“Представление, что при любом двигательном
тренинге … упражняются не руки, а мозг,
вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов”.
Н.А. Бернштейн
Специальное исследование детей, имеющих речевую патологию, свидетельствуют о наличии у них особенностей состояния двигательной сферы. Это может быть недостаточная координация сложных движений, неточность, моторная неловкость, отставание от темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений в упражнениях по показу и по словесной инструкции.
Экспериментально доказана зависимость развития речи детей от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук (Кольцова М.И., Исенина Е.И., Фомина Л.В.). Если развитие движений пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше возрастной нормы.
В специальной литературе описываются отдельные приемы работы по развитию мелкой моторики, в которой рекомендуется стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук, что является, по мнению Кольцовой М.М. “мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга”.
При коррекционной работе с детьми с ОВЗ мелкую моторику пальцев рук, моторику артикуляционного аппарата гораздо эффективнее развивать параллельно с общей моторикой. Младшие школьники, обучающиеся по программе VIII вида, нуждаются в специальных упражнениях для развития общей моторики, для улучшения координации движения и слова, выработки чувства ритма, преодоления моторной неловкости.
Физкультминутки включаются в занятия логопедов, воспитателей, психолога, уроки начальных классов. В зависимости от возраста и от темы их может быть 1–2 по 2–3 минуты. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятий, такая гимнастика послужит двум важным целям и не потребует дополнительного времени.
Условно все физкультминутки можно разделить на упражнения без речевого и с речевым сопровождением. Среди упражнений без речевого сопровождения выделяются движения, выполняемые стоя, сидя или лежа, упражнения с элементами психогимнастики и на релаксацию.
Для детей логопедических групп актуально проводить физкультминутки с речевым сопровождением, т.к. это имеет ряд преимуществ: речь ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
Упражнения с речевым сопровождением можно условно подразделить на речевые
игры фонетической или лексико-грамматической направленности, включая их
соответственно, в занятия по формированию звукопроизношения или
лексико-грамматических категорий. Такие упражнения несут в себе целый комплекс
коррекционных задач:
– снятие напряжения после изучения нового материала, когда требовалась
максимальная концентрация произвольного внимания и памяти;
– развитие внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы;
– содействие развитию дыхания;
– закрепление произношения отдельных звуков речи;
– развитие просодической стороны речи.
Учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и уровень сложности нарушения речи, при осуществлении дифференцированного подхода, упражнения можно разделить на три группы:
1-я группа – упражнения для кистей рук:
– развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких
дифференцированных движений;
– учат напрягать и расслаблять мышцы;
– развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
– учат переключаться с одного движения на другое.
2-я группа – упражнения для пальцев условно статические:
– совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более
точных движений.
3-я группа – упражнения для пальцев – динамические:
– развивают точную координацию движений;
– учат сгибать и разгибать пальцы рук;
– учат противопоставлять большой палец остальным.
В текстах физкультминуток используются веселые, забавные, озорные образы, которые способствуют эмоциональному восприятию. Вызывают положительные чувства, что, в конечном итоге, помогает более быстрому запоминанию движений, усвоению новых слов; игры разных народов, произведения устного народного творчества, в которые при необходимости можно внести изменения, адаптируя их с учетом возможностей детей с ОВЗ при системном недоразвитии речи.
Таким образом, выбранные упражнения в соответствии с возможностями ребенка, повышают интерес к занятиям, уверенность в своих силах, создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи.
Более простой по содержанию текст дети могут выучить заранее с воспитателем, а на занятиях разучить движения с речевым сопровождением.
Очень важно, чтобы логопед, учитель, воспитатель, психолог знали текст физкультминутки наизусть, четко, уверенно выполнял движения. Во время упражнений каждый ребенок должен хорошо видеть лицо логопеда (учителя, воспитателя, психолога) чтобы повторять эмоции и артикуляцию. В свою очередь, и педагоги должны хорошо видеть каждого ребенка, оценивать качество выполнения движений, ритм, плавность, согласованность движений с речью.
Было отмечено, что систематическое включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев на занятиях и уроках играет положительную роль в коррекционном обучении детей с ОВЗ. Такой подход позволяет:
- Регулярно опосредованно стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
- Развивать и совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью.
- Формировать навык письма.
А также, проведение физкультминуток предупреждает переутомление школьников, служит средством эмоциональной разгрузки, снимает статическую нагрузку, раскрепощает моторику и речь детей, позволяет достичь наибольшего коррекционно-обучающего эффекта.
Наши наблюдения позволяют сделать вывод, что дети с ОВЗ, имеющие нарушение звукопроизношения и системное недоразвитие речи, в процессе коллективных игровых действий во время физкультминуток становятся более уверенными, моторно-активными, усваивают правила игр, которые затем переносят в самостоятельную игровую деятельность.
Рекомендуемые упражнения для развития мелкой моторики рук.
1-я группа – упражнения для кистей рук.
1. “Заготавливаем капусту”.
Руками имитируем соответствующие действия.
– Мы капусту рубим, рубим!
– Мы морковку трем, трем!
– Мы капусту солим, солим!
– Мы капусту жмем, жмем!
2. “Моем руки!”
(Ритмично потираем ладони, имитируя мытье рук.)
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
(Пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить, как бы стряхивая водичку.)
Брызги – вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело!
(Энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем.)
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро!
2-я группа – упражнения для пальцев условно статические:
1. “Собака”.
Вариант 1.
Исходное положение: ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Остальные пальцы сомкнуть. Мизинец то опускать, то поднимать, имитируя движение собачьей пасти.
– Ав, ав, ав – я не пугаю,
– Я с ребятами играю!
Вариант 2.
Исходное положение: указательный палец и мизинец поднять вверх. Остальные пальцы выпрямить и собрать в “щепоть”, имитируя собачью пасть.
– Шла собака через мост,
– Четыре лапы, пятый хвост.
– Если мост обвалится,
– То собака свалится!
2. “Лошадь”.
Большой палец правой руки поднять вверх. Сверху обхватить эту ладонь другой ладонью под углом, образуя пальцами гриву. Большой палец левой руки поднять вверх. Потом можно поменять руки.
– Конь ретивый
– С длинной гривой
– Скачет, скачет по полям
– Тут и там! Тут и там!
3-я группа – упражнения для пальцев – динамические:
1. “Семья”.
Исходное положение: сжать пальчики в кулачок. Затем поочередно разгибать их, начиная с большого пальца.
– Этот пальчик – дедушка,
– Этот пальчик – бабушка,
– Этот пальчик – папочка,
– Этот пальчик – мамочка.
– Этот пальчик – это я.
– Вот и вся моя семья.
(На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы.)
2. “Домик”.
Исходное положение: пальцы сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого.
– Раз, два, три, четыре, пять – (Разгибаем пальцы.)
– Вышли пальчики гулять. (Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы.)
– Раз, два, три, четыре, пять – (Сгибаем все пальцы в кулак по очереди, начиная
с мизинца.)
– В домик спрятались опять. (Ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулак.)