Урок математики по теме "Тела вращения. Цилиндр"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Цели урока:

  • Образовательная: дать понятие "тело вращение", обеспечить в ходе урока освоение основных понятий тел вращения (цилиндр); опираясь на эти знания учащихся, вывести формулы полной поверхности и объема цилиндра.
  • Развивающая: способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, выделять главное; развивать пространственнон воображение.
  • Воспитательная: воспитывать эстетический вкус, интерес к предмету.

Тип урока: урок освоения новых знаний

ХОД УРОКА

Организационный момент (4 мин).

1. Приветствие учащихся

2. Проверка готовности учащихся к уроку

3. Психологический настрой:

"Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию". Я. Каменский

4. Ознакомление с целями урока

Сегодня на уроке мы рассмотрим тела вращения (цилиндр), изучим их образование, элементы выведем формулы полной поверхности. Вы должны принимать активное участие в изучении темы, чтобы понять, запомнить и воспроизвести данный материал. Для изучения новой темы нам необходимо вспомнить ранее изученный материал.

Подготовка к изучению нового материала (10 мин).

Фронтальный опрос.

  1. Определение прямоугольника, его площадь и периметр.
  2. Как найти площадь круга, длину окружности. (слайд 1, 2)
  3. На каком чертеже изображен вписанный многоугольник, вписанный круг, описанный многоугольник, описанный круг. (слайд 3)
  4. Покажите призму и пирамиду. (модели)
  5. Как можно получить призму. (слайд 4)
  6. Как можно получить пирамиду. (слайд 5)
  7. Определение кругового сектора. (слайд 6)
  8. Полная поверхность призмы и пирамиды.

Изучениет нового материала (40 мин).

1. Понятие "тело вращения". (слайд 7, 8, 9)

Когда человеку стали необходимы тела вращения? Археологические раскопки показывают, что кувшинами из глины, копьями люди пользовались еще до нашей эры. А теперь тела вращения окружают нас повсюду: в быту, технике и на производстве. Геометрические тела, такие как конус, цилиндр, шар, усеченный конус, используют чаще всего в совокупности с другими телами или друг с другом. Например, в техникелюбой узел станков и механизмов есть сочетание тел вращения с многогранниками, любую проволочку, трубу можно рассматривать как цилиндр пустой. На производстве приходится пользоваться гвоздями, которые представляют собой сочетание цилиндра, конуса, усеченного конуса, и киянкой - сочетание параллелепипеда и цилиндра.

Если люди издавна пользовались телами вращения в быту, то поэтому, вероятно, их так много сохранилось до наших дней. Это кастрюли, стаканы, бутылки, вазы, ведра и многое другое. Но самое большое применение нашли тела вращения в технике. Поэтому сейчас создано много различных станков дляполучения тел вращения. Конструкторы машин вычисляют вес любой детали сначало по чертежу, поэтому очень важно уметь вычислять поверхность не толькоотдельного геометрического тела, но и совокупность их. Без труб сантехнику не обойтись, втулка насоса с которым надо работать состоит из совокупности цилиндров. Можно сказать, что тела вращения находят свое применение во всех сферах деятельности человека.

2. Получение цилиндра.

  • у учащихся на столах лежат прямоугольники разных размеров, им предлагается их повращать. (слайд 10)
  • параллельный перенос какой фигурынужно выполнить,чтобы получить цилиндр? (слайд 11)
  • элементы цилиндра и его свойства. (слайд 12, 13, 14)
  • цилиндр более схож с призмой или пирамидой?

3. Сечения цилиндра. (слайд 15, 16, 17, 18)

4. Развертка цилиндра. (слайд 19)

5. Вывод формулы полнойповерхности цилиндра. (слайд 20, 21, 22)

6. Объем цилиндра. (слайд 23, 24, 25)

Проверка понимания нового материла, его закрепление (30 мин).

Контрольные вопросы. (слайд 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36)

Подведение итогов урока (5 мин).

  1. Отметить активность учащихся.
  2. Прокомментировать и выставить оценки.

Любая тема, изучаемая на уроках нужна для общего развития, расширения интеллекта, применение ее в вашей избранной профессии.

Домашнее задание (1 мин).

Составить опорный конспект по теме "Тела вращения. Цилиндр".