наследия ЮНЕСКО. Сегодня мы с Вами совершим
восхождение на эту вершину. Для достижения
цели нам предстоит пройти шесть
этапов: 1 этап – географическое положение и
исследователи, 2 этап – рельеф и полезные
ископаемые, 3 этап – климат, 4 этап – внутренние
воды, 5 этап – природные зоны, 6 этап – страны и
народы.
1 этап – географическое положение и исследователи. Слайд.
На этом слайде предлагается найти соответствие географических и их характеристик. ( А-III; Б-I; В-II; Г-IV, 1-С; 2-D; 3-E; 4-А; 5-В, Слайд 1-II; 2-I; 3- IV; 4- III.)
Слайд. Мы успешно справились с заданиями, приступаем к выполнению следующего задания.
2 этап – рельеф и полезные ископаемые
Слайд. Выполняем цифровой диктант следующим образом: я диктую названия географических объектов. А вы записываете цифру соответствующие этим названиям.
Цифровой диктант | |
№ вопроса | Вопос |
1 | Атласские горы |
2 | Эфиопское нагорье |
3 | Нагорье Тибести |
4 | Нагорье Ахаггар |
5 | Восточно-Африканское плоскогорье |
6 | Калахари |
7 | Плато Дарфур |
8 | Ливийская пустыня |
9 | Капкие горы |
10 | Драконовы горы |
11 | Пустыня Намиб |
А теперь поменяемся листочками и проверим работу соседа, сверяя с правильными ответами
№ вопроса | Ответ |
1 | 10 |
2 | 4 |
3 | 9 |
4 | 8 |
5 | 7,1 |
6 | 13 |
7 | 5 |
8 | 12 |
9 | 3 |
10 | 6 |
11 | 2 |
Критерии: от 10 до 11 – «5»; от 8 до 9 – «4»; от 5 до 7 – «3»; 4 и менее – «2». Выставляем оценки.
Слайд. Приглашается один учащийся к доске для выполнения следующего задания: нарисуй полезные ископаемые при помощи маркера.
Слайд. Наш путь лежит дальше к следующему этапу – «Климат».
Слайд. Построить график среднемесячных температур в MS Excel и гистограмму среднемесячных осадков в MS Excel. Для какого климатического пояса, характерны эти показатели? Почему? (Дети отвечают, что это субэкваториальный пояс потому, что летом наблюдается максимум осадков значит в этот период приходят экваториальные воздушные массы, а зимой в засушливый период – тропические.)
Слайд. Определить соответствие климатических поясов и климатограмм. (А-1; Б-3; В-2; Г-4).
Слайд. Молодцы справились с этой работой. А на горизонте – «Внутренние воды».
Слайд.
Я могуча, я сильна,
Я – источник жизни.
Мой исток – Виктория,
А впадаю в море я.
И воды всегда хватает,
Хоть по пустыне протекаю. (Река НИЛ)
Слайд.
Я одно и много нас,
По Сахаре странствуем.
И встречаемся, когда
Дождь идёт, как из ведра. (Озеро ЧАД)
Слайд.
Находясь на высоте,
Я – родственник Байкала.
И водой моей живёт
Речка Луалаба. (Озеро ТАНГАНЬИКА)
Слайд.
На горизонте следующий этап: «Природные зоны»
Слайд.
Ваша задача переместить изображения животных в соответствующую природную зону. Найдите лишнее (Ответ: кенгуру, пингвин, панда).
Слайд.
Вершина приближается. Осталось пройти последний этап «Станы и народы».
Слайд. Вам предлагается 9 секторов. Выбираем пять цифр. Нажимаем на гиперссылку. И отвечаем на поставленный вопрос.
1. Это государство расположено одновременно и в
Африке и в Азии. (Египет)
2. Это крупное островное государство. (Мадагаскар)
3. Столицей этого государства является город
Триполи. (Ливия)
4. Это государство, выходящее к Индийскому океану,
расположено на крупнейшем в Африке полуострове.
(Сомали)
5. Это государство полностью окружено
территорией ЮАР. (Лесото)
6. В пределах этого государства расположена
большая часть бассейна реки Конго.
(Демократическая республика Конго)
7. В пределах этого государства сливаются реки
Белый Нил и Голубой Нил. (Марокко)
8. В пределах этого государства сливаются реки
Белый Нил и Голубой Нил. (Судан)
9. Это государство на севере омывается водами
Средиземного моря, а на западе и юго-востоке
граничит с Алжиром и Ливией. (Тунис)
Слайд. Мы на вершине. Давайте оглядимся.
Африка – это другой мир. Другая природа, которая до сих пор полностью не изучена, животные, люди, обычаи, традиции, искусство, миллионы поющих и рычащих голосов, миллиарды звуков и оттенков. Каждый мечтает побывать в этом разноцветном раю и почувствовать, как горячий песок чёрного континента струится между пальцев босых ног. Африка – это страна древних памятников и динамичной демократии, технического прогресса, колдовских суеверии и глаз. Желтых, зеленых, красных…Напряженно следящих за каждым твоим шагом.