Обобщающий урок по теме "Причастие". Лингвистическая игра КВН

Разделы: Русский язык


Задачи

  • Систематизировать знания учащихся о причастии.
  • Закрепить умение учащихся находить в тексте причастие и определять его грамматические признаки.
  • Совершенствовать у учащихся навыки произношения, правописания и употребления причастий в предложении и в тексте.
  • Активизировать познавательную и мыслительно-речевую деятельность учащихся.
  • Выявить уровень начитанности учащихся и степень усвоения ими темы «Причастие».

Форма урока – лингвистическая игра – КВН.

Оформление урока

  • Таблицы «Причастие» и « Н и НН в причастиях и прилагательных, образованных от глаголов».
  • Репродукция картины К.Маковского «Дети, бегущие от грозы».
  • Музыкальное сопровождение.

Домашнее задание командам.

  • Подготовить представление команды (условие – в названии, представлении, приветствии команды должны быть причастия, причем название команды должно соответствовать названию художественного произведения русского писателя или поэта).
  • Подготовить выразительное чтение небольшого стихотворения одного из поэтов серебряного века, в котором автор умело, употребил не менее 4 причастий.
  • Подобрать репродукцию картины, в названии которой есть причастие.
  • Выяснить, как – широко или узко – употреблены причастия в пословицах и фразеологизмах.
  • Подготовить инсценировку грамматической сказки о причастии.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Добрый всем день! Начинаем игру КВН. В сегодняшней игре принимают участие 3 команды. Капитаны команд – …………Одно большое к командам пожелание – докажите, что вы умеете и слышать, и видеть, и произносить, и писать – умеете различать в тексте причастия.

Оценивать игру будет уважаемое жюри в составе -…………. Жюри напоминает, что за массовое, активное участие в игре команда будет поощряться дополнительно 5 баллами.

Игру проведем в 2 тура. На 1 уроке вы будете выполнять лексико-грамматические задания, а на 2-м – творческие задания по стилистике и культуре речи, т.е. составление сочинений-описаний и инсценировку грамматических сказок о причастиях мы увидим позже…

Итак, мы начинаем КВН.

2. Музыкальное начало игры

3. Слово учителя о 1-м конкурсе – о представлении команд (напоминание об условии конкурса)

4. Представление команд

5. Слово жюри по итогам 1-го конкурса

6. Слово учителя

Итак, команды «Очарованный странник», «Бегущая по волнам» и «Грядущие гунны» готовы к серьезным испытаниям.

Но прежде чем приступить к выполнению лингвистических заданий, предлагаем вашему вниманию стартовое сообщение о причастии. Подготовили его капитаны команд и председатель жюри.

7. Сообщение учащихся о двойственности причастий. (Приложение 1)

8. Слово учителя о 2-м конкурсе – выразительное чтение небольшого стихотворения одного из поэтов серебряного века, в котором автор умело употребил не менее 4 причастий. Команды-соперники должны услышать эти причастия, записать и охарактеризовать их (указать вид, суффикс). 1-ая команда адресует свое стихотворение 2-й команде и т.д.

9. Чтение командами стихотворений поэтов серебряного века, характеристика причастий.

10. Слово жюри по итогам 2-го конкурса.

11. Слово учителя о 3-м конкурсе

В 3-ем конкурсе – задания повышенной трудности. Прослушав вопросы, вам нужно сформулировать 2 правила. Вы их напишете на листочке. На ответ – всего 1 минута.

1) Почему от глагола выполнять (переходный, несовершенного вида ) можно образовать только 3 формы причастия, а форму страдательного причастия прошедшего времени образовать нельзя?

Ответ. Если в неопределенной форме глагола ударение падает на -ать (-ять) и при образовании причастия оно не перемещается на другой слог, то от таких глаголов нельзя образовать страдательные причастия прошедшего времени (например, от глаголов решать, бросать, получать, составлять, объяснять, примерять).

2) Почему от глаголов переписывать, рассказывать (переходные, несовершенного вида, ударение не падает на -ать (-ять) нельзя образовать форму страдательного причастия прошедшего времени?

Ответ. Страдательные причастия прошедшего времени не образуются от приставочных глаголов с суффиксом -ива (-ыва).

12. Ответы команд на вопросы повышенной трудности

13. Слово жюри по итогам 3-его конкурса

14. Слово учителя о 4-м конкурсе

4-й конкурс – орфоэпическое задание. Вам нужно правильно расставить ударения в данных на листочке 10 словах. На выполнение задания дается всего полминуты. Пока жюри оценивает ваши ответы, я прочитаю данные слова как нужно.

Озлобленный, ободренный, обмежеванный, обобщенный, раскрепленный, разлученный, позолоченный, повторенный, повторен, повторена.

15. Слово учителя о 5-м конкурсе

Вам предлагается орфографическое задание – вставить в словосочетаниях пропущенные буквы, указать над словами часть речи. На выполнение задания – полторы минуты. Листочки передайте жюри.

