Актуальность.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что в современном мире ситуация такова, что большое количество детей страдает заболеваниями, связанными с нарушением осанки. Эта проблема касается также и средней школы № 15. Из 713 учащихся нашей школы 31 школьник нуждается в специальных занятиях по исправлению осанки.
Готова утверждать: неправильная осанка является истинной причиной многих заболеваний, способствует раннему появлению остеохондроза, неблагоприятному положению внутренних органов и брюшной полости (со снижением их функций). У школьников с нарушением осанки как правило ослаблены опорно-двигательный аппарат и мышцы, не эластичны связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей, тел позвонков и других частей тела. Поэтому занятия корригирующей гимнастикой помогают предотвратить заболевания, связанные с нарушением осанки.
Убеждена в том, что занятия корригирующей гимнастикой способны изменить, нормализовать нарушения физиологических изгибов позвоночника, исправить положение и форму грудной клетки, добиться симметричного стояния плечевого пояса, исправить положение головы, нормализовать брюшной пресс.
Таким образом, занятия корригирующей гимнастикой дают положительный эффект по оздоровлению позвоночника.
Условия возникновения и становления опыта.
В средней школе № 15 уже несколько лет проводятся занятия корригирующей гимнастикой с ослабленными детьми. Поэтому передо мной встала проблема - создание в массовой образовательной школе программы по оздоровлению позвоночника детей.
Вторая основная задача прежде всего в том, чтобы за минимальное время добиться положительных результатов по оздоровлению детей, дать необходимые знания и отработать умения через систему обучения.
"Именно здоровье людей
должно служить главной
"визитной карточкой"
преуспевающего общества"
И.Н. Брехман
Цель педагогической деятельности.
Разработать систему занятий по оздоровлению позвоночника, сформировать у детей стремление к здоровому образу жизни, убеждать каждого школьника, что только прилежными и систематическими занятиями физкультурой можно избавиться от своего недуга. Это помогает добиться положительной мотивации, активности, воспитания силы воли, необходимой для преодоления трудностей, связанных с возрастающими запросами к организму, а в конечном итоге - максимального оздоровительного эффекта от занятий.
Ведущая идея.
Реализация цели - оздоровление ребенка - происходит через систему занятий по оздоровлению позвоночника и добросовестное отношение к ней учителя, ребенка и родителей.
Проблема развития здоровья учащихся для меня стала очень актуальной. С помощью чего достигается оздоровительный эффект? В структуре опыта по оздоровлению позвоночника психологи выделяют следующие элементы: силу воли, волевую активность, волевые усилия, волевые качества. Почти все педагоги и психологи (А.И. Высоцкий, А.Ц. Пуни, В.И. Селиванов, С.А. Черникова и др.) указывают на то, что воля проявляется в действиях, связанных с преодолением препятствий различной степени трудности, а волевое усилие необходимо для их преодоления. Чем больше у ребенка волевых усилий к достижению цели оздоровления организма, тем быстрее он добивается максимального эффекта.
Технология опыта.
По мнению представителей современной медицины, коррекция и формирование правильной осанки возможна благодаря выполнению корригирующих упражнений.
Поль Брег сказал: "Запомните и впишите в свою память огненными буквами: Здоровье и сила, энергичность человека зависят не от возраста, а от состояния его позвоночного столба".
Опираясь на труды Э.Кристенсен, П. Брега, Л. Кофмана, А. Стрельниковой, В. Овсянникова, Е. Альбамасова, О. Максименко,А. Бабакова, я разработала систему занятий по оздоровлению позвоночника. Специализированные упражнения, включенные в систему, позволяют вернуть позвоночнику его нормальные функции и таким образом исключить причины многих заболеваний, вызванных плохой осанкой, слабыми мышцами как самого позвоночника, так и внутренних органов.
В разработанной мной системе четко прослеживаются три составляющих в достижении успеха: Специализированные упражнения. Дыхательные упражнения. Правильное питание.
1. Специализированные упражнения.
Ведущую роль в моей системе играют упражнения, которые способствуют укреплению позвоночного столба, помогают наладить работу внутренних органов, пострадавших из-за нарушений позвоночника. Эти упражнения содействуют образованию и восстановлению хрящей, а именно они делают наш позвоночник упругим. Упражнения также укрепляют мускулы и связки, а именно они будут поддерживать позвоночник в растянутом состоянии. Специализированные упражнения превосходно воздействуют на нервные центры, снимают головную боль, напряжения глаз, улучшают работу внутренних органов.