Тревож…щий камыш.
(Не) провере…ая учителем работа.
Вещь спрята…а.
(Не) краше…ый пол.
Купле…ый товар.
Подстрел…ая птица.
Речи проникнове…ы и взволнова…ы.
Вяза…ый шарф.

16. Слово учителя о 6-м конкурсе.

Пока жюри подводит итоги по 2 последним конкурсам, вы получите следующее задание – грамматическое. На листочках – предложения с грамматическими ошибками. Вы должны указать ошибки и исправить предложения. Каждой команде – по 1-му предложению. На работу дается одна минута.

1 предложение. Ученик, написавший изложение без единой ошибки, получит высокую оценку. Ошибка: нарушение видовременных отношений (у причастий будущего времени нет).

2 предложение. Каждый, пожелавший бы участвовать в соревнованиях, может это сделать. Ошибка: категории наклонения у причастий нет.

3 предложение. Фрукты нового урожая, отправляющегося с юга, уже поступают на север. Ошибка: нарушение в выборе нужного, в данном случае страдательного причастия.

Варианты исправленных предложений.

1) Ученик получит высокую оценку, если напишет изложение без единой ошибки.

2) Каждый желающий может участвовать в соревнованиях.

3) Фрукты нового урожая, отправленные с юга, уже поступают на север.

17. Прослушивание ответов команд, выставление баллов за 6-й конкурс

18. Слово жюри по итогам 4 и 5 конкурсов

19. Слово учителя о 7-м конкурсе

А сейчас небольшая разминка – конкурс капитанов. Капитаны, вам нужно вспомнить, в названии каких художественных произведений (и русских, и зарубежных писателей) имеются причастия. (Приложение 2)

20. Конкурс капитанов на знание художественных произведений

21. Слово жюри по итогам конкурса капитанов

22. Слово учителя о 8-м конкурсе

Следующее задание – конструирование предложения с использованием причастий и причастных оборотов. Вам нужно письменно объяснить значение термина «предложение», уместно используя при этом нужные причастия и причастные обороты. На оформление ответа дается полторы минуты.

Возможные ответы. Предложение – грамматически и интонационно оформленное сочетание слов или одно слово, выражающее законченную мысль.

Предложение – минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью.

23. Прослушивание ответов команд – объяснение значения термина «предложение»

24. Слово жюри – выставление баллов за 8-й конкурс

25. Слово учителя о 9-м конкурсе

Последний конкурс 1-го тура – конкурс на знание фразеологизмов, в которых есть причастия. Напомню о том, что причастия встречаются чаще всего во фразеологизмах библейского происхождения. Полторы минуты вам на запись фразеологизмов с причастиями. (Приложение 3)

26. Прослушивание ответов команд

27. Слово жюри – выставление баллов за 9-й конкурс

28. Музыкальная пауза

29. Подведение итогов 1-го тура

30. Слово учителя о 10-м конкурсе

Во 2-м туре игры КВН – 2 творческих конкурса. 10-й конкурс необычен. На сегодняшнюю игру вы подобрали картину, в названии которой есть причастие.

Сначала посмотрите на картину К.Маковского. Она вам знакома. Называется «Дети, бегущие от грозы». Я предлагаю вашему вниманию описание этой картины. Подготовил его член жюри…………….

(Чтение описания картины К.Маковского.)

Ребята, вы заметили, что в описании картины Маковского ученик (ученица) умело употребил (а) выразительные причастия.

А теперь ваша очередь поработать над описанием уже «своей» картины. Составьте текст из 6-7 предложений с причастиями. Время на подготовку описания – 6 минут.

31.Работа команд над описанием картины

32. Прослушивание описания картин

33. Слово жюри – выставление баллов за 10-й конкурс

34. Слово учителя о 11-м конкурсе

Последний конкурс – конкурс домашнего задания. Это инсценировка грамматических сказок о причастиях. Жюри оценивает артистичность игроков команд.

1 команда – сказка «Как причастия появились».
2 команда – сказка «Как причастия с прилагательными подружились».
3 команда – сказка «Страдания страдательного причастия».

35. Инсценировка грамматических сказок

36. Слово жюри – выставление баллов за 11-й конкурс

37. Подведение итогов всей игры. Выявление команды-победителя

38. Заключительное слово учителя.

Мы провели большую лингвистическую игру КВН и убедились в том, что причастия в нашей жизни занимают не последнее место. Хочется надеяться, что в дальнейшем вы смело будете их использовать в своей устной и письменной речи.

Активных участников игры мы награждаем небольшими сборниками стихов поэтов серебряного века.

39. Награждение отличившихся участников игры КВН

40. Слово учителя

А закончим сегодняшнюю встречу песней «Школьный корабль», в которой опять-таки есть причастия. Но песня эта – вне конкурса…

41. Исполнение песни «Школьный корабль» (сл. К.Ибряева, муз. Г.Струве).