В систему по оздоровлению позвоночника также включены дополнительные упражнения для растяжения и удлинения позвоночника, которые дают колоссальный эффект в укреплении позвоночного столба.
Это упражнения для растяжения шеи и укрепления верхней части спины, укрепления и растяжения нижней части спины, вытягивание ног для укрепления позвоночника, укрепление всего позвоночника, вращение и развитие гибкости позвоночника, развитие выносливости и укрепление нижней части позвоночника. В систему работы входят упражнения у стены, т.к. именно они начинают программировать позвоночный компьютер в положении нормальной осанки.
Успешно внедряю в практику своей работы общеразвивающие упражнения (ОРУ) на шведских стенках, гимнастических скамейках, различного рода ползание и скольжение, висы, ходьба с различными движениями рук на пятках и носках. Применяю ОРУ из различных исходных положений: стоя, сидя, лежа на спине, на животе, на боку, стоя на четвереньках, упражнения против плоскостопия, ОРУ с мешочками на голове, скакалками, мячами, обручами и другими различными предметами.
Главное внимание уделяю строгому индивидуальному подходу к каждому занимающемуся на основе учета его здоровья, уровня физического развития, функциональных возможностей, реакции организма на занятия в целом и на отдельные упражнения, психологические особенности. Учитываю адаптацию организма к физической нагрузке каждого школьника. Кроме контроля за учащимися на занятиях применяю самоконтроль детей, которые оценивают переносимость нагрузок, желание тренироваться, показатели пульса, самочувствия и регистрируют это в специальных дневниках.
Для достижения высокого уровня эффекта оздоровления заинтересовываю детей через формы игры, круговую тренировку, соревнования с небольшими нагрузками, эстафеты, элементы танцев, сюжетно-ролевые уроки. В системе использую такие методы работы, как групповой, посменный, равномерный, индивидуальный.
2. Дыхательные упражнения.
В системе работы по оздоровлению позвоночника применяю дыхательные упражнения, так как дыхание является важным элементом при выполнении всех упражнений. Дыхательные упражнения оказывают оздоравливающее действие на сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы. Считаю, что дыхательные и физические упражнения неразрывно связаны между собой, и только в совместном их проведении, достигается огромная польза.
Начинаю обучать рациональному дыханию с первых занятий, используя сначала самые простые упражнения и задания: вдох через нос и выдох через рот, вдох и выдох через нос, дыхание при различных движениях руками, дыхание во время приседаний и полуприседаний, дыхание при выполнении различных поворотов и наклонов туловища, дыхание во время ходьбы в различном темпе, с различными сочетаниями количества шагов и вдоха-выдоха. При выполнении упражнений, способствующих расширению грудной клетки, учу делать вдох, при сдавливании диафрагмы - полный выдох.
В качестве дыхательных упражнений использую грудное и брюшное дыхание, а также их сочетание. Делаем глубокие дыхательные движения, кратковременные задержки на вдохе и выдохе. Дыхательные упражнения использую как средство, снижающее нагрузку. Обучаю правильному дыханию в статических положениях и во время движения.
В системе использую различные дыхательные техники: дыхание животом, попеременное дыхание ноздрями, охлаждающее дыхание, мягкое дыхание, очистительное дыхание, дыхание по принципу "кузнечных мехов". Применяю различные дыхательные гимнастики, в частности, - дыхательную гимнастику Стрельниковой.
Одно из составляющих моей системы - использование нетрадиционных форм оздоровления: занятия аутогенной тренировкой, элементами йоги, медитацией, релаксацией.
3. Правильное питание.
Специалистами доказано, что вернуть здоровье можно не только с помощью этих упражнений, но и необходимо также наладить полноценное питание. Чтобы быть активным, здоровым, счастливым, надо насыщать свое тело "живой" пищей. Только живая пища содержит витамины, минеральные вещества, энзимы и другие компоненты, которые нам так необходимы.
Изучая основные правила натурального питания, я выделила 3 основные группы, которые рекомендуются программами натурального питания:
- 3/5 всех потребляемых продуктов - фрукты и овощи в сыром и полусыром виде;
- 1/5 всех потребляемых продуктов - протеины животного или растительного происхождения;
- 1/5 всех потребляемых продуктов - натуральные жиры, натуральные сахара, натуральные крахмалы.
В результате воздействия на организм специализированных дыхательных упражнений и правильного рационального питания достигается колоссальный эффект на пути к оздоровлению организма.
Буквально несколько недель занятий по предложенной мною методике делают больной позвоночник ребенка здоровым, гибким и подвижным. Вскоре он убеждается, что перестал быстро утомляться. С каждым днем прибавляются сила, энергия и здоровье. И это чудесное, непередаваемое чувство! Окрепнут все внутренние органы, дыхание станет более глубоким, а клетки получат больше кислорода, но на то, чтобы появились первые результаты, нужно время.
Я полностью согласна со своим современником, доктором медицинских наук П.Г. Царфисом, который сказал: "Когда я слышу, что тот или иной человек занимается бегом, зарядкой, лыжами не совсем, может быть, в соответствии со спортивными нормами и правилами, я говорю: "Пусть занимается". Любая мышечная нагрузка - это великолепно, это замечательно". Глубоко убеждена: никакие физические перегрузки, даже больному человеку (конечно, под контролем врача) не страшны, если они, во-первых, регулярны, а во-вторых, доставляют радость, делают его счастливым. Счастливым может быть только здоровый человек, и верный путь к этому - здоровый образ жизни.
Результативность.
Занятия по системе оздоровления позвоночника дают положительный эффект. Незначительные нарушения осанки легко устраняются в результате систематических занятий специализированными и дыхательными упражнениями в сочетании с правильным питанием. При более стойких отклонениях от правильной осанки необходимо в течение длительного времени заниматься по данной системе. Но положительный эффект наблюдается уже с первых занятий.
С каждым годом в нашей школе № 15 количество групп корригирующей гимнастики снижается. Если на период с 2005 по 2007 год у нас было 3-4 группы, то в 2011-2012 гг. таких групп только две.
Занимаясь по данной системе исправили свою осанку 24 учащихся нашей школы. Имеют место случаи, когда дети избавились не только от заболеваний, связанных с незначительными нарушениями осанки, плоскостопия. Среди них Павлов Денис, Терехина Олеся, Жесткова О., Савенкова Н., Мотякова Т., Шерченкова Ю. и другие. А это большой успех.
В младшем школьном возрасте нарушение осанки исправляется гораздо легче, чем в подростковом и старшем, так как костная система еще не окрепла. Очень многое зависит от добросовестного отношения детей к выполнению упражнений и желания избавиться от своего недуга в скором времени. Дети, регулярно выполняющие данные упражнения не только в школе, но и дома, добиваются цели гораздо быстрее. Специализированные упражнения по оздоровлению позвоночного столба практически всегда дают позитивный эффект. Бесполезны они лишь в редчайших случаях, когда требуется хирургическое вмешательство. Благотворные результаты появляются уже после нескольких недель, а иногда и дней систематических занятий.
После выполнения упражнений у детей улучшается самочувствие, дыхание становится более глубоким, клетки получают больше кислорода, а это в свою очередь, способствует укреплению позвоночного столба.
Новизна опыта.
Уровень новизны - рационализаторский. Опираясь на существующие программы, я создала оригинальную систему занятий по оздоровлению позвоночника в группах корригирующей гимнастики в соответствии с современной парадигмой образования.
Адресная направленность.
Опыт может быть востребован преподавателями физической культуры, специалистами ЛФК, тренерами-преподавателями, а также всем тем, кто заботится о своем здоровье, хочет стать моложе, красивее, сильнее.
Трудоемкость.
Использование опыта достаточно трудоемко для учителя, так как, предполагает создание системы занятий с учетом различных заболеваний ребенка, пола, возраста, уровня физической подготовленности. Опыт в силу указанных обстоятельств может быть использован педагогами с ярким творческим потенциалом. Практика показала, что введение системы занятий по оздоровлению позвоночника, укрепляет не только здоровье детей, но и закаляет волю, настойчивость, а в целом воспитывает положительные нравственные качества человека.
Литература.
- П.Брегг "Позвоночник - ключ к здоровью", Санкт-Петербург, издательская Компания "Невский проспект", 2003.
- Э. Кристенсен "Целебная комплексная программа", М., "Эксмо", 2003.
- А.А. Очерет "Внимание - сколиоз", М., Советский спорт, 2000.
- Ю. Копылов "Физическое воспитание младшего школьника в семье", М., "Винтана-Граф", 2003.
- Л. Кофман "Настольная книга учителя физической культуры", М., "ФиС", 1998.
- Е. Альбамасов "Сколиоз", Ташкент, 1995.
- О. Максименко "Фигурка мирового стандарта", М., "Внешсигма АСТ", 2000.
- С.В.Дубровская. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. "Красота и здоровье" 2010г.